Некоторые технические решения, в силу их уникальности, имеет смысл рассматривать на конкретных примерах. Существует не мало распространённых конструкторских подходов для акустического оформления напольной акустики, но в данном случае пойдёт речь о далеко не типовом устройстве. Описываемый продукт заинтересовал меня целым рядом характерных отличий. В первую очередь конструкцией корпуса, не менее интересным стало сравнение субъективного восприятия звука с техническими характеристиками и данными измерений.
Восторженные отзывы наших категорийных экспертов и маркетинговый «фон» в аудиопрессе уже давно не являются для меня убедительными аргументами. С первыми я нередко расхожусь в субъективной оценке компонентов, а градус восхищённости обзоров в аудио СМИ часто зависит от полноты налитого стакана от объёма рекламного бюджета производителя. Поэтому я был очень удивлён, когда поставил АС крепкую пятёрку с минусом (по пятибалльной системе), и поместил на одно из первых мест в личном рейтинге.
Позволю себе быть субъективным в данном обзоре (со мной это редко случается) и скажу, что эта система очень меня впечатлила. Если совсем коротко, я не большой любитель петь джинсовые дифирамбы и знаю, что у любого устройства есть свои недостатки, а любое техническое решение в акустике – это сложный компромисс. В данном же случае хочу сказать много хорошего и мало плохого. Впервые увидев NEAT Acoustics Iota Alpha, у меня возникла мысль о том, что речь идёт скорее о дизайнерской изощрённости, а также о том, что уменьшение габаритов АС вряд ли положительно скажется на звуке.
Наличие длинных шипов также насторожило. Шипы могли свидетельствовать о том, что производитель делает ставку на привлекательность системы для аудиофилов, которые верят в эффективность «антивибрационных» решений такого плана. Как выяснилось позже, всё значительно интересней, как со звуком, так и с шипами (тот редкий случай, когда сравнительно не большой объём корпуса удивляет хорошим звуком, а от шипов есть вполне конкретная практическая польза, не связанная с мифом о гашении резонансов).
Акустическое оформление
Акустическое оформление – это, пожалуй, одна из самых интересных особенностей Iota ALPHA. Инженеры совместили закрытый и фазоинверторный типы оформления. Так верхняя часть системы, где расположен СЧ динамик и ленточный твиттер, представляет собой закрытый ящик. Динамики этой секции закреплены на панели, наклоненной под углом 30 градусов, что сделано для формирования необходимой диаграммы направленности (учитывая габаритные особенности устройства).
Во второй секции размещён фазоинвертор и 134-миллиметровый НЧ-динамик, направленный вниз, для расширения вертикальной диаграммы и формирования объемной сцены. Шипы, о которых я упомянул выше, использованы не в качестве какого-то там «волшебного» виброизолятора, а для вполне практичной цели — обеспечить необходимое для правильной работы расстояние от дна АС (с закрепленным на нем НЧ динамиком) до пола (поверхности, на которой они установлены). Расстояние от поверхности пола до диффузора НЧ-динамика составляет 1,7 дюйма, что, по словам разработчиков, оптимально для корректного воспроизведения НЧ диапазона.
Отверстие фазоинвертора расположено на задней панели, что не позволяет поместить АС вплотную у стены. Достаточным расстоянием между задней панелью и стеной будет 30 — 50 см… Кроме того, производитель рекомендует покрыть звукорассеивающим материалом поверхность, на которую установлена система (например, положить войлочный коврик под каждую колонку), и стену позади АС.
Удивляют габаритные размеры, Iota Alpha получилась действительно маленькой для напольной акустики. Инженеры NEAT решили отойти от, казалось бы, незыблемого принципа, гласящего, что чем больше ящики, тем лучше звук. Таким образом, используя комбинированные решения, они получили более чем приличный результат с габаритами (В, Ш, Г): 450 (с шипами), 200, 160 мм. При таких скромных габаритах и не слишком выдающейся чувствительности в 86 дБ, я был удивлён тем, что система способна легко озвучить 25 – 30 кв. м. площади (был использован усилитель c RMS 30 Вт, 4 Ом).
Результатом использования выбранной комбинированной конструкции, стало очень интересное звучание. Для акустики характерны акцентированные низкие и мидбас, напористые средние и выразительные точные высокие. Особенностью акустики с такими нетипичными габаритами и акустическим оформлением, стали широкие горизонтальная и вертикальная диаграммы направленности, а также точное реалистичное расположение кажущихся источников звука в сцене. Как подчеркнули наши эксперты: «редко приходилось встречать настолько приличную акустику с такими габаритами».
