IoT-решения для ЖКХ: какими будут умные счетчики и кто их должен обслуживать?

в 7:36, , рубрики: Блог компании Smile-Expo, жкх, Интернет вещей, смайл экспо

Иногда коммунальная квитанция неприятно удивляет получателя: платежи за воду или свет вдруг оказываются непомерно высокими. С тех пор, как в домах появились счетчики, такое происходит реже — но все-таки случается. Причина — в несовершенной системе учета ресурсов, где пользователи должны сами передавать в управляющую компанию показания счетчиков, и это порождает огромное количество ошибок и утерянных данных.

Эту работу может взять на себя система на базе Интернета вещей. Уже есть модели умных счетчиков, которые с нужной регулярностью передают в УК свои показания. А пользователям помогают ежедневно мониторить свою статистику расхода коммунальных благ. Как они работают и в чем сложности во внедрении? Олег Лисютенко, руководитель компании ICBCOM, посвятил этим вопросам свое выступление на конференции «Интернет вещей». Под катом — расшифровка его доклада.

IoT-решения для ЖКХ: какими будут умные счетчики и кто их должен обслуживать? - 1

Потери ресурсов в сфере ЖКХ составляют 30-40% для электричества, 10-15% для воды и до 60% — для газа. Это действительно огромные цифры: так, компания Мособлгаз, у которой свыше 700 тыс. клиентов, не может выйти в уверенный плюс, ведь половина поставленного ею газа просто не оплачивается. Это происходит потому, что многие не умеют или не хотят ежемесячно заходить в личный кабинет на сайте и отправлять показания счетчиков. Не работает и система учета показаний через квитанции либо по телефону. Добавим сюда незаконные подключения и неизбежные ошибки при снятии и приеме показаний, и картина становится совсем безрадостной. Все это происходит потому, что компании перекладывают на пользователей снятие показаний, но те вовсе не жаждут этим заниматься.

Если счетчики будут отправлять показания сами, автоматически, это решит проблему. Что говорит по поводу «умных счетчиков» закон?

IoT и закон

В 2017 году вступил Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 26.07.2017 N 187-ФЗ». В нем говорится: «Средствами, предназначенными для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак <...> являются криптографические средства защиты». На одной из конференций по ЖКХ представитель Минэнерго РФ сказал о том, что крптографию сегодня обязаны применять все узлы больше 110 киловатт.

Какими будут объемы данных в сфере ЖКХ и подпадут ли они под новый стандарт? В идеале показания счетчиков нужно снимать ежедневно. Только так можно вести качественный балансовый учет, которого так не хватает современному ЖКХ.

В 2019 году нас ждут новые законы в коммунальной сфере. По сообщению ТАСС, Министерство строительства и ЖКХ разрабатывает минимальный стандарт цифровизации городского хозяйства в России. Вероятно, в новом законе будет требование по удаленной передаче данных приборами ЖКХ и по удаленному отключению от сетей должников. И, конечно, прибор должен уметь самостоятельно обновляться. Однако коммунальщики выступили с просьбой отсрочить принятие закона до 2020 года, потому что сейчас индустрия не знает, как ей прийти к цифровой эре.

Чтобы соответствовать новым законам, должны появиться системы верхнего уровня, которые будут отвечать всем требованиям и надежно защищать данные. Но индустрия пока морально не готова к таким новшествам.

IoT-решения для ЖКХ: какими будут умные счетчики и кто их должен обслуживать? - 2

Что делать с «глупыми» счетчиками?

В Китае и России уже серийно производятся счетчики, способные отправлять показания по сети. Есть и приборы-«надстройки», которые монтируются на обычные аналоговые счетчики и позволяют включать их в IoT-системы.

Модуль для счетчика газа

Коммуникационный модуль от ICBCOM комбинируется с газовым счетчиком ELSTER BK. Он включает в себя процессор, память и дополнительный коммуникационный модуль; все это работает от батарей. Модуль считывает и передает показания счетчика; есть варианты устройства с разными каналами передачи: LoRaWAN, TCP, UDP.

IoT-решения для ЖКХ: какими будут умные счетчики и кто их должен обслуживать? - 3

В Китае производится Gold Card — умный газовый счетчик с коммуникационным модулем NB-IoT. С его помощью можно реализовать интеллектуальный учет и дистанционный мониторинг. На российский рынок пока идет малое количество этих устройств, потому что частоты, на которых работает его модуль, не разрешены для работы на территории России.

Модули для счетчиков воды

Чтобы контролировать расход воды, можно установить на счетчик «умную крышку». Это устройство, в которое встроен модем и контроллер с коммуникациями.

IoT-решения для ЖКХ: какими будут умные счетчики и кто их должен обслуживать? - 4

Счетчики электроэнергии

В России производятся счетчики «Меркурий». Их показания можно считывать как с самого прибора на месте эксплуатации, так и удаленно посредством различных типов интерфейсов: например, подключив к счетчику GPS-модем.

В двухфазные и трехфазные счетчики «Аист» встроены сменные модули. Это позволяет использовать в них любой канал связи (ETHERNET, WI-FI, GPRS, 3G, NB-IoT, LoRa) и при необходимости легко менять его. Благодаря встроенным триггерам отключения энергии «Аист» позволяет быстро отключить от сети неплательщиков. Счетчики сертифицированы и внесены в госреестр РФ.

IoT-решения для ЖКХ: какими будут умные счетчики и кто их должен обслуживать? - 5

LoRaWAN проти NB IoT

Какой из каналов связи для счетчиков лучше? Масштабное введение LoRaWAN может в будущем обернуться серьезными проблемами для инфраструктуры. Полоса частот в России очень узкая, и если многие компании будут использовать их, возникнет большая конкуренция. Поэтому IoT-решения на LoRaWAN в городах просто перестанут работать. Чтобы этого не случилось, нужно выделять определенные частоты на государственном уровне. Такая система применяется в Беларуси к частотам 4G: государственный оператор выделяет частоты и выдает лицензии на их использование.

У NB IoT нет такой проблемы, поэтому потенциал технологии для коммунальной сферы выше.

IoT-решения для ЖКХ: какими будут умные счетчики и кто их должен обслуживать? - 6

Кто должен собирать данные?

Управляющие компании не справляются со сбором данных, а значит, не нужно заставлять их делать эту работу. Вариант, который будет удобен для всех: система находится в облаке, а данные собирают операторы связи. Участники системы ЖКХ в ней займут место пользователей. Необходимо применять протоколы для IoT; тогда возможно будет внедрять смарт-устройства. Сейчас ряд компаний разрабатывают платформы, которые можно использовать для таких проектов.

IoT-решения для ЖКХ: какими будут умные счетчики и кто их должен обслуживать? - 7

На этом слайде информация немного устарела: Ростелеком уже не внедряет IoT-платформу, а решение Nokia передано компании МТС.

Вот как может выглядеть работающий пример платформы для системы энергобиллинга (сбор информации об использовании услуг, их тарификация, выставление счетов абонентам, обработка платежей). Она обеспечивает хранение и обработку первичных данных; содержит серверный интерфейс и встроенные технологии аналитики.

IoT-решения для ЖКХ: какими будут умные счетчики и кто их должен обслуживать? - 8

В идеале все приложения необходимо написать внутри самой платформы, это отвечает современным требованиям удобства и кибербезопасности. Таких платформ пока еще нет: их предстоит создать к эре массового внедрения умных счетчиков.

Московская конференция по Интернету вещей прошла, впереди — Киев. На конференции 14 ноября IoT-решениям в Украине будет посвящен отдельный блок докладов.

Автор: Smile-Events

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js