Высокотехнологичное устройство, с привлекательным дизайном сочетающее в себе предусилитель, усилитель для наушников и USB ЦАП, разработанное для современного дома.
• Поддержка DSD (Direct Stream Digital)
• Усилитель для наушников с поддержкой симметричного и несимметричного подключения
• Ступенчатый аттенюатор с удаленным управлением
• Высокоточные кварцевые генераторы тактовой частоты с низким уровнем фазовых шумов и поддержка USB в асинхронном режиме
• Раздельные источники питания для левого и правого каналов
• Аналоговая, цифровая и силовая части устройства выполнены на отдельных печатных платах для минимизации помех
• Симметричная схема подключения на базе двух монофонических цифро-аналоговых преобразователей AD1955
• Высококачественные операционные усилители AD827Q и MUSES 02
• Линейный блок питания с тороидальным трансформатором на несколько раздельных шин питания
Вот такой или почти такой информацией вас встречает раздел линейки продуктов ESSENCE – High End Hi-Fi Audio, посвященный этому устройству на официальном сайте Asus.com.
В конце 2013 года, Asus анонсировала выход флагмана своей линейки Essence, а в 2014 году было опубликовано несколько обзоров данного устройства, в частности на Stereo.ru, Salonav.com, Ixbt.com и других ресурсах. В завершении устройство получило звание «Лучший продукт» в категории Европейский USB DAC 2014-2015 от EISA.
Довольно активное обсуждение продукта среди любителей цифрового звука и приверженцев звуковых устройств от Asus до его появления на прилавках и после. Складывалось впечатление, что весь мир уже знает о данном устройстве и даже знал о нем до его появления на свет божий, ВЕСЬ … кроме меня ))
Поэтому вся дальнейшая история моего знакомства с Essence III напоминала мне советский кинофильм Леонида Гайдая 1975 года по произведениям Михаила Зощенко – «Не мо́жет быть!»
И всё так чинно-благородно! По-старому!
Именно в таком неведении и началось моё знакомство с данным устройством.
Вопрос с USB DAC для себя я решил еще в 2010 и больше в этом направлении не продвигался по разным житейским причинам.
Обзор наушников для геймеров дал повод задуматься о поиске USB ЦАПа с более менее приличным выходом на наушники, который соответствовал бы данной ценовой категории этих самых наушников. Как раз в тот же период мне скинули список устройств от Asus, которые можно было взять на тесты. Из всего списка меня заинтересовали только два раздела, наушники и USB-ЦАПы. Будь я в тот момент более осведомленный в плане актуальных продуктов от Asus, я не совершил бы той ошибки, которая в последствии наполнила мою жизнь радостью бытия ))
Но в тот момент я глянул на список устройств из серии USB-DAC, и ткнул пальцем в верхнее по списку устройство, убедившись, что выход на наушники есть. Быстро заскочив в поисковик, я бегло глянул на предполагаемого кандидата и визуально убедившись, что выход на наушники таки есть, дал подтверждение, что беру! К своему дальнейшему сожалению, во-первых я глянул не на Essence III, а на Essence STU, а во-вторых, я наивно полагал, что беру устройство из ценовой категории 15-25 тысяч рублей и моего оборудования должно хватить для тестов.
Я спрашиваю — дочка где? Не та, вторая, а эта.
И вот в один прекрасный день мне звонит шеф и сообщает, что устройство можно забрать. Первое, что меня насторожило в момент получения устройства, так это размер, а главное вес коробки. Оформление самой упаковки я не успел рассмотреть, поскольку сама коробка была завернута в пакет. Но разбираться было некогда, коробку я забрал без долгих диалогов.
Спустя некоторое время я нашел время спокойно начать разбираться с полученным устройством, распаковывая коробку, я начинал понимать, что все будет не так просто как я предполагал изначально ))
К слову, упаковка была уже в боевом состоянии, видимо это было то самое устройство, которое когда то уже сделало круг по рукам исследователей, поверхности наружной обертки и самой коробки затерты, углы крышки коробки порваны. Позже мне даже пришлось их склеить, что бы придать культурный вид для фотографии ))
Но само устройство было в идеальном состоянии, из чего я сделал вывод, что качество материалов корпуса очень серьёзное!
Только устройство было не то, которое я ожидал увидеть, а более навороченное.
Особенно меня озадачила задняя панель обильно усеянная «взрослыми» интерфейсами для подключения кабелей и некоторое количество переключателей и мелких «крутисторов».
