Сборка акустики на заводе Arslab
В этом материале мы попытаемся разобраться в том, как создаются современные акустические бренды, в чем заключаются задачи звукоинженера и отдела R&D на производстве, и затронем тему создания «самодельной» акустики вместе с Юрием Фоминым, звукоинженером и инженером-конструктором акустических систем, чьи разработки лежат в основе мультимедийных систем под брендами Defender, Jetbalance и Arslab.
Производство акустики: уникальные разработки или сотрудничество с подрядчиками
Акустические системы известных производителей часто собираются из компонентов, которые компания покупает у поставщиков, а не производит сама. Это может быть связано с различными условиями, в которых создаются системы, и существующими в рамках этих условий ограничениями.
Например, при производстве ODM-продуктов лаборатория Юрия Фомина F-lab (сейчас F-lab или «Лаборатория Фомина» – это, фактически, R&D-отдел Аудиомании, под руководством которого выпускается бренд Arslab) часто бывает ограничена возможностями субподрядчика: тем, какие он готов предоставить динамики, корпусы и комплектующие. Для того, чтобы обзавестись уникальными инженерными находками, компаниям приходится тратить годы – важно не только придумать конструкцию детали или компонента, но и производить его (купить оборудование, правильным образом его настроить и обслуживать).
Бренды, производящие технику в относительно скромных партиях и продающие ее по умеренным ценам, просто не могут разом начать собирать акустические системы полностью из своих комплектующих – иначе стоимость их разработки и производства придется полностью переложить на покупателей. Кроме того, далеко не всегда такое производство оправдано – компаниям нет необходимости «изобретать велосипед», если есть те, кто давно специализируется в той или иной области:
Ты можешь штамповать мембраны для твитеров с какими-то секретными добавками. Но лучше всего их делает Dr. Kurt Muller. […] Я это к тому, что есть компании, непререкаемые по качеству изготовления. Они специализируются на этом и делают вещи высочайшего качества для всего мира. Понятно, что кто-то будет делать все сам […]. Но так хорошо у них может и не получиться
– Юрий Фомин
Зачем нужны звукоинженеры
Казалось бы, если использовать «чужие» компоненты и полагаться на возможности субподрядчика, производить акустические системы можно, не привлекая к работе своих инженеров и отдел R&D (а можно и собрать акустику самостоятельно в домашних условиях – но об этом чуть ниже). Это не так – компаниям необходимо конкурировать, выделяться на рынке, формировать собственную лояльную аудиторию – а для этого нужно «свое» звучание, даже если техника производится из стандартных элементов или к работе приглашаются субподрядчики. И для этого к работе с брендом привлекают опытных инженеров.
Из некоторого заданного «набора» элементов инженерам необходимо сложить идеальную картинку, которая еще и должна соответствовать маркетинговой стратегии компании. Например, делать продукт лучше, чем у конкурентов, но по сопоставимой цене. Юрий Станиславович вспоминает, что в таких условиях при работе над акустикой для бренда Jetbalance приходилось использовать недорогие компоненты не самого высокого качества – и для получения хорошего звука дорабатывать саму конструкцию.
Рабочий процесс на заводе Arslab
Более того, инженеры обеспечивают и обратную связь с поставщиками – последние при этом могут менять характеристики компонентов в соответствии с потребностями бренда (именно поэтому Юрий Фомин отмечает, что работа над звучанием системы начинается уже на заводах поставщиков – и инженеры брендов могут влиять и на этот процесс тоже):
Нам повезло с Wavecor [компания-поставщик динамиков для акустики Arslab], они всегда адекватно отвечают на наши запросы типа: «Индуктивность нас тут не очень устраивает, поменяйте». Меняют, дорабатывают
– Юрий Фомин
Более того, инженерам приходится учитывать еще и то, как и где оборудование будет использоваться, в какой среде будет происходить прослушивание музыки – и в соответствии с этим корректировать звучание системы.
Акустика как хобби
Разумеется, все это не значит, что достойно звучащий аппарат нельзя собрать своими руками из имеющихся в свободной продаже компонентов – и не будучи при этом инженером высокого класса. Однако и тут есть несколько важных нюансов.
Для начала нужно определиться с целями. Их может быть две: создание системы «ради процесса» или работа на результат. В первом случае мы имеем дело скорее с хобби, во втором – с попыткой переосмыслить накопленный опыт, получить желаемое звучание.
И та, и другая цель вполне может увенчаться успехом: в первом случае получится своего рода «игрушка» – техника может звучать неплохо, на уровне среднестатистических параметров. Юрий Фомин не исключает, что в рамках этого подхода и даже в отсутствие специальных музыкальных знаний и большого опыта работы в индустрии можно сделать что-то, близкое по характеристикам к «серьезному» Hi-Fi:
Надо брать готовые разработки, которыми инженеры делятся в сети, и повторять их. Это будет иметь 90% успеха. Я не говорю 100%, потому что возможны разногласия в параметрах громкоговорителей, которые могут отличаться по партиям. Но 90% успеха можно достичь
– Юрий Фомин
Похоже на конструктор Lego для взрослых – стоит начать с повторения имеющихся решений, не внося изменения в электротехническую часть продукта:
По поводу «лезть в создание»: если человеку хочется заниматься творчеством, он должен это делать. […] Если человек хочет тратить время, это его хобби, ему это нравится, тогда пусть занимается
– Юрий Фомин
Проектирование громкоговорителей
Если же речь идет о более «серьезном» подходе, когда целью работы становится звучание или характеристики, отличные от того, что имеется на рынке, без специальных знаний не обойтись.
