Некоторые события, о которых думаешь, что они произошли совсем недавно, на самом деле отстоят от сегодняшнего дня на годы, а то и десятки лет. Для многих читателей Geektimes ZX Spectrum появился вроде бы несколько лет назад, но это не совсем так — сегодня этому компьютеру исполнилось уже 35 лет. Он был для некоторых первым компьютером, который помог определиться с будущей профессией — программированием, разработкой игр или еще чем-то, что связано с ИТ.
Появился он как раз вовремя, чтобы стать популярным. Дело в том, что в 70-х годах прошлого века компьютерная техника была доступна, в основном, научным работникам, финансистам и представителям других сфер. Компьютеры использовали только для работы и ничего другого. Но к концу 70-х появился еще один вариант эксплуатации электронных систем — это развлечения, в частности, игры.
Некоторые производители, поняв, что на такого рода компьютеры есть спрос, начали разработку специализированных систем, позволяющих использовать возможности вычислительной техники в домашних условиях. Правда, стоимость их была очень высокой, несколько тысяч, а то и десятков тысяч долларов США, так что доступны они были лишь для очень хорошо обеспеченных покупателей.
Среди предпринимателей и производителей компьютерной техники появились приверженцы идеи, согласно которой компьютеры для «ухода в массы» должны кардинально подешеветь. Кроме того, ряд представителей ИТ-сферы считали, что компьютеры для домашнего использования должны быть значительно менее габаритными и более простыми, чем те системы, что были доступны в то время.
Эту идею первой реализовала компания Sinclair Research, во главе с Клайвом Синклейром (Clive Sinclair). Ее сотрудники создали относительно простое устройство, которое стоило не очень много, зато позволяло начать осваивать азы программирования. Так что программы можно было писать самостоятельно, а не ждать, когда они появятся в продаже. Конечно, разрабатывать можно было не только обычный софт, но и игры.
Компьютер в Sinclair Research был создан далеко не сразу, его разработку сотрудники компании начали в середине 70-х годов. Реализация проекта затянулась на несколько лет, но в 1980-м году все работы были закончены, а на рынке появился компьютер ZX80, стоимость которого составила всего около 80 фунтов стерлингов. Это был первый в мире ПК с ценой до 100 фунтов.
ZX 80, воссозданный в среде Minecraft
Удешевить компьютеры разработчикам удалось благодаря использованию не самых дорогих деталей и упрощения схемы самого ПК. В качестве процессора разработчики использовали недорогой чип Zilog Z80, частота работы ядра которого составляла всего 3,25 МГц. Объем ОЗУ — всего 1 КБ. При желании можно было установить еще 16 КБ, для чего на рынок поставлялись модули расширения, которые, правда, стоили почти столько же, сколько сам компьютер. Объем ПЗУ — 4 килобайта. Причем в памяти устройства уже был Sinclair BASIC.
Среди прочих его достоинств — невысокая стоимость и относительно небольшое количество логических микросхем. Плюс ко всему, в этом компьютере было очень небольшое количество движущихся деталей. Изначально это было сделано из соображений экономии, но затем малое количество таких элементов стало стандартом. Напомню, что сейчас речь идет о компьютере ZX80.
Покупатели быстро оценили этот миниатюрный (для того времени) компьютер. Еще он умел показывать графику, но только тогда, когда система не была занята проведением вычислений. Видеоконтроллера здесь не было никакого, графика, в основном, формировалась за счет программной части. Для того, чтобы увидеть изображение, нужно было подключить компьютер к телевизору. В 80-х годах они были уже у многих, так что пользователь экономил средства, покупая лишь основную часть компьютера без монитора. Почти сразу после своего выхода на рынок первая модель стала очень популярной. Наблюдалось значительное превышение спроса над предложением.
В 1981 году появилась новая модель, которая получила название ZX81. Она поставлялась в виде «конструктора», из которого можно было собрать компьютер, и уже готовой системы. Стоимость первого варианта составляла 49,95 фунтов стерлингов, второго — 69,99. Его потихоньку начинали продавать не только по почте, но и в розничных сетях. Что касается процессора, то здесь использовался все тот же Z80 с частотой работы ядра в 3,25 МГц. ОЗУ было таким же, как и у предыдущей модели — 1 Кбайт, что мало кому нравилось. А вот объем ПЗУ вырос уже до 8 килобайт. В этой модели видеоконтроллера тоже не было. Продажи новинки превысили объемы продаж ZX80 в несколько раз.