Глядя на всю эту красоту, я начал чувствовать некий подвох )) Но раз я уже дошел в своих исследованиях до самого устройства, решил, что ради интереса подключу пока то что было в наличии. А в наличии был довольно скудный комплект из бюджетной линейки CD проигрывателя и стерео усилителя от NAD.
Первый вариант соединения я выполнил по классической схеме:
CD проигрыватель – коаксиальный кабель — ЦАП – Усилитель – Колонки, достал проверенный фирменный диск от TELARC и попытался послушать эту связку. При первой же регулировке громкости, я понял, что при коммутации я совершил какую то ошибку. Перепроверил, обнаружил, что ЦАП, может работать в двух режимах, как предусилитель и как обычный ЦАП. Переключил тумблер VR bypass switch в положение «on», что бы в тракте не работало два предусилителя. Включаю заново, все равно, какой то компонент врет.
Конечно, я знал возможности своего тракта, и было понятно, что усилитель слабое звено во всем этом сооружении. Ибо CD проигрыватель в данном случае использовался как транспорт и огрехи его звучания должны быть минимизированы за счет не задействованного внутреннего ЦАПа, колонки изначально брались для компонентов более высокой ценовой категории, технически это аналог Dynaudio Focus 160. Подумать на ЦАП? Да вряд ли, он же стоит … кстати, а сколько он стоит и что я вообще получил на руки? Выписал с упаковки название.
«OK Google – что у меня за штуковина?»
Найденный обзор на IXBT меня реально подкосил, особенно после обозначенной стоимости этого устройства. Вот тут и пришло осознание полной безнадежности в сложившейся ситуации и…паника, ибо ничего из подходящих компонентов для дальнейшего теста не было.
Немного приведя себя в чувство, было понятно, что собственно с самим источником можно особо не париться, ноутбук, слава богу, под рукой есть. CD проигрыватель будет работать как транспорт и даже при самых худших раскладах, особой печали быть не должно, даже в связке с тем «монстром» от Asus, который мне достался ))
Главная проблема состояла в отсутствии подходящего стерео усилителя или усилителя мощности и наушников.
В следующий раз — быстро не женись!
Звоню шефу, объясняю весь трагизм ситуации, каюсь, прошу понять и простить, и вообще, мол заберите назад ваше произведение искусства, а мне что попроще дайте ))
На что мне спокойно ответили, что назад ничего забирать не будут, но комплект дополнят необходимым минимумом. В общем, выпросил наушники Sennheiser HD650, думаю, хотя бы в ушах проверю качество звучания.
Я, может, за месяц готовился к таинству брака! Я, может, за полгода сходил в парикмахерскую, в баню!..
Пока ждал наушники, начал подготавливать материал для прослушивания. Порывшись в загашнике, нашел несколько качественных компакт дисков, этого должно было хватить для работы с CD проигрывателем.
Ну а DSD запустим c ноутбука.
Дополнительно вспомнил, что мой усилитель NAD C 326BEE технически разбит на блок предусилителя и усилитель мощности, которые соединяются между собой перемычками. А также вспоминая старые обсуждения на тематических форумах своего усилителя, припомнил, что как раз основные жалобы были на качество работы предусилителя.
А этот факт давал слабую надежду на то, что сам мощник должен дать шанс в сложившейся ситуации на определенный успех. Конечно, подобного мощника не хватит раскрыть весь потенциал топового ЦАПа, но уже появилось устойчивое желание минимизировать потери, выкинув из тракта заведомо слабый предусилитель и проверить работу получившегося тракта.
В результате звуковой тракт приобрел следующую структуру: СD проигрыватель – Essence III в качестве ЦАПа и предусилителя – NAD C326BEE в качестве мощника – колонки Sound Sound ML-1.
Начав прослушивание данной связки, я был поражен тем изменениям, которые внес Asus в звучание на некогда знакомых до боли компонентах и материалах. Конечно, буду справедлив, система не превратилась в систему High End уровня, да и в верхнюю линейку Hi-Fi не перекочевала, НО, её качественный уровень реально поднялся на ступень выше, и это было отчетливо слышно!
Некоторое время я получал удовольствие от полученного преобразования своей системы, отложив само тестирование в сторону. Для меня это был бесплатный бонус в виде возможности услышать результаты подобного апгрейда, и осознать, чего именно не хватало моей системе для качественного прироста её звучания.
