В заключительной части я хочу рассказать о том, что обычно остается за кадром, но является непосредственной частью создания и использования того оборудования, на котором делаются открытия.
Часть 4. Мастерские и лаборатории
Во время дня открытых дверей в CERN посетители могли увидеть места, где создается и отлаживается оборудование, различные детекторы, а также посетить лаборатории. Основой всего, конечно, является ускорительная техника
и различные детекторы
Видно, как детектор отдельных частиц, созданный на основе CMOS технологии, в реальном времени отслеживает космическое излучение
Пройдя далее, мы попадаем в мастерские, где создается большое количество различного специфического оборудования
Вот, например, разделитель протонов, который предназначен для использования в ускорителе
А это еще одна загогулина, назначение которой я не понял
Вообще, надо сказать, что мастерские оснащены самыми современными станками, хотя встречаются и довольно древние (видны на заднем плане)
Современные станки используются для автоматической прецезионной обработки деталей без участия человека. Например, вот этот высокотехнологичный станок вытачивает бюст дважды героя для установки на его родине
Поскольку некоторое оборудовани должно работать в вакууме, его тестируют в такой камере
Пройдем далее в самое большое здание в CERN — место, где налаживают и тестируют важнейшую часть коллайдера — детекторы элементарных частиц
Здесь сотрудники устроили небольшую выставку. Вот, например, настоящая бериллиевая мишень для протонов
А это квадропульный магнит
Надо добавить, что сотрудники проводят экскурсии и объясняют простым гражданам физические принципы работы каждого экспоната
Не уверен, что народ понимает суть дела, но всем все равно интересно
Это детектор частиц, состоящий из множества плоскостей, согнутых в гармошку
А это прототип детектора, содержащего множество проволочек, которые создают магнитное поле. Этот детектор затем наполняют газом. При попадании частицы в такой детектор, газ ионизируется и ионы дрейфуют под воздействием электрического тока к стенкам детектора, где их и регистрируют. Зная величину электрического поля можно определить траекторию заряженной частицы
Надо сказать, что в этом здании одновременно можно отлаживать много различного оборудоания. Для того, чтобы не мешать друг другу, положены эти бетонные блоки
Видно множество измерительных приборов
Заглянем в криогенную лабораторию. Как известно, для работы сверхпроводящих магнитов необходима температура близкая к абсолютному нулю. Для охлаждения используется жидкий гелий. С использованием гелия (и частично жидкого азота) в этой лаборатории было устроено настоящее представление
Вот, например, колдуны-ученые заставили летать кусочек магнита
А это вообще, явление, которое, как утверждали ведущие, не видели своими глазами даже большинство физиков, не говоря уже о простых людях — сверхтекучий гелий. Да, не каждый день видишь чисто квантовый эффект.
Пройдя в следующее здание можно увидеть синхроциклотрон. Правда, он уже не работает.
Вот такие пульты хорошо знакомы по старым фильмам про физиков, когда эта профессия еще была в нашей стране в почете
Это я на фоне синхроциклотрона
На этом мое пребывание на дне открытых дверей в CERN подошло к концу. Я посетил еще это футуристическое здание, где демонстрировался фильм на нескольких экранах (по типу круговой кинопанорамы на ВДНХ, кто помнит) о происхождении вселенной и как Большой Адронный Коллайдер помогает в изучении природы на самом фундаментальном уровне.
Еще я хотел бы добавить несколько слов от себя. С моей точки зрения организовать такое мероприятие как день открытых дверей стоило намалых средств и огромных усилий сотрудников и я снимаю шляпу и стоя аплодирую организаторам. Это является примером того, как наука должна показывать, чем она занимается и почему необходимо тратить столько средств на изучение природы. Надеюсь, наши ученые возьмут это на заметку. Кроме того, в наши дни все меньше молодых людей выбирают физику в качестве своей будущей профессии и подобные мероприятия как ничто другое могут вдохновить их изучать самую интересную науку о природе.
Автор: andy_p