Человек должен быть инженером, по крайней мере, советской высшей школы. Почему советской? Инженер должен многое изучить. Кроме электротехники необходимо еще и материаловедение, теория машин и механизмов, сопротивление материалов. Это все используется при конструировании акустических систем
– Юрий Фомин
Важно и знание метрологии – в ней, по словам Юрия, нужно разбираться на уровне 2-3 семестров ВУЗа. Кроме того, крайне желательно иметь и музыкальное образование или опыт музицирования – это позволит почувствовать, какой именно звук нужен «на выходе». Сам Юрий Фомин подчеркивает, что его музыкальный вкус сформировался под влиянием работы звукоинженером на студиях звукозаписи:
У нас было много студийной работы, мы понимаем, как все звучит вживую. Да, пожалуй, у нас […] есть определенный вкус, привитый студиями, который мы и пытаемся воссоздать
– Юрий Фомин
Музыкальное образование или работа в этой индустрии – то, что лежит в основе историй популярных брендов, когда «основателю не нравилось существующая на рынке техника, и он решил создать что-то свое». Именно этот вкус к музыке, своеобразное понимание ее звучания и помогает сформировать требования к конечному продукту. Но такие истории успеха часто умалчивают о том, как реализовывалась идея – а для этого как раз и необходимы все те инженерные знания, о которых шла речь выше.
Страница товаров из категории «Сделай сам» на сайте Аудиомании
Более того, акустическая система в данном случае может восприниматься как точная математическая модель – акустическое оформление проектируется по определенному математическому алгоритму:
Изменение любого параметра эту модель сразу разбалансирует. КПД колонок в лучшем случае 5%, поэтому потеря даже одного процента — очень много. И этот процент легко потерять, если какая-то мелочь работает неправильно
– Юрий Фомин
Для того, чтобы спроектировать модель, мало разбираться в материалах, иметь базовые инженерные знания – нужно уметь правильно использовать специализированный софт для соответствующих расчетов. Сами сотрудники «Лаборатории Фомина» используют в работе продукты Leap и Clio для расчета и оптимизации параметров будущих систем.
Важность профессионального ПО в проектировании отмечает и Сергей Бать, автор книги «Любительские громкоговорители». Сергей Бать – пример инженера-любителя, который добился не только успехов в конструировании акустических систем, но и признания от представителей индустрии.
Сделать самому – действительно дешевле?
Популярно мнение, что такая «домашняя» разработка может звучать не хуже «покупной» и при этом обойдется дешевле. Это не совсем так. Юрий отмечает: даже если удастся сэкономить деньги на покупке комплектующих (по сравнению с приобретением готового продукта) и создать прилично звучащую систему, получится «экономия денег на собственном времени».
Сэкономить невозможно. Если вы экономите деньги, то теряете личное время, а если готовы терять время, – это можно рассматривать только как удовольствие
– Юрий Фомин
В целом, даже для сборки акустики по готовым схемам, необходимо время, знания и определенный опыт. Если речь идет о создании некоего уникального звучания (изменении параметров по сравнению с «готовыми решениями») – времени, знаний и опыта требуется на порядки больше. Юрий подчеркивает: опытные инженеры и разработчики тем и отличаются от любителей и новичков, что могут решать поставленные задачи относительно быстро и быть уверенными в конечном результате:
Сам по себе проект [от разработки модели до ее воплощения] сделать недолго, примерно год, куда войдет макетирование, прослушивание и внесение правок. Нам не надо сидеть годами и морщить лоб. Однако эта быстрота производства и есть квинтэссенция многолетнего опыта. Если ты за 20 лет научился рассчитывать проект за два дня, а раньше тебе бы потребовалось пара месяцев, то лишь потому, что ты этим 20 лет занимался
– Юрий Фомин
Получается, что если для самостоятельного создания системы нет времени и знаний, а покупка дорогостоящего оборудования класса High-End – слишком затратное мероприятие, то у потребителя нет возможности радоваться качественному звуку? Не совсем так: сам Юрий Фомин предлагает взглянуть на процесс выстраивания вокруг себя качественной экосистемы звука как на постепенное движение вперед.
Иногда стоит задуматься о приобретении устройств, которые будут ненамного, но все же выше классом, чем то, что клиент использует сейчас – разница между обновленной и «старой» версиями будет достаточно велика для того, чтобы какое-то время задержаться на этом этапе.
Иногда такое качественное преобразование может дать включение в «цепочку» устройств, например, ЦАПа или усилителя более высокого класса, иногда – изучение различных форматов аудио и дополнение вашей музыкальной библиотеки. Что до тех, кто предпочитает создавать акустику своими руками – полезные материалы об этом мы публикуем здесь.
Автор: Аудиомания