Далее нужно было готовить ноутбук для проигрывания файлов с DSD потоком, на что, как вы понимаете, я вначале абсолютно не рассчитывал. Но раз уж для меня была озвучена поддержка DSD, игнорировать эту особенность было нельзя, как говорится, иначе «пацаны не поймут» ))
Честно скажу, я никогда не интересовался проигрыванием DSD файлов. Ну, просто не было в жизни такой потребности, а тут такая «физибилити» подвалила! Благо Google никто не отменял и часть пробелов в моих знаниях, через некоторое время, удалось восполнить.
Кстати, инструкция по настройке Foobar есть и на самом сайте Asus
Собственно установил до боли знакомый Foobar, необходимые к нему плагины и сами драйвера для Essence. Кстати, самому Essence удалось обновить прошивки на последние версии, из тех, что доступны на официальном сайте. Кстати, тоже плюс в карму Asus.
Дело оставалось за малым, нужно было найти сами файлы необходимого формата. Где берут подобное, полагаю, рассказывать не нужно ;)
Однако меня удивило, как мне показалось, довольно скудное количество по запросу на DSD файлы, которые я искал на известном ресурсе. Я искренне надеялся, что увижу богатый выбор ассортимента в данном формате. Точнее разнообразие было, но DSD снятых с SACD дисков было не много из того репертуара, который был мне интересен. А все интересное, было оцифровкой винила. Проверяя качество звучания, я пришел к выводу, что оцифровки с винила имели низкий уровень низкочастотного диапазона и для полноценного звучания нужно было использовать сабвуфер. Сабвуфер в арсенале имелся в лице REL, а именно Stampede, из музыкальной серии «S». Но на данном этапе я не планировал его использование. Поэтому отобрал рипы с SACD дисков с хорошо прописанными басами.
В итоге для тестов были выбраны следующие материалы:
Lars Erstrand — The Lars Erstrand Sessions (DSF, DSD64) Jazz
Malia, Boris Blank – Convergence (DFF, DSD128) Electronic, Jazz
Masanori Ikeda – The Loud Works (DSF, DSD64) Electronic, Deep House
Rochester Chamber Orchestra Brian (DSF, DSD64) Classic
После установки последней «голой» версии Foobar, а также всех необходимых плагинов для Foobar и драйверов от Asus для воспроизведения DSD потока, у меня получилось следующее со следующими возможностями настройки:
Забегая вперед, скажу, что в результате дальнейших тестов двух вариантов ASIO Driver, я все-таки остановился на родных от Asus
Также очистил все DSP
Немного про ноутбук, старый HP nc6320, с обновленным процессором до C2D T5600, 3 Gb ОЗУ и SSD128Gb. Беспроводные интерфейсы были отключены, весь материал был залит на SSD. Ноутбук работал от внутренней батареи.
В качестве пробного эксперимента и учитывая набор техники находящийся под рукой, я решил сравнить с какого источника будет лучше звучание, с CD проигрывателя или ноутбука. С ноутбука должны были воспроизводиться WAV файлы, предварительно рипнутые с CD дисков, которые должны были проигрываться в CD проигрывателе.
СD проигрыватель был подключен коаксиальным кабелем. Ноутбук подключил USB кабелем не из комплекта, а который я использовал еще на своем старом ЦАПе, с «позолоченными» контактами ))
Получился довольно забавный и очень интересный для меня тест.
Еще раз меня поразило то приятное преобразование моей системы за счет замены предусилителя. Очень приятное звучание, детальное, открытое, с хорошей сценой (в рамках моего помещения), прекрасный бас, вокал открытый и эмоциональный. В целом звук очень сбалансированный, ни разу не возникло сожаления об отсутствии в тракте темброблока!
Я её могу узнать — но в пальто!
Поиск разницы в звучании между двумя источниками потребовал несколько большего времени, чем я ожидал. Пришлось прослушать несколько разных материалов и вот запись с Audiophile Vocal Recording с композицией «Fever / Valerie Joyce» четко показала несколько упрощённую схему передачи звука с CD проигрывателя. Это выражалось в чуть более упрощенной и несколько резковатой передаче среднечастотного диапазона, в частности разница хорошо читалась при игре саксофона. Также можно было отметить немного другую структуру стерео панорамы, которая была несколько размыта или как говорят менее телесная, крайние звуки чуть больше липли к динамикам. Сама сцена имела чуть меньшую глубину.
На некоторых материалах, к примеру, The Best of Pink Floyd «Hey You», я долго ловил конкретные причины, по которым было ощущение, что звук с ноутбука был более привлекателен для меня.
Но стоило прослушать на CD проигрывателе несколько композиций из Pink Floyd и эта разница уже терялась.
