Ажиотаж вокруг флагманской новинки в лице AMD Radeon R9 Fury X немного поутих, поэтому можно взвешенно и аккуратно подойти к вопросу тестирования и оценки производительности видеокарты. В части технологического процесса серьёзного прорыва не случилось – это всё те же 28 нм, а вот в отношении видеопамяти… Таких изменений на рынке не случалось уже лет 7, пожалуй, со времён появления GDDR5 – настоящая революция, прорыв на уровне архитектуры графических ядер. Память HBM впервые применена компанией AMD при производстве видеокарт, и особого внимания заслуживает тот факт, что расположена эта память на той же подложке, что и само графическое ядро. Что всё это даёт? Под катом информация о новой архитектуре и результаты тестирования флагмана AMD – Radeon R9 Fury X.
Для понимания революционности устройства нужно сделать несколько теоретических отступлений, которые позволят оценить масштаб работы инженеров американской компании.
Как я уже упомянул во вступлении, это первое применение графической памяти типа HBM в серийном производстве. Кристаллы графического ядра и чипов памяти выращивают на разных заводах, а затем на специальной подложке их монтируют в единое целое. Процесс поистине ювелирный и готовое решение получается достаточно хрупким (значительно тоньше, чем обычное графическое ядро), поэтому первая настойчивая рекомендация – не снимать самостоятельно систему охлаждения с графических карт AMD с памятью HBM.
Использование такого рода памяти даёт преимущество при рендеринге изображения в высоких разрешениях, то есть можно смело говорить о том, что AMD Radeon R9 Fury X предназначена для игры в 4К-разрешениях. Можно долго спорить о том, достаточно ли для такого ускорителя «всего лишь» четырёх гигабайт видеопамяти, но ответ на этот вопрос можно дать только по результатам тестов, а если объективно, то больший объём невозможно установить при текущем поколении HBM-памяти.
Габаритные размеры карты существенно уменьшены относительно предыдущего поколения. Так например, область, которую занимает графическое ядро и память, уменьшилась почти в три раза и, как следствие, сократилось число элементов на плате, в частности, в схеме питания.
Внешний вид и характеристики видеокарты
Ключевой внешней особенностью стала штатная система водяного охлаждения. Это решение вкупе с памятью, которая интегрирована на подложку чипа, позволило существенно сократить размеры самой видеокарты и сделать её практически лучшим выбором для компактных игровых систем. Кроме топовой версии AMD Radeon R9 Fury X существует обычная Radeon R9 Fury и Radeon R9 Nano. Последняя из этого ряда и вовсе «малышка», предназначенная для mini-ITX корпусов.
Впрочем, вернёмся к Fury X. Печатная плата всего 190 мм в длину, что для флагманского графического ускорителя очень удивительно. Радиатор системы жидкостного охлаждения рассчитан под крепление на место вентилятора 120 мм, а значит не возникнет проблем при установке его в любой современный корпус, даже в паре с аналогичным радиатором для центрального процессора.
На верхней стороне видеокарты расположен красный светящийся логотип Radeon, который будет очень хорошо смотреться с платами ASUS серии ROG (Republic Of Gamers). Пластиковый кожух изготовлен из пластика с покрытием софт-тач, который лишь на первый взгляд неактуален. Поскольку такой материал собирает меньше пыли, применение его, особенного на видеокартах, которые будут использоваться в мощных игровых системах с прозрачными корпусами или боковыми окнами, оправдано на сто процентов.
Рядом с разъёмами питания размещены 8 светодиодов, которые отображают нагрузку на графическое ядро. В зависимости от потребляемой мощности горят 8 или меньше красных светодиодов. При выходе в режим ZeroCore Power загорается один зелёный светодиод.
Конкурент у AMD Fury X всего один – это недавно анонсированный GeForce GTX 980 Ti, причём конкуренция предполагается как по производительности, так и по ценовому позиционированию.
