За последние несколько дней на лентах новостей IT-ресурсов появилось сразу несколько сообщений, связанных с активностью Intel в области графических решений. Определенно, здесь происходит что-то значительное, и вот еще одно тому доказательство: как стало известно, главный разработчик графической архитектуры AMD (ранее занимавший аналогичный пост в Apple) Raja Koduri (Раджа Кодури) в ранге вице-президента возглавит направление графики в Intel. Воспользуемся этим поводом, чтобы поговорить немного о складывающейся, действительно достаточно любопытной ситуации — в ожидании конкретных событий и прочей официальной информации.
Непосредственная подоплека назначения ясна и официально озвучена: Кодури призывается для разработки собственной дискретной, то есть не находящейся на кристалле GPU, графики Intel. Это не первая попытка компании приоткрыть для себя этот сегмент рынка; можно вспомнить, например, чип Intel i740 вместе с несостоявшимися преемниками i752 и i754 из конца девяностых, а также многострадальный проект Intel Larrabee времен начала двухтысячных, после многочисленных трансформаций превратившийся в Intel Many Integrated Core (Intel MIC). И хотя эти попытки не увенчались успехом, компания продолжала разработки в этом направлении — впоследствии усилия увенчались созданием Xeon Phi.
Что же движет компанию в атаку в третий раз? Несмотря на продолжительную историю развития, долгое время графические ядра в процессорах Intel не могли похвастать высокой производительностью. Вплоть до поколения Haswell (2013 г.) компания ограничивалась самыми простыми конфигурациями, далее их мощность начала резко возрастать. Одним из крупнейших потребителей производительных конфигураций являлась компания Apple, остальные партнеры не проявляли к ним большого интереса. Так или иначе, возможности встроенной графики исчерпались. Нужно было предлагать что-то новое.
Объявленный несколько дней назад выход SoC Kaby Lake-G, за которым также улавливается интерес Apple, можно считать испытанием новых технологий, в частности, напосредственно, Embedded Multi-Die Interconnect Bridge, соединяющей два компонента, а также интегрированная высокоскоростная память High Bandwith Memory 2 (HBM2). Напомним, технология EMIB была представлена около года назад, она позволяет объединять высокоскоростной шиной многокристальные системы без необходимости использовать кремниевые перемычки. EMIB (как, впрочем, и HBM2) дебютировала на рынке в составе FPGA последнего поколения Intel Altera Stratix 10 в конце прошлого года. Теперь пришло время процессоров.
Схема SoC с использованием технологии EMIB
Если же говорить о дискретной графике собственного производства, то со стратегической точки зрения пользователя, прежде всего, интересует вопрос: насколько велик сейчас запас наработок Intel для реализации этого проекта. По мнению экспертов, если команда Кодури начнет работу с нуля, на ее завершение понадобится не менее 4 лет со всеми вытекающими опасностями (вспомним ту же Larrabee). Тут нужно принимать во внимание, что большая дискретная графическая система сильно отличается от компактной интегрированной, на реализацию масштабируемости, жизненно необходимой в данном случае, потребуется много ресурсов.
Кампания Intel имеет смысл только в одном случае — если ее результатом станет появление полной линейки графических продуктов компании сверху донизу. Сейчас, понятно, разработчики нацелились на топовый сегмент, однако придет время и для более бюджетных решений. И в этом случае ландшафт на рынке графических карт сильно изменится, существующий биполярный мир превратится в трехполюсный. Подобные тектонические сдвиги обрастают медийными наслоениями, и здесь, в том числе, важна личность лидера. Кандидатура Кодури, возможно, привлекла Intel, помимо прочего, своей известностью за пределами узких кругов. Однако одним пиаром жив не будешь — нужны реальные результаты. Засекаем время, когда они появятся.
→ Оригинал статьи на сайте AnandTech
Автор: Виктор Гурылев