И кстати, основной причиной таких мучений было отсутствие прямого выбора источника у Asus Essence III! Если честно, именно этот недостаток я считаю самым крупным у данного устройства. Ибо данный факт постоянно осложнял все сравнительные тесты!
В общем, к приезду наушников стало ясно – основным источником для проверки работы усилителя для наушников будет ноутбук, подключённый через USB 2.0.
Наконец-то приехали наушники, и нужно было продвигаться дальше. Но уже было понятно, что просто одними наушниками для некой полноценности обзора не обойтись. Тем не менее, наушникам, а точнее встроенному в Essence III усилителю для наушников, тоже нужно было уделить соответствующее внимание.
Вы слышите, грохочут сапоги?
Тест усилителя для наушников встроенного в Essence III мне представлялся довольно не сложным, поскольку не нужен был ни усилитель, ни колонки.
Ром, свиная грудинка и яичница – вот и всё, что мне нужно.
По сути, нужен был источник звука, сам Essence и наушники – все так просто!
Подключив Sennheiser HD650 к Essence III я, конечно, был впечатлен уровню звучания самих наушников.
Детальность, открытость, приятный мягкий бас и динамика меня очень порадовали. Правда, к детальности и динамике, я также отметил определенную яркость звучания, но отнес её на счет самих наушников. Но, как известно, первые впечатления могут быть ложными.
И вот посвятив наушникам значительное количество времени, я начал понимать, что в звучании этой связки есть некоторые огрехи. Однако относились эти проблемы к наушникам или самому усилителю для них, сказать сразу и с определенной уверенностью я не мог. По сути, нужны были еще одни наушники как минимум такого же уровня, однако таковых в моем распоряжении не было как собственно и альтернативного усилителя для наушников.
Немного поразмышляв о том, как мне поступить в данной ситуации, решил провести некий, довольно авантюрный эксперимент. А именно было принято решение использовать вторые, имеющиеся у меня беспроводные наушники Sennheiser RS180, которые я подключил к линейному выходу Essence III, переключив тумблер «VR bypass» в положение «ON», поскольку у наушников свой усилитель с регулировкой громкости.
Минус данного эксперимента заключался в более низком классе самих наушников RS180, плюсом был тот момент, что переключаться между двумя выходами (линейный – наушники) можно было довольно быстро.
В качестве источника, вначале, я использовал ноутбук, с которого воспроизводились WAV и DSD. Немного позже, я несколько раз повторил тесты, но уже с использованием CD проигрывателя, поскольку в этом было определенное удобство для меня, а именно наличие ПДУ.
Если опустить техническую разницу между наушниками, то звучание RS180 с линейного выхода было интереснее, с точки зрения структуры звука, конечно, HD650 превосходили младшую модель качеством звука, динамикой, прорисовкой инстурментов.
Прослушивая материал с двух выходов, не смотря на то, что HD650 сами по себе звучали лучше, технически, субъективная симпатия была в сторону линейного выхода, пусть даже с более простыми наушниками.
Это вызвало у меня ассоциацию игры двух музыкантов, начинающего, но на дорогом инструменте и мастера, но на более простом инструменте. Конечно я здесь утрирую, но что бы лучше донести свою мысль ))
Например, вначале я использовал wav, в частности Cafe Zimmermann – Иоганн Себастьян Бах – «3-5 Концерт для двух скрипок и струнных ре минор, BWV 1043» показал, как я слышал, более упрощенную схему построения сцены и структуру передачи звука. Т.е. я говорю не о качестве звука, а о структурных особенностях, поскольку и так понятно, что HD650 сами по себе, играли более качественно.
Немного позже, я вернулся к этой записи, но уже использовал CD проигрыватель и также сделал выводы, что с усилителя для наушников (т.е. в HD650), несколько терялась глубина сцены, терялись или как говорят, мылились верха инструментов третьего плана, зато переднему плану отдавалось больше внимания, из-за этого терялась глубина. Также были вопросы к низкочастотной составляющей, чувствовалась определенная зажатость баса, RS180 чувствовали себя более расковано в нижнем регистре.
Dave Brubeck Quartet «Park Avenue South» — On the Sunny Side of The Street – также у выхода на наушники менее плотный бас, т.е. он фактурный, мягкий но не такой глубокий и нет такого объема как на линейном выходе. Может все-таки наушники?
Последнее, что мне оставалось, это пройти «наушниковый» тест на DSD материале. Если честно, тут вся картина улучшается за счет самого материала, всё-таки высокое разрешение улучшает общее впечатление качества звучания выхода для наушников, в то время как у RS180 передатчик ограничен разрешением CD диска. Тем не менее я продолжал их использовать.