Таблица сравнения с соперниками по тесту:
AMD Radeon R9 Fury X | AMD Radeon R9 290X | GeForce GTX 780 Ti | GeForce GTX 980 Ti | |
---|---|---|---|---|
Техпроцесс | 28 нм | 28 нм | 28 нм | 28 нм |
Размер ядра, мм2 | 596 | 438 | 521 | 601 |
Количество транзисторов | 8900 млн | 6200 млн | 7100 млн | 8000 млн |
Частота ядра | 1050 МГц | 1000 МГц | 876 МГц | 1000 МГц |
Количество шейдерных процессоров | 4096 | 2816 | 2880 | 2816 |
Количество текстурных блоков | 256 | 176 | 240 | 176 |
Количество блоков растеризации | 64 | 64 | 48 | 96 |
Максимальная скорость закраски, Гпикс/с | 67.2 | 64 | 42 | 96.2 |
Максимальная скорость выборки текстур, Гтекс/с | 269 | 176 | 210.2 | 176 |
Тип памяти | HBM | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 |
Эффективная частота памяти | 1000 МГц | 5000 МГц | 7000 МГц | 7000 МГц |
Объём памяти | 4096 Мб | 4096 Мб | 3072 Мб | 6144 Мб |
Шина памяти | 4096 бит | 512 бит | 384 бит | 384 бит |
Пропускная способность памяти | 512 Гбайт/с | 320 Гбайт/с | 336 Гбайт/с | 336,5 Гбайт/с |
Потребляемая мощность | 275 Ватт | 290 Ватт | 250 Ватт | 250 Ватт |
Есть несколько приятных особенностей в драйверах, например, можно ограничить потребление электроэнергии, задав нужный уровень производительности, зафиксировав его, скажем, на 60 кадрах в секунду.
Возможности разгона по-прежнему представлены в драйверах в настройках Graphics OverDrive. Можно выбрать прирост частоты графического процессора в процентах и так же увеличить порог энергопотребления. Мой экземпляр видеокарты смог разогнаться до 1100 МГц при увеличении потребления на 15%.
Тестовый стенд
Не хотелось бы говорить о нехватке процессорной производительности, поэтому для тестирования топовой видеокарты был собран следующий стенд:
- Процессор: Intel Core i7-5960X
- Материнская плата: ASUS Rampage V Extreme
- Оперативная память: HyperX Fury DDR4-2133 32 Gb (4*8 Gb)
- Системный SSD-накопитель: HyperX Predator PCI-E SSD 480 Gb
- Видеокарты: ASUS Radeon R9 290X Matrix, AMD Radeon R9 Fury X, ASUS GeForce GTX 780Ti, ASUS GeForce GTX 980Ti
- Блок питания: Corsair AX1200i, 1200W
- Операционная система: Windows 8.1 Профессиональная (64-bit)
- Драйвер: AMD Catalyst 15.7 для видеокарт AMD, GeForce 353.30 для видеокарт NVIDIA
Методика тестирования
Привычным образом буду использовать как синтетические тесты Futuremark, так и реальные игры и в частности встроенные в них собственные бенчмарки.
В последнем пакете 3DMark предусмотрено много различных сценариев для различных уровней производительности, но для мощных игровых карт подойдёт всего лишь один, но «трёхглавый»:
Fire Strike – этот тест имеет единый сценарий работы, но несколько вариантов прохождения. «Обычный» – проводится в разрешении 1920*1080 (FullHD), Fire Strike Extreme – в разрешении 2560*1440 (при этом для корректной работы теста не требуется монитор с таким разрешением, просто обрабатывается картинка соответствующего размера) и Fire Strike Ultra – где те же сцены рендерятся в разрешении 3840*2160 (4К).
Первый игровой подтест использует тесселяцию и объёмное освещение, во втором подтесте упор сделан на комплексную обработку дыма на шейдерных конвеерах графического ядра и динамическое точечное освещение. «Физический» подтест одновременно обрабатывает на центральном процессоре в 32 потока физику мягкого и упругого тела. И четвёртый подтест – комбинированный, в нём происходят действия из трёх первых подтестов одновременно.
Игровые тесты представлены следующими тайтлами:
- Metro: Last Light Redux
- Total War: ATTILA
- The Middle-Earth: Shadow Of Mordor
- The Witcher 3: Wild Hunt
- Tomb Raider
Тестирование будет проводиться в трёх разрешениях: 1920*1080, 2560*1440 и 3840*2160 без использования технологий виртуального суперразрешения. Настройки качества графики – максимальные для каждого приложения. Каждый тест прогонялся по три раза, чтобы свести к минимуму вероятные ошибки.
Результаты тестирования
3DMark Fire Strike
Давайте анализировать полученные результаты. Синтетические тесты говорят о практически полном равенстве, как видеокарт нового поколения, так и предыдущего. Разница в результатах может быть списана на погрешность измерений, но всё же это синтетика, а значит драйвера могут быть оптимизированы именно под этот тест, так что не будем торопиться с выводами.
