Идея Fling была навеяна автору картой авиаперелетов. Только вместо самолетов он решил отправлять фотографии по всему миру случайным образом. Идея оказалась интересной. Люди хотят общаться, но не умея это делать с ближними, готовы искать друзей по интересам хоть во всем мире. Но на сегодня история компании печальна. Потратив от 11 до 21 миллионов долларов основатель Марко Нардоне разругался со всей командой, бросил компанию и уехал отдыхать, забрав себе все права на разработки. В прессе история подается так: золотой мальчик с богатым папой заигрался и поймав птицу удачи за хвост, превратил её за полтора года чередой личных глупостей в ощипанную курицу.
Однако он не первый самоуверенный и малоопытный пацан, влезший в мир стартапов. У многих получилось: первые инвесторы посоветовали что-то толковое, первые ошибки заставили задуматься над запросами пользователей и так далее. Почему же он прогорел?
Есть две версии его краха. Первая — слишком быстрый успех. Вторая — продукты никогда не строятся на единственной фиче и как только хайп пройдет однофичевые продукты закономерно умирают.
Нардоне действительно запустил приложение очень удачно. Деньги на разработку дал отец. В июне 2014 приложение появилось в AppStore. За первый месяц у него было 400 000 загрузок и половина скачавших активно пользовалась приложением. Через год темп был все также хорош — 4 млн скачиваний и 15 млн ежедневно просматриваемых сообщений. Всего же отправленных сообщений Марко оценивал в 50 миллиардов штук. Идея приложения оказалась востребованной.
Мне лично идея не очень понятна. Рассылать свои фото и сообщения с помощью мессенджера пятидесяти (а в перспективе и 500-там) любым получателям наугад по всему миру прикольно, но чем-то напоминает разбрасывание личного фото с общественного балкона во дворе. Твоими самыми преданными пользователями окажутся психологически странные люди.
Остальным будет лень перекрикиваться с тобой или подыматься на этот балкон. Да и раскидывать на постоянной основе тоже будут весьма специфические любители общения.
Так и получилось у Марко — легкость контакта оборачивалась лавинообразным ростом странных пользователей у тебя во «входящих» и почти не приводила к одной из двух реальных целей — к сексу или к отношениям.
Междугородний и международный флирт затруднен для быстрого и частого секса, да и для длительных отношений такой поиск партнера требует больших и целенаправленных усилий. Бывает, что в другой город или страну уезжают ради возможного партнера, но это все-таки никак не массовый случай. А значит и массового сервиса так не построишь. Зато обнаженка от эксгибиционистов оказывалась примерно в каждом десятом сообщении. Пока найдешь интересного собеседника или завяжешь с ним общение, заодно увидишь сотни, а то и тысячи порнокартинок сомнительного качества.
Марко пошел двумя путями — нанял большой отдел предпросмотров отсылаемых фото, который блокировал эксгибиционистов, а также решил усложнить процедуру контакта, чтобы начало общения шло не по факту приема сообщения, а с подтверждением готовности к обоюдной переписке. Но делал он это не слишком быстро, так как его увлекал рост метрик, отражающих рост пользователей и число отправленных фотографий. Чем быстрее росли метрики, чем явно видел он себя в мечтах Цукербергом и тем больше у него было денег инвесторов.
Однако через год его приложение вообще исключили из магазина App Store. Apple потребовала ужесточить модерацию. Тут он буквально приказал запереть сотрудников в офисе на ключ, чтобы те побыстрее внесли обновления в приложение и чтобы оно снова оказалось доступно для скачивания. За исключение из магазина приложений Марко даже поблагодарил администрацию. Он признал, что стал наркоманом метрик и никак не мог заставить себя ввести больше контроля над парнями-липучками. Чем больше парень отправлял сообщений, тем вероятнее было, что он вернется для новой отправки. С девушками было наоборот, с каждым новым отправленным фото желание общаться в мессенджере у них пропадало все быстрее.
Мужчины вели себя как полагается для лояльных пользователей, а женщины наоборот. Марко признал, что картина вредная и характерная для навязчивого приставания, но он считал активность отправленных фото важнее репутации приложения.
Через 20 дней приложение вернули в магазин. Обновленная версия приложения позволяла отправлять новые фото только тем, кто уже подписан на вас. С целью идеальной модерации в мессенджер они ввели ряд фильтров на основе аналитики больших данных, пробовали приоритезировать контент с упором на популярность определенных картинок и видео именно у женской аудитории. Как у наиболее качественной.
Результат сказался быстро. На место селфи пришли репортажи из жизни. Более 50% картинок и видео репостилось дальше получателями. Сравнивая с 2% первоначальных ретвитов у Twitter, Марко предвидел новую жизнь приложения и 20 миллионов пользователей.
Увы. Этого не произошло. Аудитория не росла, хотя активность сохранялась. А если у стартапа нет роста, то нет и инвестиций. Никто больше не дал денег на эксперименты, рекламу и выплаты зарплаты. Марко перебросил все права на разработки на новую фирму, оставил старую банкротиться и уехал отдыхать.
Возможно мы его еще услышим. Ведь дело не только в том, что фильтры плохо работали, а бан навязчивых домогателей опаздывал. Каждая фича и приложение в целом движется от неизвестности аудиторией до забвения ею через зарождение интереса, рост интереса, привычное использование и спад полезности. Сложности есть на каждом этапе. Механики пробуждения спроса и механики его удержания вещи разные.
В поисках идей долгосрочного развития Марко задался в 2015 году двумя вопросами:
- Почему на такой обширной базе контактов люди не общались по совпадению интересов, а преобладал сексуальный троллинг?
- Какие показатели, кроме трафика и активности пользователей, надо отслеживать, чтобы добиться долгосрочного успеха?
Промежуточный итог истории говорит, что он не смог найти на них ответ. Он уже начал думать в правильном направлении, но не успел найти механики удержания интереса. Думал впрочем не слишком активно. Он фактически взял на себя роль главного маркетолога, а на свою девушку возложил роль главного по кадрам. Кто-то от такого дилетантизма сбежал сам, кого-то выгнал Марко. Команды как таковой не осталось. До лета 2016 Марко реализовывал свои рекламные идеи и проедал остатки инвестиций. Увы, число активных пользователей не росло, большинство новых пользователей удаляло приложение через месяц. Инвесторы же здраво рассудили, что резкий поворот в репортажный канал выводит его на слишком обширное поле конкуренции и отказали ему в новых деньгах.
В августе 2016 отец начал банкротство компании. Марко, как выше было сказано, улетел. Но обещал вернуться, ибо его кредо «случайный поиск в природе человека, никто выбирает себе новую подругу из числа знакомых у друзей в фейсбуке».
Видеорассказ о Fling от первого лица:
Автор: Anrewer