Скажем при прослушивании Lars Erstrand — The Lars Erstrand Sessions “Afternoon in Paris” (DSF, DSD64) восприятие сцены, через выход на наушники и HD650, было ощущение, что сцена немного уменьшена. Через линейный выход со сценой, в моем понимании, все было хорошо. Зато общее впечатление от прослушивания в HD650 было намного лучше, тут уже RS180 не могли составлять какую либо альтернативу, ну только для схематичного анализа звука.
Решил отойти от обозначенного списка и включил в тест PINK FLOYD — Wish You Were Here (DFF, DSD128). Все таки DSD спасает в некотором смысле положение дел с наушниками, но если по честному, хотелось бы большего.
По итогам суммарного прослушивания всех материалов, у меня сложилось не однозначное мнение, и вроде Essence III серьёзный аппарат, и наличие балансного выхода на наушники присутствует, что как-бы намекает, что на эту часть устройства, с точки зрения маркетинга делают определенный упор, однако присутствуют вопросы к качеству звука в наушниках. Также возможно, что и сами наушники в лице HD650 не самый лучший вариант для Essence III, но проверить что-либо из альтернатив такого же ценового диапазона, возможности не было.
А вообще слушать DSD через наушники очень приятно. Странно, что усилителю для наушников в этой модели ASUS уделили так мало внимания. Это касается как выше обозначенных моментов звучания, так и «юзабилити» этого интерфейса, заключающегося, например, в отсутствии регулировки уровня громкости через ПДУ. И как видно, не я один, кто пнул Asus за этот недостаток, ибо с этим моментом были некоторые неудобства.
Возможно, замена ОУ поможет решить вопрос с качеством звучания усилителя для наушников, как это было в одноименных звуковых картах Asus. А вот с дистанционной регулировкой громкости наушников, уже никак ))
Собственно разобравшись, насколько позволяла ситуация, с усилителем для наушников, оставался последний ряд вопросов. А именно, мне стало интересно, в какой ценовой категории находятся компоненты, которые бы стоило подключить к системе и сказать, что теперь система сбалансирована.
Относительно разумным вариантом для меня представлялся поход в какой-нибудь Hi-Fi салон. Поэтому пришлось взять с собой ЦАП, наушники Sennheiser HD650, а также захватив по дороге своего друга, мы отправились в один из таких салонов.
Злой шутник, озорник Купидон
Вначале вошли налегке, «руки в брюки», устройства оставили в машине и пытались сделать вид заинтересованных покупателей. Но консультанты все были заняты, кто в интернете сидел, кто-то уже обсуждал с другими праздно шатающимися «как космические корабли бороздят просторы большого театра», кто уже помогал людям слушать технику.
Немного подождав, покашляв в ладошку и слегка пнув ногой одного из «сведущих», начал объяснять ситуацию что, мол, есть ЦАП, хочу подобрать к нему соответствующий источник и усилитель мощности, дабы получить некую сбалансированную систему.
У меня поинтересовались о каком же именно ЦАПе идет речь? Сказал, что ЦАП от ASUS.
В общем мне вначале предложили сходить за мультимедийными колонками в «Компьютерный Мир», я конечно сделал огорченное лицо, мол уже был, ничего не подошло, только вы моя последняя надежда ))
Посмотрев на меня безысходным взглядом, консультант родил-таки свое одобрение, мол, давайте сюда, что там у вас. Окей, говорю, сейчас принесу.
Принес коробки, начал распаковывать ЦАП, пока распаковывал, консультант окинул коробку беглым взглядом, и приговаривая на фоне подготовки источника и кабелей, что у Асуса нет ничего достойного, а то что есть, так себе и вообще, что мы ерундой страдаем. То, что я страдал ерундой, мне и так было понятно, но прямого отношения к Asus это не имело ))
Вначале я решил подобрать источник, используя для подбора свои наушники, а далее уже перейти к подбору усилителя мощности.
Первым кандидатом мне предложили SACD плеер от (кажется) Denon при цене около 40 докризисных рублей, как нечто более-менее адекватное за «не большие» деньги. Послушав компакт диск через цифру у меня сложилось впечатление, что это развод какой то ))
Честно, звучание не понравилось, даже не смотря на то, что проблемы с наушниками уже были известны и воспринимал я звучание, сравнивая мое домашнее да еще по памяти, но все равно не понравилось.
