Концерт для города с оркестром: кто и зачем записывает звуки повседневной жизни

в 19:11, , рубрики: Аудиомания, Блог компании Аудиомания, звук, звуковой ландшафт, звуковые отпечатки, уличные звуки, Урбанизм, экосистема звука

Вы когда-нибудь задумывались о том, как с течением времени меняется звучание города? Когда-то оно ассоциировалось с криками торговцев и цоканьем копыт по брусчатке. Сегодня экосистему звука «обогатили» трамваи, автомобили и другие транспортные средства. Анализ всего этого многообразия — это целая наука. Ученые оценивают уровень шумового загрязнения, а бизнес использует аудио для совершенствования рабочих процессов — например, ретейлеры записывают то, как продавцы общаются с покупателями. Но некоторые энтузиасты просто стремятся сохранить «слепки нашей повседневности» — звучание всевозможных гаджетов, редких языков и потаенных уголков планеты.

Расскажем о нескольких старых и не очень проектах, формирующих «звуковой архив человечества».

Концерт для города с оркестром: кто и зачем записывает звуки повседневной жизни - 1
Фото Free To Use Sounds / Unsplash

Экология звуковых пейзажей

Города становятся громче — с каждым годом уровень шума в них возрастает примерно на один децибел. Причиной является индустриализация и увеличение количества источников шума. Так, «громкость» автомобиля превышает 70 дБ, железной дороги — 100 дБ, а самолета — 140 дБ.

Шумовое загрязнение негативно влияет на здоровье людей и способно вызывать хронический стресс, провоцирующий сердечно-сосудистые заболевания, диабет и инсульты. Поэтому еще в середине прошлого века ученые и исследователи начали говорить о неблагоприятной звуковой среде.

Одним из самых видных деятелей в этой области был профессор канадского Университета им. Саймона Фрейзера — Рэймонд Мюррей Шейфер (R. Murray Schafer). В 60-х годах он вел курс по шумовому загрязнению, пытаясь привлечь внимание студентов к соответствующим проблемам.

В 1969 году Шейфер получил поддержку фонда Donner Canadian Foundation, финансирующего проекты в области окружающей среды и общественного развития, и запустил проект под названием «Мировой звуковой ландшафт» (World Soundscape Project).

Вместе с коллегами профессор сформировал архив, описывающих звуковой ландшафт Ванкувера — сборник The Vancouver Soundscape с комментариями о тонкостях акустического дизайна.

Через год эту тему продолжил сборник Soundscapes of Canada. Его выпустили последователи Шейфера — Питер Хьюз (Peter Huse) и Брюс Дэвис (Bruce Davis). Питер и Брюс писали на пленку естественные природные шумы, звон колоколов, гудение маяков, разговоры с людьми. Позже эти материалы легли в основу десяти радиопередач, которые транслировали на волне CBC.

Работы Шейфера и его коллег также увидели свет в виде книг The Tuning of the World (1977) и Handbook for Acoustic Ecology (1978).

Звуки города, мысли собаки

Другие проекты в этой области собирают аналогичные записи с аудиопейзажами городов — шумом улиц, разговорами прохожих. В нашем блоге мы рассказывали о Radio Aporee Maps — его участники строят глобальную аудиокарту мира, загружая записи из парков, метро и со стадионов. На сайте можно послушать, как «звучит» набережная в Гонконге и заповедник в Пуэрто-Рико.

Запись «уличных звуков» — обширная тема, но занимаются ей не только коллективы, но и отдельные энтузиасты. Например, один из жителей Нью-Йорка, Тони Шварц (Tony Scwartz), еще в середине пятидесятых годов запечатлел детские разговоры, уличные проповеди, выступления музыкантов. Шварц также создал аудиофильм от лица своей собаки, а сборник его бесед с таксистами в 1959 году вошел в первую пятерку Billboard в категории документальных некомедийных записей.

Концерт для города с оркестром: кто и зачем записывает звуки повседневной жизни - 2
Фото Tony Dinh / Unsplash

Шварц ставил свои записи на радио и в ночных клубах, читал лекции в Музее современного искусства, нью-йорской мэрии и Еврейской гильдии для слепых (Jewish Guild for the Blind). Знаменитый Маршалл Маклюэн, канадский культуролог и философ, даже назвал Шварца «гуру электронных медиа», которые только зарождались в те далекие времена. Тони удалось собрать обширную коллекцию звуков несмотря на тот факт, что он страдал агрофобией (боязнь открытого пространства) — поэтому все записи автор делал в пределах своего района.

Крупные архивы для изучения

В наши дни дело Шварца и Шейфера продолжает жить. «Звуковые отпечатки» собирают самые разные частные и государственные организации:


Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»:

Концерт для города с оркестром: кто и зачем записывает звуки повседневной жизни - 3 Древо музыкальных жанров и ксилофон из GitHub-событий
Концерт для города с оркестром: кто и зачем записывает звуки повседневной жизни - 4 Как треск костра, скрип дверей и шум становятся музыкой
Концерт для города с оркестром: кто и зачем записывает звуки повседневной жизни - 5 Карты звуков как способ погрузиться в атмосферу незнакомого города
Концерт для города с оркестром: кто и зачем записывает звуки повседневной жизни - 6 «Услышать» космос: от темной материи до кометы Чурюмова — Герасименко
Концерт для города с оркестром: кто и зачем записывает звуки повседневной жизни - 7 «Послушай, чтобы найти поломку»: аудиозаписи неисправных индустриальных машин


Автор: Audioman

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js