Бытует мнение, что работа на радио — это скорее что-то среднее между хобби и подработкой, а также лёгкий путь к славе и большим деньгам. Сегодня мы развенчаем мифы о работе радиоведущего (другие наши материалы о том, как живет современная радиостанция, читайте здесь: 1 и 2).
Фото Ron Kroetz CC-BY
Миф 1: Радиоведущие читают по бумажке
Считается, что, например, ведущему новостей раз в час приносят бумажку с готовым выпуском, ему остаётся только прочитать её за три-пять минут, пока идёт эфир, а потом следующий час спокойно пить кофе, сидеть в соцсетях и болтать с коллегами в курилке.
Это была бы работа-сказка, но это не так. Ведущий новостей — сам себе редактор и копирайтер.
За час (а на информационных станциях и за полчаса) он должен в безумно быстром темпе просмотреть все ленты новостей, выделить из них главное и самостоятельно собрать себе выпуск.
И само собой, это не действие «ctrl c — ctrl v». Все новости аккуратно переписываются под разговорный формат, чтобы слушатель легче их воспринимал.
Как правило, хороший и качественный новостной выпуск бывает готов за пару минут до эфира, а после «читки» всё начинается сначала. Поэтому ведущий не перестаёт работать всю свою смену.
Хотя, конечно, мэтры-новостники успевают иногда поесть или просто пару минут посидеть и отдохнуть, прежде, чем приступать к сборке следующего выпуска. Но нет, с бумажки никто не читает.
Миф 2: Радиоведущие мало работают
Ведущий утреннего шоу приходит на три часа, весело шутит в эфире, разыгрывает пару-тройку призов и счастливый уезжает домой, после чего у него целый день свободен.
Это тоже совсем не так.
Во-первых, ведущий утреннего шоу (которое, как правило, стартует в семь утра), приезжает на станцию заранее, примерно к шести, а значит встаёт он примерно в пять (а девушки, которым нужно привести себя в порядок — ещё раньше).
Когда утреннее шоу проходит, ведущий не идёт домой, он садится анализировать эфир, разбирать ошибки и промахи, а потом начинает готовиться к завтрашней программе.
Да, утреннее шоу построено не на полной импровизации, у программы всегда есть «клок» — поминутное расписание того, что будет происходить в эфире, какой гость придёт, какая группа будет играть, какой конкурс проводится и какая тема обсуждается.
Всё это кропотливо готовят ведущие шоу вместе с продюсерами и редакторами. Если повезёт, эта работа начинается сразу после окончания передачи, а если нет, то уже ближе к вечеру. Время, проведённое на станции вне эфира, как правило, не оплачивается.
То же самое касается ведущих любых программ. Помимо времени, проведённого в эфире, есть подготовка, которая занимает гораздо больше часов, чем сам эфир.
Миф 3: Радиоведущие много зарабатывают
Конечно, работа известных радиоведущих оплачивается высоко. Однако работник радио не становится «суперзвездой» автоматически, просто попадая в эфир, — работа на радио в данном случае мало отличается от других профессий.
Оплата смен, как правило, почасовая, и на начальном этапе будет приносить совсем небольшие деньги. При этом, график работы большинства радиоведущих позволяет искать подработки, и почти никто из диджеев не работает исключительно на радио.
Более того, прожить на зарплату только от радиостанции порой бывает очень трудно — даже путь «звездных» ведущих начинался с долгой работы над собой и не самой высокой зарплаты. Например, в 2008 году работа на региональной станции-ретрансляторе могла оцениваться всего в 1200 рублей в месяц.
Сейчас работа, например, новостника на столичной радиостанции оценивается в 40 000 — 60 000 рублей, в зависимости от степени загруженности и финансовых возможностей станции. Для столицы это тоже не самая высокая зарплата. Но при этом надо помнить о нестабильном графике и работе до поздней ночи, ведь многие из ведущих практически «живут» на своих станциях.
Фото Cristian Borquez CC-BY
Миф 4: Болтать в микрофон — это просто
А вот такие слова могут даже обидеть, поэтому не говорите их своим друзьям-радийщикам. Во-первых, независимо от стажа работы, прямой эфир — это всегда стресс.
Ведущий должен держать в голове не только основную мысль, но и общий план, «клок», приём звонков, время выхода спонсорской информации, укладываться в тайминг, а если он сидит за пультом (да, не всегда за это отвечает звукорежиссёр), то добавляется забота о звуке, запуске песен и т.д.
В большинстве случаев диджей — сам себе звукорежиссёр.
Помимо того, что речь ведущего должна быть безупречной (ударения, произношение, правильность фактов), есть множество нюансов: то, что нельзя говорить в эфир (речь не о нецензурной лексике, а о вещах, регулируемых законом о СМИ и другими законами — это названия брендов, разговоры об алкоголе и наркотиках, названия запрещённых в России организаций).
Помимо этого перечня в эфир не должны «просачиваться» темы, запрещённые внутренним распоряжением радиостанции (упоминания недружественных организаций или запрещённых генеральным директором слов). Теперь прибавьте к этому гостя, за речью которого тоже надо следить — в итоге получается напряжённая работа длиной в несколько часов.
Даже если человек профессионально ведёт свадьбы, корпоративы, концерты и праздники — это не значит, что его можно с легкостью «пускать в эфир». Работе в прямом эфире нужно учиться, это долгий и кропотливый процесс и тяжёлый труд.
Миф 5: На радио можно попасть только «по блату»
На радио действительно можно попасть, если у вас есть талант. Процесс очень прост — пишется резюме и записывается «демка» — тестовый выход в эфир, чтобы руководство станций могло оценить голос будущего ведущего.
Да, как правило, ротация кадров в сфере радио практически нулевая, а эфирные вакансии освобождаются очень редко, но на эти вакансии может претендовать любой человек.
Если очень хочется попасть на радио, лучший способ — это регулярно напоминать о себе, рассылая «демки» на различные станции. Конечно, в первую очередь руководство ищет человека с эфирным опытом, потому что его не нужно учить, но бывают случаи, когда на радио приходят талантливые люди «с улицы».
Если вас позвали на собеседование, велика вероятность, что вас возьмут. Скорее всего, придётся записать пробный эфир уже на аппаратуре самой радиостанции и согласиться на ту зарплату, которую предлагает руководство (см. миф 3).
Миф 6: Ведущие в эфире хулиганят
А вот это совсем не миф. Радиоведущие иногда щекочут друг друга, щёлкают по носу бумажками, кривляются, рисуют усы говорящему в микрофон, вставляют в уши карандаши, иногда даже немного пьют горячительное, дёргают за косички и сбивают читающих новости (как в постановке «День радио»). Но вы этого никогда не услышите, потому что магия радио работает.
А это значит…
…что на радиостанциях работают люди, которых их же коллеги сравнивают с адреналиновыми наркоманами: это не работа ради денег, престижа, славы или бесплатных проходов на концерты.
Это работа ради идеи, которой занимаются абсолютные фанаты своего дела.
Они могут жаловаться на мешки под глазами, обращения к психотерапевту, приём антидепрессантов, но радиоведущие, если они прижились в профессии, ни за что не выберут другую работу. Тем более, когда о ней есть столько мифов, которые не очень-то и хочется развенчивать.
P.S. Дайджест «Мира Hi-Fi»: портативное аудио, софт, форматы и винил.
Автор: Аудиомания