Говорю, не, а нормальное что-нибудь есть, а то этот хуже моего бюджетного сидюка играет. Как ни странно, но консультант не стал спорить, согласился, что да – этот вариант так себе. Поэтому был предложен SACD проигрыватель Yamaha CD-S 1000 и был озвучен рассказ о том, какой там замечательный транспорт, что это вам не жалкие компьютерные приводы, а весч!
Пришлось согласится, что это вещь, и нам начали готовить комнату для прослушки.
Yamaha, лично мне понравилась и к ней, с моей стороны, особых вопросов не было. Однозначно она была гораздо лучше первого варианта.
Кстати сразу, пока слушали через наушники, мне удалось выпросить еще парочку, Audio-Technica из той же ценовой категории и относительно не дешевые Audio-Technica W5000. Что понравилось, все таки выход на наушники еще показывал разницу между наушниками. По этому поводу сделал для себя отметку, что возможно есть шанс повозиться с выбором подходящих наушников.
Перед прослушиванием уточнили какую акустику мы предпочитаем, я попросил полочные DynAudio Focus 160.
Далее пошло дело за усилителями. Предложенная вначале парочка вроде Maranz MM7025 и Anthem PVA 5, в ценовой категории 1200-1700$, меня не впечатлила. Чувствовалась разница звучания между самими усилителями, но не было ожидаемой качественной прибавки.
Тем временем консультант начал удивляться количеству выходов, количеству крутисторов и переключателей на обратной стороне Essence, это видимо начало разрушать его миф о мультимедийных колонках. Я подозреваю, что после этого он пошел смотреть в интернет, что же мы такое притащили. И в дальнейшем чувствовалось несколько другое отношение к устройству ))
Пришлось просить усилитель следующей ценовой категории, после чего в ход пошли усилители от 2000$-2500$.
И уже Vincent SV-234 мне начал нравится. Следующий уровень в салоне был уже от 7000$, и я отказался от этого ценового уровня, также учитывая и геометрические размеры этих сундуков. И вообще подумал, что Essence III — это же устройство для «современного дома», в котором нет места, а тут усилители размером и весом с банковский сейф. При моей шутке и упоминании размера этих усилителй, вдруг вспомнили про небольшие, я бы сказал компактные и очень современные по внешнему виду, компоненты Luxman, как бы чудом завалявшиеся в салоне.
Идея компонентов с небольшими габаритами мне понравилась, и в систему включили стерео усилитель Luxmann M-200, попадавший в этом салоне в категорию от 2500$. Честно скажу, звучание этого усилителя мне понравилось, а с учетом габаритов и цены довольно оптимально. Также мне предложили сравнить Essense с ЦАП-ом Luxmann DA-200. Этот компонент находился в этой же ценовой категории, и тут при сравнении выяснилось, что линейный выход Essence III выдает относительно слабый сигнал. С причиной этого разбираться было некогда, или это так было настроено с завода или уже накрутили до меня, но данный факт присутствовал.
Кстати в этих тестах было однозначно слышно преимущество использования балансных кабелей!
Так что если будет возможность их задействовать, желательно ею воспользоваться.
— Подумаешь, три дня знакомы.
— Не три! — А сколько? — Четыре!
На самом деле время затраченное на знакомство с Essence III составило далеко не три и не четыре дня ))
Количество прослушанного материала также превышает и намного больше, чем обозначенно в списке обзора. Также для тестов использовался Flac, а в прослушанный материал входили и тяжелые стили музыки. Тесты с использованием Flac я не стал описывать, поскольку основная изюминка Essence III именно в умении работать с DSD. Именно этот факт должен привлечь покупателя присмотреться к данной модели.
К сожалению, не удалось осуществить еще парочку тестов с применением активной акустики, и использование Essence III в уже проверенном сетапе моего друга, который состоит из компонентов верхнего HI-FI сегмента с дополнительным сравнительным тестом ЦАПов от Asus и Hegel с точки зрения использования для CD проигрывателей. Не сложилось.
Но давайте вернемся к Essence III и некоторым его нюансам, касающихся удобств, а еще точнее «не удобства» использования данного устройства. Так сказать — наступлю дважды на больную мозоль.
Рассмотрим лицевую панель:
Сразу скажу, что из далека (1 -1,5 метра) подписи к светодиодным индикаторам читаются плохо, а при моем обычном, не ярком освещении в комнате, вообще не читаются.
