[Прим. переводчика: В комментариях к нашим топикам на Хабре часто звучат обвинения в том, что мы занимаем сторону «аудиофилов». Это не совсем так — мы просто уверены, что музыка заслуживает того, чтобы её прослушивание доставляло максимальное удовольствие. Так считаем не мы одни. В этом совсем нетехническом тексте мы представляем вам мнение музыкального критика и журналиста Стива Гуттенберга, который объясняет, почему прослушивание музыки фоном никогда и ни за что не сможет сравниться с тем, чтобы отвлечься от всего и погрузиться в мир любимых звуков].
Недавно мы с Джеффри Моррисоном обменялись материалами на тему прослушивания музыки, рассмотрев эту тему с диаметрально противоположных позиций. Он написал пост «Музыкальная многозадачность: как “музыка на фоне” улучшает жизнь», на что получил ответ в виде материала «Слушать музыку или нет, вот в чем вопрос». Диалог продолжился текстом «Музыкальная многозадачность, часть 2: Почему музыка должна быть всегда и всюду», этой статьей я хочу завершить противостояние.
Я придерживаюсь позиции, что музыку нужно смаковать и «пропитываться ею». Прослушивание музыки — это настолько душевный процесс, что им нельзя насладиться походя, «по верхам». Взгляд, брошенный мельком, на картину великого художника — это не то же самое, что простоять перед полотном столько, сколько нужно для его полного осмысления. Да, взгляды, изложенные в материалах Джеффри Моррисона, разделяет большинство людей — сейчас мало кто слушает музыку, попутно не занимаясь чем-нибудь еще. Но это не значит, что они правы, эти люди просто не знают, что теряют. Именно поэтому я советую перестать разговаривать, писать SMS и делать прочие вещи во время прослушивания настоящей музыки.
Фоновая музыка — это неплохо, и почти каждый её так включает. К тому же такое «слушание» не требует от человека практически никаких усилий. Звук выступает в роли некоего фильтра и может быть вполне полезен в конкретной ситуации. Невозможно себе представить хороший ресторан без тихой музыки на фоне, мягкий джаз может создать крайне приятную атмосферу. Важно понять лишь одно — фоновая музыка может решать определенные задачи в определенных ситуациях, но не более того.
Зачем слушать?
Конечно, начав слушать музыку, люди задумываются и о качестве этого опыта, некоторые покупают более качественное оборудование. В то же время, для фоновой музыки сгодятся сколь угодно плохие наушники. Если ваш «hi-fi» — это Bluetooth-наушники, то сложно вас упрекнуть в том, что вы не можете по-настоящему слушать музыку. Никто не предлагает бежать в магазин и покупать аудиосистему за $5000, начать можно и с аппаратуры попроще. Даже не дорогая, но качественная акустика может поднять удовольствие от прослушивания музыки на уровень, который недостижим для самых дорогих наушников.
Главный совет тут — попытаться слушать с закрытыми глазами. Хотя бы один раз.
Закройтесь в тихой комнате и включите свою любимую музыку, и вы сможете услышать в ней то, чего никогда не слышали раньше. Если так и произойдет, то сложно будет противостоять желанию повторить этот опыт. Может быть, конечно, ничего подобного и не случится – тогда вы потеряете пять минут, которые могли бы потратить на выполнение каких-либо задач под фоновую музыку. Не так уж и плохо.
Музыка сама по себе не так важна, важнее быть «здесь и сейчас», не отвлекаться на второстепенные вещи. Если вы по горло заняты, находясь посреди сада с прекрасными розами, то не сможете почувствовать их аромат, но стоит только отвлечься, как не заметить его будет просто невозможно. Речь здесь не только о музыке, эта мысль подходит и к кино, еде, да даже к работе. Нужно уметь притормозить и насладиться тем, что происходит в данный конкретный момент.
Не стоит даже пытаться измерить, насколько другие люди удовлетворены прослушиванием музыки, и никогда не нужно указывать им, как это делать «правильно». Есть и те, кто пытается понять, что такого крутого в балете, но его просто «не цепляет». То же самое происходит с оперой или спортом — у всех свои увлечения.
Я уверен, что сосредоточенное прослушивание музыки может реально улучшить её как вживую, так и в записи, но если начать при этом делать что-то еще, все в момент обесценивается.
[Прим. переводчика: Ранее мы публиковали перевод статьи Стива Гуттенберга «Можно ли измерить качество звука?» и обсуждали его в одном из выпусков «Шоу Звук». Рекомендуем к прочтению и прослушиванию.]
Автор: dmitrykabanov