В моем переводе статьи про форм-факторы SSD рассказывалось про то, как развивались разнообразные решения в области твердотельных дисков. Если говорить коротко, был затронут и формат M.2, который на самом деле заслуживает более пристального рассмотрения. Недавно в блоге компании LSI вышла вторая часть статьи, проливающая свет на данный вопрос. Предлагаю вашему вниманию ее перевод.
История
Несколько лет назад некоммерческая организация PCI Special Interest Group (PCI-SIG) в партнерстве с The Serial ATA International Organization (SATA-IO) начали разработку стандарта, объединяющего идеи Mini-PCIe и mSATA, именно эти два стандарта были призваны заменить инновационный M.2. Новая плата и коннектор должны были использоваться для множества периферии, WiFi, WWAN, PCIe, GPS, NFC и SATA с SSD, поддерживающих как PCIe, так и SATA-интерфейсы. Группы задались целью создать более узкий коннектор, предлагающий более высокие скорости, малую толщину карты и переменную длину карт расширения для поддержки очень маленьких компьютеров и ноутбуков.
Новый формат также должен был поддерживать микро-сервера и подобные системы высокой плотности, позволяя установить десятки карт M.2. Уникальные пропилы на коннекторе, также называемые «ключами», должны помочь различить широкий диапазон продуктов, использующих коннектор M.2 и защитить от подключения несовместимых устройств в неподходящие разъемы.
Переименование
Изначально форм-фактор M.2 должен был называться «Форм Фактор Следующего Поколения» (Next Generation Form Factor или сокращенно NGFF). В это время PCI SIG уже разрабатывала спецификацию, носившую такую аббревеатуру, поэтому, чтоб избежать путаницы, новая разработка была переименована в M.2. Название приживалось не быстро, поэтому во многих статьях эти решения называются «M.2, ранее известная как NGFF».
Ключи
В мире коннекторов и сокетов «ключи» помогают избежать подключения несовместимого оборудования, а также защитить от неправильного подключения (например, неправильной стороной). Спецификация M.2 определяет 11 конфигураций ключей, 7 из которых заразервированы для использования в будущем. Гнезда всегда должны иметь один ключевой выступ, в то время как карты расширения могут иметь множество ключевых пропилов, если они совместимы одновременно с несколькими разными гнездами. Из 4 задействованных сейчас ключей, 2 используются для SSD. Ключ с идентификатором B (пины 12-19) дает PCIe SSD до двух линий передачи данных, а ключ с идентификатором M (пины 59-66) дает четыре линии. Оба варианта также могут поддерживать SATA-устройства. Все варианты размешения ключей уникальны, поэтому подключить карту вверх ногами не получится.
К сожалению, одних только ключей недостаточно для того, чтоб сообщить пользователю достаточно про SSD и помочь правильно выбрать устройство для апгрейда/замены. Например, компьютер с сокетом M.2 для PCIe x2 использует ключ B, что не позволяет подключить карту с PCIe x4 (ключ M). Но при этом карта SATA M.2 с ключом B может быть спокойно подключена, несмотря на то, что компьютер не распознает SATA-команды, поступающие через сокет PCIe M.2. Из-за этой несовместимости сигналов пользователям необходимо внимательно изучить дополнительные данные, которые либо напечатаны на сокете, либо указываются в инструкции, чтобы понять, является ли сокет SATA или PCIe.
Длина и высота
Контакты разъема M.2 отличаются повышенной плотностью по сравнению с предыдущими стандартами. Это позволяет сделать плату уже, а, следовательно, открывает путь для более тонких и легких мобильных компьютеров. Более того, спецификация M.2 описывает модули с компонентами, размещенными только на одной стороне платы, оставляя достаточно места для других компонентов между материнской платой и самой картой расширения. Количество чипов флэш-памяти, используемых SSD, варьируется в зависимости от объемов накопителя, таким образом, для дисков небольшого размера можно делать более короткие платы, оставляя достаточно места для других компонентов мобильной системы.
Что в имени твоем
Когда я слышу, как люди называют данную спецификацию «M.2, ранее известная как NGFF», я невольно вспоминаю про историю с музыкантом Принсом, который сменил собственный псевдоним на непроизносимый символ, и все вынуждены были называть его «артист, ранее известный как Принс». В том случае, я думаю, это было сделано ради лишней пиар-шумихи.
В случае с переименованием NGFF в M.2, я сомневаюсь что цель была такой же. Фактически, я уверен, что основной идеей переименования было упрощение брендирования за счет удаления второго имени для той же спецификации. Хотя не имеет значения, как мы будем называть этот новый форм-фактор, он прямо-таки создан для процветания и в мобильных компьютерах, и на рынке серверов высокой плотности.
Автор: alexzeynikov