АЧХ, искажения, а также прочие измеряемые и субъективные параметры
Перед тем как рассказать о графике АЧХ Iota Alpha и прочих характеристиках системы, хочу подчеркнуть, что, выбирая АС для себя, обычно ориентируюсь в основном на измеримые технические показатели. При этом, если бы мне пришлось выбрать систему для дома на слух, я с высокой вероятностью потратил бы 2000 $ на описываемую акустику.
Частотный диапазон от 33Hz до 22kHz, который способна воспроизводить Iota Alpha достаточен и даже в какой-то мере избыточен (учитывая физиологические границы восприятия). Заявленный паспортный диапазон соответствует действительности, что определяется как на слух (я выше 17 кГц не слышу, но мой семилетний сын тестовый сигнал 21 кГц распознал), так и при аппаратном измерении. Глубокие низы тоже не вызывают сомнений в заявленном диапазоне.
АЧХ
График АЧХ – это то, что меня озадачило. Я человек привыкший к мониторному звуку, который впоследствии подгоняю под индивидуальные особенности своего слуха эквалайзером (учитывая акустику помещения, жанровые нюансы, настроение) – если грубо, то меняю ровную АЧХ на ту, при которой музыка будет наиболее приятна моим ушам. В случае с Iota Alpha график АЧХ удивляет неравномерностью, но при этом всё хорошо звучит. Меня этот график насторожил не меньше, чем использование шипов.
АЧХ тест от Джона Аткинсона, «Stereophile»
Между тем, субъективное восприятие качества звука оставалось высоким и, более того, звук почти не требовал эквализации. Из этого я сделал вывод, что для АЧХ моих (подчеркиваю этот момент) ушей – этот звук очень хорош и не требует дополнительных мучений с эквалайзером. С другой стороны, я не рекомендовал бы эту акустику в качестве студийной (равно как для записи/сведения/мастеринга в домашних условиях), так как звук, как можно видеть из графика АЧХ, очень далёк от мониторного эталона.
Искажения
При субъективной оценке (прослушивание каверов Rammstein в исполнении детского хора и концерта для флейты с оркестром D-dur Моцарта), замыленности (характерно для высокого уровня интермодуляционных искажений) отметить не могу. Гармонической окраски звучания также не услышал. Эти оценки вполне совпадают с паспортными данными акустики, THD не превышает 0,5 %. Об интермодуляционной составляющей производитель не пишет, а зря. При аппаратном тестировании пары Iota Alpha стандартным двухчастотным методом показатель IMD не превысил 1 – 1,15 %.
Предполагаю, что низкий уровень искажений, был достигнут во многом благодаря конструкции фильтров системы. К сожалению не удалось найти подробной информации о схеме кроссовера, но известно, что в конструкции использованы, горячо любимые аудиофилами, драгметаллосодержащие конденсаторы от компаний Mundorf и ICW Clarity, а также катушки фирмы Volt, что многими считается очень даже true. Буржуйские издания также пишут о применении дросселей с воздушным сердечником и низким сопротивлением по постоянному току.
Особенности сопротивления.
На подавляющем большинстве частот (но не ниже 50 Гц) сопротивление АС достигает реальных 6 Ом (при заявленных 4-х). По утверждению эксперта Джона Аткинсона (писавшего об этой системе в Stereophile) – это означает, что АС сможет корректно работать с 8-ми Омным усилителем.
При этом следует отметить, что при частоте ниже 50 Гц сопротивление падает до 4 Ом, а при частоте 10 Гц (за пределами слышимого диапазона) падает до 3,6. Из этого можно сделать вывод о том, что у восьмиомного усилителя, работающего с этой АС будут определённые сложности с НЧ.
Итог
Подводя сухой остаток без личных пристрастий, можно сказать о том, что IOTA Alpha – это акустическая система с оригинальной конструкцией, низким уровнем нелинейных искажений, громкостью достаточной для площади 30-50 кв.м., широкой диаграммой горизонтальной и вертикальной направленности, сравнительно небольшими габаритами, точной и объёмной сценой, а также спорным, с точки зрения верности воспроизведения, графиком АЧХ.
Моя субъективная оценка значительно выше. Услышав эту систему, я понял, что существуют технические решения, обеспечивающие достойное качество звука без использования огромных ящиков. О звуке я уже писал, если коротко, то частотный баланс, т.н. детальность, расположение КИЗ и «объемность» сцены заслуживают самой высокой оценки. Не очень люблю абстрактные определения, но в данном случае позволю себе охарактеризовать звук как «реалистичный» или «живой».
Автор: Pult.ru