YRGB 2024 — конкурс по созданию игр для ZX Spectrum

в 7:00, , рубрики: YRGB, zx spectrum, разработка игры
YRGB 2024 — конкурс по созданию игр для ZX Spectrum - 1

Меня зовут Михаил Судаков, я журналист и программист со стажем (работал в журнале Game.EXE, а сейчас я главный редактор «КГ‑Портала» и «Идеального пикселя»). А ещё я коллекционирую ретро‑игры, ретро‑технику и старые книги про компьютеры. В моей квартире практически нет стенок, свободных от всего этого добра, — одна только коллекция компьютерных игр на аудиокассетах насчитывает около 5000 наименований.

Три года назад я присоединился к команде Яндекс Музея. Работа у нас безумно увлекательная и даже полезная: мы спасаем старые компьютеры и приставки от забвения (а иногда и буквально от мусорного ведра), даём всем посетителям повзаимодействовать с редкой техникой 70-х, 80-х, 90-х и 2000-х годов, проводим бесплатные экскурсии по истории компьютеров и приставок, реставрируем плохо выглядящие и ремонтируем сломавшиеся экземпляры… Одним словом, налаживаем прямую связь между старой техникой и современным миром.

И сегодня я хочу рассказать вам о YRGB — международном конкурсе по разработке ретро‑игр, который Яндекс проводит с 2019 года.

Участникам необходимо разработать самостоятельную игру, свободную от авторских прав, для платформ ZX Spectrum 48K/128K и загрузить её на страницу конкурса до 27 июля 2025 года. Так что если вы когда‑нибудь делали игры или хотите попробовать, но опасаетесь масштаба современных платформ, этот пост для вас.

Краткий экскурс: ZX Spectrum

Жизнь отечественных геймеров в конце 80-х — начале 90-х годов была очень непростой. Из советских электронных развлечений были разве что клоны Pong вроде «Видеоспорта», карманные электронные игры типа «Ну, погоди!» (тоже клоны, но уже серии Game & Watch от Nintendo), несколько десятков советских компьютеров с довольно ограниченным набором софта да несколько сотен (!) клонов британского компьютера ZX Spectrum.

Про него и на Хабре, и во всём интернете написано бесконечное количество статей, поэтому не будем вдаваться в подробности. Просто напомним, что этот компьютер вышел в Великобритании в 1982 году, за всю историю существования продался тиражом в 5–6 миллионов копий (это только официальные модели), а в 1985 году очутился в ОКБ Львовского политехнического института для снятия осциллограмм. Это, а также наличие полученной из ГДР оригинальной схемы и фотокопий страниц журнала из ФРГ с дизассемблированным ПЗУ, позволило буквально в течение месяца разработать собственную схему с аналогичными параметрами.

Машина могла похвастаться процессором Z80 на частоте 3,5 МГц, картинкой с 15 цветами и разрешением 256 × 192, а также 48 килобайтами ОЗУ. На изображение накладывалось несколько серьёзных ограничений — например, в одном знакоместе 8 × 8 пикселей теоретически нельзя выводить больше двух цветов (практически это ограничение обходится с помощью технологии мультиколора, но это уже совсем другая история).

ZX Spectrum 128K. Источник: Wikipedia

ZX Spectrum 128K. Источник: Wikipedia

Назвать ZX Spectrum передовым компьютером было, конечно, сложно, но простая архитектура и относительная дешевизна сделали своё дело как у него на родине, так и на территории бывшего СССР. Под ZX Spectrum выпущено несколько десятков тысяч программ, и каждый год выходит ещё порядка 200–300 новых — преимущественно игр.

Чего ждать от YRGB 2024

ZX Spectrum знают и любят миллионы жителей как России, так и других стран, где он был популярен (например, Испании, Португалии и Бразилии). Именно поэтому вот уже которой год Яндекс Музей проводит YRGB — конкурс, посвящённый разработке игр для этого компьютера.

Кстати, в прошлый раз, когда прошёл YRGB v3, мы даже попробовали расширить список компьютеров, добавив в него несколько других легендарных моделей типа Commodore 64 или Amstrad CPC. Но большая часть заявок пришла всё равно для «Спектрума», поэтому в этом году мы решили вернуться к истокам.

Цель YRGB 2024 — выявить лучших разработчиков для ZX Spectrum и вдохновить их на написание очередной порции игр, которые в 80-е и 90-е считались бы AAA‑блокбастерами. Победителями и призёрами предыдущих конкурсов становились именно такие релизы, так что схема вполне рабочая.