Metro: Last Light Redux
Игра Metro: Last Light Redux использует движок A4 Engine (DirectX 11), нагрузка на графический процессор создаётся весьма серьёзная за счёт использования тесселяции, различных эффектов освещения и летающих частиц. Расстановка сил повторяет синтетический тест, почти паритет между топовыми картам. Разница в результатах составляет 3% в максимальном разрешении.
Total War: ATTILA
Самая свежая игра из знаменитой серии Total War. Традиционно создаётся большая нагрузка как на центральный (расчёт одновременного перемещения воинских подразделений), так и на графический процессор (проработка большого количества деталей обмундирования). В этом тесте в разрешении 4К минимальный (чуть меньше 5%) перевес на стороне флагмана AMD.
The Middle-Earth: Shadow Of Mordor
История о Талионе, рейнджере из Гондора, набрала популярность не только потому что вселенная Толкиена манит к себе молодых людей едва ли не сильнее всех прочих книг на свете, но и по причине высочайшего качества графики. Тот же движок, что и в легендарном F.E.A.R. – Lithtech, доработан (последняя версия называется Jupiter EX) и поддерживает все самые современные технологии: DirectX11, тесселяцию, точечное освещение и прочие фишечки.
В этом тесте в максимальном разрешении так же небольшая победа остается за AMD Radeon R9 Fury X.
The Witcher 3: Wild Hunt
Единственная игра в списке без встроенного бенчмарка. Я проходил несколько раз одну и ту же сцену в начале игры (обучение Геральта во дворе замка) и записывал результат с помощь FRAPS.
Ощутимый перевес в пользу GeForce в FullHD ожидаем, в конце концов, игра полностью заточена под графические технологии NVIDIA. Однако равенство в 4К разрешении может быть свидетельством более высокой производительности AMD Radeon R9 Fury X именно в высоком качестве изображения.
Tomb Raider
Одна из самых свежих частей франшизы про милую барышню, вечно ищущую приключений, сделана на движке Crystal Engine, который максимально задействовал возможности DirectX11. Кроме того, Tomb Raider – первая игра, в которой была применена технология TressFX (улучшение отображения волос за счёт таких параметров, как направление и сила ветра, гравитация, взаимодействие с другими объектами и друг с другом).
Джентльмены предпочитают блондинок, а Лара Крофт предпочитает AMD – именно так можно коротко объяснить почти 10-процентный перевес в пользу Radeon Fury X в разрешении 4К.
Организационные выводы
Революция свершилась. Память HBM стала доступна простым геймерам, больше не нужно покупать гигантские корпуса для мощной игровой системы, а система жидкостного охлаждения для видеокарты больше не будет экзотическим явлением. Первый шаг по направлению к новому уровню производительности сделан, нет никаких сомнений в том, что второе поколение памяти HBM не заставит себя долго ждать.
Производительность AMD Radeon R9 Fury X оказалась очень высокой, достаточной для того, чтобы спокойно и ненавязчиво конкурировать с NVIDIA GeForce GTX 980 Ti, а значит на первый план при выборе выйдут второстепенные факторы: например, СЖО в комплекте штатной поставки.
Есть некоторые шероховатости, вроде отсутствия возможности разгона памяти или потенциальной нехватки объёма той же памяти (хотя при тестах это не подтвердилось), но в остальном видеокарту можно расценить как удачно выполненный манёвр по возврату к вершине.
Цена на видеокарту AMD Fury X — 54 500 рублей, в наличие версии от XFX и Sapphire. Кроме того, можно заказать кастомную сборку компьютера MicroXperts с такой видеокартой.
Спасибо за внимание!
Здоровье гика:
» Что делать, если звук слишком тихий, и как уберечь уши от слишком громкого
» Здоровье гика: кофеманим правильно
» Как не закиснуть к старости
Наши обзоры:
» Olympus E-PL7: учитесь, как надо делать бюджетники | Часть 1
» Logitech G27: когда хочется за руль спорткара, Часть 1, Часть 2
» Подключаем оригинальные геймпады к ПК
» Razer Abyssus: самый доступный Razer
» Nikon 1 S2: однокнопочная беззеркалка
» Обзор Lenovo Miix 3-1030
» Разбираемся в арт-хаосе компании Wacom
Автор: NeoForce