Три кнопки слева одинаковые, и если крайняя левая понятно, что «Power», то «Output» и «Input» я иногда путал, даже сидя довольно близко к ЦАПу. Т.е. прежде чем нажать нужную кнопку, нужно прочитать подпись, что бы убедиться, что это нужная в данный момент кнопка, не дай бог вместо Output нажать Input ;)
Теперь главная беда Essence III в плане юзабельности – это пошаговый алгоритм переключения источников сигналов, который очень долго осуществляет это самое переключение. Учитывая, что их целых 5 штук, переключение (той самой кнопкой Input) с Коаксиала на USB кажется вечностью! При проведении сравнительного теста это просто беда.
Что мешало сделать прямой выбор источника сигнала отдельными кнопками или ручкой селектора как скажем у TEAC UD-501, мне не понятно.
Теперь о моторизованном регуляторе громкости. Мне никогда не нравились эти «модные» моторизованные регуляторы громкости, а точнее их не однозначность регулирования в области малой громкости. В моем случае звук в динамиках появлялся в положении регулятора почти на 9 часов, причем иногда следующий шаг громкости появлялся после двух нажатий «+» иногда после одного, были случаи когда увеличишь громкость, а через некоторое время она на понижалась на один шаг.
В свое время у меня были подобные проблемы на усилителе Pioneer A-6, в результате неудобства пользования подобного регулятора, пришлось этот усилитель вообще продать.
Особенно неудобно пользоваться этими регуляторами для регулировки громкости в малых помещениях и тихое время суток из-за ограниченного диапазона регулировки в области малой громкости.
Днем никаких проблем я не испытывал, поскольку рабочее положение регулятора было в области 12 часов.
Теперь о регуляторе громкости наушников, не знаю о чем думал производитель, но подбегать регулировать громкость наушников, когда ты сидишь на диване, а устройство находится в «стойке», очень не удобно! Уж хотя бы электронный, но могли бы реализовать.
В результате вся часть отведенная наушникам получилась какая-то не полноценная. Громкость с ПДУ не регулируется, к качеству звучания имеются претензии. Я соглашусь с предыдущим оратором, лучше бы Asus балансные выходы на наушники выкинули, зато минимум довели бы до ума. Ведь заметьте, ни одного отечественного теста, где бы использовали наушники с балансным подключением, а какая вероятность их использования у конечного пользователя?!
Собственно на этом список огорчений у меня заканчивается ))
Обе ручки регуляторов громкости подсвечиваются светодиодами, подсветка не яркая и придает довольно благородный вид.
О материале самих «крутисторов» громкости, они пластиковые, но за все время эксплуатации никаких негативных ощущений от этого я не испытывал. Если честно, то я вообще случайно вспомнил, что в отличии от самого корпуса Essence III выполненного в металле, ручки выполнены из пластика. Придраться можно только к насечкам на боковой поверхности ручек, попавшая туда пыль немного раздражает, а просто тряпкой вы её не протрете, извлечь её можно только кисточкой или вообще сняв ручки.
Следующий на рассматрении у нас ПДУ.
В целом его внешний вид не вызывает тоски, удобный, приятно лежит в руке, серенький, т.е. не обращает на себя особого внимания.
Единственное, что когда вы будете менять батарейки, вы будете видеть, что все-таки это крашеный пластик.
Форм фактор устройства, это вопрос без ответов, он не под стоечный формат и не половинный как скажем Cyrus, что-то среднее.
Из больших плюсов со своей стороны отмечу качество сборки самого устройства и качество материалов. Тут, на мой взгляд, все замечательно.
Большое количество интерфейсов подключения источников, возможность подстройки уровня сигнала, даже переключаемый режим работы USB с 2.0 на 1.0, интересно кому это нужно? Мне почему-то кажется, что у человека хватившего денег на Essence III, также должно хватить денег на новый ноутбук ))
Ну и качество звучания при использовании линейного выхода, а еще больше при использовании балансного выхода — очень сильная сторона Essence III! Также отмечу хороший уровень предварительного усилителя.
Ну и в заключении рассмотрим сценарии использования Essence III.
Вариант 1
Если вспомнить эту иллюстрацию с сайта Asus, где Essence III позиционируется как высокотехнологичное устройство разработанное для современного дома, а судя по стоимости устройства, то по всей видимости и в помещении не самой малой площади (ну опять-таки судя по картинке).