Кстати, изучить игры‑победители и даже сыграть в них можно по этим ссылкам: YRGB 2019, YRGB 2020 и YRGB v3.

Игры-победители прошлых сезонов: Valley of Rains, Space Monsters Meet the Hardy, Yazzie, Drift, Marsmare: Alientation и Seraphima

Игры-победители прошлых сезонов: Valley of Rains, Space Monsters Meet the Hardy, Yazzie, Drift, Marsmare: Alientation и Seraphima

Призовой фонд по сравнению с прошлым годом подрос до 215 000 рублей, бо́льшая часть которых будет распределена решением авторитетного жюри. 20 000 рублей уйдёт обладателю приза зрительских симпатий, который выбирается голосованием на официальном сайте.

Жюри выставит играм оценки по 10-балльной шкале в трёх категориях: «Геймплей», «Графика» и «Музыка». В прошлые годы эти оценки складывались — так определялась тройка лидеров, которая и получала все призовые деньги. Но в этот раз мы решили дать шанс играм, которые, например, отстают по графике или по звуку, но могут похвастаться шикарной играбельностью. Поэтому тройка лидеров теперь есть в каждой категории, а призовые деньги распределятся так:

YRGB 2024 — конкурс по созданию игр для ZX Spectrum - 4

Правила YRGB 2024 предельно простые: надо сделать игру для любой фирменной модели ZX Spectrum (48К, 128K, +2 или +3), не нарушающую ничьи авторские права и не являющуюся прямым ремейком или демейком какой‑то другой игры. А потом — подать заявку и загрузить файл в формате TAP, TZX, TRD или SCL.

Специально для этого конкурса мы сделали крутой сайт в стилистике пиксель‑арта. В оформлении используются только классические 15 цветов ZX Spectrum — кроме, разумеется, фотографий жюри и иконок соцсетей. Там же можно подробнее изучить условия конкурса и ознакомиться с членами нашего международного жюри, которые живут в России, Казахстане, Великобритании, Испании и Португалии.

7 августа 2025 года все присланные на конкурс игры будут опубликованы на сайте, где их можно будет скачать или поиграть в онлайн‑эмуляторе, а потом — поставить свою оценку по 10-балльной шкале.

Полезные ссылки для участников

Если у вас уже появилось желание сделать игру для ZX Spectrum, но нет соответствующих умений, то не переживайте — это не очень сложно. Те, кто умеет программировать, могут написать её на ассемблере, Бейсике, Си или нескольких других языках, которые существуют для этого компьютера. Если серьёзное программирование на всём вышеописанном не для вас, то не беда — для «Спектрума» выпущено несколько готовых движков и средств разработки, которые позволяют сделать динамичную игру без погружения в тот же ассемблер.

Далее — полезные ссылки для тех, кто хочет поближе познакомиться с ZX Spectrum или начать делать для него игры.

Эмуляторы:

Архивы игр и прочего софта:

  • Virtual TR-DOS — дисковые версии, много русских или локализованных игр;

  • ZX-Art — база с графикой, музыкой и софтом;

  • Spectrum Computing — самая актуальная база спектрумовского софта;

  • World of Spectrum — самая старая и заслуженная база софта.

Книги:

Статьи:

Движки и средства разработки:

  • Arcade Game Designer (AGD) c редактором карт, спрайтов и скриптами (работает на ZX Spectrum);

  • AGDX — улучшенная версия конструктора AGD (работает на ZX Spectrum);

  • AGDmini — версия этого же движка с миниатюрными спрайтами 8 × 8 пикселей;

  • Multi-Platform Arcade Game Designer — этот же движок, но предназначенный для работы под Windows;

  • z88dk — компилятор C с возможностью написания под ZX Spectrum (в составе есть splib, на которой работают движки от Mojon Twins);

  • La Churrera — движок от испанской команды Mojon Twins.

Мультиколорные движки:

У этих движков есть интерфейсы для ассемблера, Си через z88dk или Borel ZX Basic.

Графические редакторы:

Музыкальные редакторы:


Надеюсь, вас заинтересовал этот конкурс и вы задумаетесь о том, чтобы сделать хотя бы одну игру для ZX Spectrum (хотя количество заявок не ограничивается — делайте хоть десять). Ведь разработка игр для ретро‑компьютеров — это не только возможность достучаться до очень активной и благодарной аудитории, но и своего рода вызов своим умениям. В конце концов, это просто дико увлекательное занятие!

Автор: mikhailsudakov

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js