В нашем блоге мы уже рассказывали о том, как рестораны внедряют системы автоматизации работы (например, Jowi), гуглят посетителей и внедряют дизайн-подходы к созданию меню. Кроме того, мы касались и темы уровня шума в заведениях.
Люди ходят в кафе и рестораны для общения, а значит, уровень шума должен быть приемлемым для спокойного разговора. Но как этого добиться?
Эффект Ломбарда
Типичная ситуация — компания людей сидит в ресторане и наслаждается отличной едой и напитками. На фоне играет приятная музыка, общение идет своим чередом. Однако вскоре участники посиделок начинают повышать голос — иначе собеседники уже не смогут услышать друг друга. И так делают посетители за каждым столиком.
В итоге общий гул в помещении нарастает, а каждый из тех, кто в нем находится говорит все громче и громче. Это явление получило название эффекта Ломбарда.
В предыдущем материале мы приводили сравнение уровня шума в децибелах и источника, который мог бы издавать его в реальной жизни. Освежим цифры:
- 60 децибел — звук обычного разговора, безопасный уровень.
- 70 децибел — так звучит стиральная машина, безопасный уровень.
- 80 децибел — звук оживленной автодороги, все еще безопасный уровень.
- 85-90 децибел — примерно равняется мощной газонокосилке, при воздействии на органы слуха на протяжении 8 часов в день могут быть проблемы.
- 95 децибел — мотоцикл, при воздействии такого шума на протяжении 8 часов в день будут проблемы.
- 100 децибел — эквивалетно работающим аэросаням, риск при воздействии на протяжении 2 часов в день.
- 110 децибел — рок-концерт, и 30 минут достаточно для возникновения проблем.
При этом, эксперименты показывают, что в некоторых заведениях уровень шума может достигать 86 децибел (с пиками до 97 децибел) — это значит, что их гости просто рискуют своим здоровьем.
Иногда шум используется для того, чтобы посетители слишком долго не занимали свои места (в таких заведениях, как правило, и кухня не из лучших), однако хорошие рестораны стремятся к тому, чтобы создать комфортную среду для своих гостей.
Откуда берется шум
В кафе и ресторанах общий шум складывается из фоновой музыки, звуков приготовления еды и, самое главное, разговоров посетителей. Общий «вклад» определенного источника в общее шумовое сопровождение определяется его громкостью и временем реверберации (постепенного уменьшения интенсивности звука). Если время реверберации высоко, то исчезновение нежелательного звука тянется дольше.
Соответственно, в помещениях с высокими временами реверберации будет шумно. При этом, более высокий уровень шума создает еще больше нежелательных звуков, которые также вносят свой вклад в общий уровень громкости. Это значит, что люди, не участвующие в определенной беседе, все равно будут ее слышать, что может быть для них нежелательно.
Поэтому, для сохранения комфортной среды, число гостей, одновременно находящихся в помещении не должно быть выше нормы. Однако для ресторана это нежелательный выход — меньше гостей, значит и меньше прибыль.
Что делать ресторанам
Специалисты компании Bapacoustics в посте в своем блоге приводят следующую информацию: максимальное число людей, которые могут находиться в помещении при сохранении комфортного уровня шума, называется акустической емкостью. Она рассчитывается по следующей формуле:
Акустическая Емкость = Объём пространства / 20 * Время реверберации
Как уже сказано выше, снижать количество гостей в помещении — не лучший выход для ресторана, поэтому стоит задуматься о повышении акустической емкости. Сделать это можно с помощью специальных звукоулавливающих элементов. Ниже представлена 3D-модель ресторана без таких элементов:
Предположим, что на картинке выше изображено помещение с деревянной крышей, бетонным полом и облицованных гипсокартоном стен. Площадь помещения составляет 165 квадратных метров, а высота потолков — 4 метра. В таком случае акустическая емкость помещения составит 25 человек.
В свою очередь, если использовать звукопоглощающие панели, размещенные на потолке и стенах, то время реверберации можно снизить с 1,2 секунд до 0,5 с, а акустическая емкость возрастет с 25 до 66 человек.
Разница в уровне шума слышна отчетливо — на первой записи помещение не оборудованное поглощающими элементами, а на второй — с ними.
Подобные нововведения стоят недешево — в прошлом материале мы приводили пример ресторана, который потратил на переоборудование $30000. Однако в конечном итоге подобные усилия стоят того, поскольку рестораны могут принимать больше гостей, а они сами лучше проводят время и затем оставляют положительные отзывы в интернете, что способствует притоку новых клиентов.
Автор: lol_wat