Тут же вспоминаем про отсутствие регулировки громкости на наушники ))
Вариант 2
Расположение устройства на рабочем столе, тут регулятор громкости для наушников не нужен, потому что ЦАП будет в зоне досягаемости, в качестве акустики используется активная акустика довольно высокого уровня. Как мне кажется, при таком раскладе, вокруг рабочего стола должно быть достаточное пространство, ибо подобная акустика иногда имеет крупные габариты. Использование такой акустики на маленьком рабочем столе на мой взгляд бессмысленно, если только зона прослушивания мониторов будет за самим стулом или креслом, т.е. где то дальше. Вот при таком раскладе функциональность соответствует здравому смыслу. Самое бессмысленное применение данного устройства, на мой взгляд, это его использования только в качестве усилителя для наушников, даже для прослушивания DSD.
А вот использование Essence III с активной акустикой имеющей размер полноценных полочников, на мой взгляд самое интересное как с точки зрения звучания, так и с точки зрения цены. Как показала практика Essence III довольно комфортно чувствует себя в связке усилитель – колонки общей стоимостью 5000$, активная акустика выйдет дешевле. К тому же, при её выборе не будет таких проблем как при выборе отдельных компонентов, т.е. не нужно будет тратить столько времени на отдельный выбор усилителя, а потом еще колонки (или наоборот).
— Ну, узко мне, узко!
— Да где ж узко? Я б даже сказал — широко!
— Да, я и говорю: широко мне.
Действительно, выше обозначенные минусы Essence III, такие как отсутствие нормального селектора источников и некоторые огрехи в качестве звука через усилитель для наушников могут изменить приоритеты при рассмотрении данного устройства к покупке. Ценник за устройство назначен то не малый, соответственно и требования у покупателя скромными не будут!
Однако если вы ищите ЦАП именно для работы с DSD, то картина может поменяться. Скажем количество конкурентов не так велико. Первым на ум приходит выше упомянутый TEAC UD-501, но у него нет предварительного усилителя на линейный выход, с другой стороны при использовании активной акустики это не имеет значение, а ценник ниже.
В сторону Asus призывает балансный выход на наушники, который к сожалению никто в обзорах не тестировал и будет ли он так сильно востребован пользователями так же не известно.
А вот если у пользователя уже сформирована Hi-Fi или High End система, c усилителем мощности, то возможно выбор в сторону Asus может оказаться более приоритетным.
Ну и главным козырем от Asus, пожалуй, будет фирменная фишка по легкой замене операционных усилителей, для подбора нужного характера звучания. Возможно для кого-то этот момент сыграет главную роль. А возможно даже отпадут все вопросы с усилителем для наушников.
К тому же не забываем про обновление ПО от Asus, кому то тоже приятный бонус.
Примечания:
При рассмотрении Essence III к покупке, тщательно отнеситесь к проверке как усилителя для наушников, так и самих наушников, поскольку основные обзоры были сделаны с использованием HD650, что на самом деле может быть далеко не оптимальным выбором.
При работе ноутбука от блока питания, через колонки были слышны явные помехи, однако их не было слышно в наушниках ни с выхода на наушники, ни с линейного выхода на беспроводные наушники. Поэтому все тесты проводились при работе ноутбука от встроенного аккумулятора.
Самым интересным моментом для меня стала возможность фиксирования уровня на линейном выходе при положении тумблера «VR Bypass» в «ON». Обнаружил данную возможность в самом конце теста, когда осуществлял дополнительную проверку наушников RS180 на линейном выходе Essence III. Смысл такой, что можно задать фиксированный но необходимый вам уровень сигнала на линейном выходе. Делается следующим образом: Тумблер «VR Bypass» ставите в положение «OFF», крутите регулятор громкости предварительного усилителя до нужного уровня и переводите тумблер «VR Bypass» в положение «ON», в результате вы получите фиксированный уровень сигнала с линейного выхода но с необходимой вам амплитудой.
Я не делал фотографии внутренностей устройств ввиду того, что их предостаточно в других обзорах и на самом сайте ASUS
А краткое видео, например, есть ТУТ
Расписывать прелести используемых в устройстве тех или иных микросхем я не стал из-за недостатка знаний в этой области, для меня, как для конечного потребителя, главным было качество самого звучания. Ведь помимо самих возможностей микросхемы ЦАП или ОУ, важным будет и момент качественной обвязки таковых, а как их обвязали технически на самом деле, я понятия не имею. Поэтому качество звучания на мой взгляд, основной критерий в данном обзоре.
Кстати графики я тоже не делал, потому что Asus их сделал сам и оформил в книжечку, книжечка идет в комплекте, но кому интересно – выкладываю:
Комплектация
Поскольку мне досталась не полная комплектация, то фотографировать её не стал, но список прилагаемого выкладываю:
Забавное
Нашел огреху в инструкции – найди 10 отличий ))
Автор: SPB360