Наконец, любимец публики ZX Spectrum. В продажу компьютер поступил 23 апреля 1982 года. Покупатели могли заказывать это устройство по почте, попало оно и к ритейлерам. В ZX Spectrum было сразу несколько новых функций. Например, этот компьютер был приспособлен для работы с цветными телевизорами. Собственно, именно поэтому он называется Spectrum, а на его корпусе есть радужная полоска.
Для формирования графики был добавлен графический контроллер. Объем ОЗУ составлял уже 16 КБ, до этого же показателя увеличился и объем ПЗУ. Максимальное количество оперативной памяти, поддерживаемой ZX Spectrum, составило 48 КБ. Для того, чтобы хранить написанные программы, предлагалось использовать аудиокассеты и магнитофон. Клавиши, кстати, инженеры создали из резины, они заменили собой мембранную клавиатуру предыдущих двух моделей.
Самое интересное то, что компьютер изначально разрабатывался для школ и офисов. А оценили его геймеры. Все потому, что он был недорогим, а созданную игру можно было загрузить в память с аудиокассеты. Плюс цена была невысокой по сравнению с другими устройствами. Кассетами начали обмениваться, у компьютера появились почитатели, стали формироваться фан-клубы. Некоторые кассеты с ПО и играми стали защищать от переписывания. При покупке пользователю давали специальный код, который позволял запустить на компьютере содержимое кассеты. Стоимость новой модели составила 125 фунтов стерлингов для модели с 16 КБ памяти и 175 для ПК с 48 КБ ОЗУ. Спустя некоторое время цены были снижены до 99,95 и 129,95 фунтов.
Через два года компания выпустила обновленную модель ZX Spectrum+ с 48 КБ ОЗУ по умолчанию. Там же была и новая, более удобная клавиатура.
Еще через два года появился компьютер ZX Spectrum 128, который разрабатывался совместно с испанскими инженерами. Здесь добавили ОЗУ вплоть до 128 КБ, вдвое увеличили объем ПЗУ (до 32 КБ). Также стоит отметить появление трехканального звука со стандартом AY-3-8910, RGB-выхода на монитор и совместимость с MIDI.
В 1986 году создатель этого компьютера Клайв Синклер продал бренд компании Amstrad. Она продолжала производить Spectrum вплоть до 1992 года.
Что касается ZX Spectrum, то он стал чрезвычайно популярным в СССР и других странах. Из-за холодной войны многие комплектующие аппарата были запрещены в Советском Союзе, был запрещен к ввозу и сам Spectrum. Но советские инженеры достаточно быстро смогли разработать отечественный клон этого компьютера, используя лишь детали, доступные в СССР. Изготавливались эти клоны как на различных предприятиях, так и частными лицами — умельцами, которые научились собирать аппарат своими руками. Причем стоимость их была немалой для советского человека — около 100 рублей, но это не помешало устройству было завоевать популярность.
Уже в 90-х для Spectrum и его копий начали клонировать игры, хиты, которые в то время набирали популярность. В то время разработчики игр еще могли работать в единственном лице, сочетая в себе черты музыканта, графического дизайнера и, собственно, разработчика.
Кроме СССР, Spectrum стали популярными и других странах, включая Южную Америку.
Для ZX Spectrum и совместимых моделей выпускались различные аксессуары. Их было много. Например, для Spectrum создали специальный принтер. Правда, он печатал искровым методом, так что и бумага требовалась особенная, с алюминиевым напылением. Для печати использовались две иглы, между которыми создавалось напряжение, шла искра и на бумаге прожигался символ. В строчке умещалось 32 символа.
Был выпущен и отдельный модуль ПЗУ на основе магнитной ленты. Он был более быстрым и производительным, чем обычная аудиокассета, но распространения не получил, поскольку кассеты были менее дорогим и гораздо более доступным вариантом.
Еще существовали модули, добавляющие к функционалу компьютера сетевой интерфейс и модуль, позволяющий подключать джойстик. Да не один, а сразу два, так что владелец устройства и его друг могли осваивать премудрости гейминга вместе. Стоило все это несколько дороговато, так что сильно популярными модули тоже не стали.
Что касается ПО, то, как уже говорилось выше, программы для ZX Spectrum писались и компаниями, и независимыми программистами. Число вторых было гораздо выше, чем первых в самом начале, когда компания Sinclair Research только вывела на рынок свой компьютер. По мере роста популярности этой системы интерес к написанию ПК для нее начали проявлять и компании. Программисты собирались в группы и формировали все новые предприятия, которые поставляли на рынок софт и игры.
Во второй половине 80-х количество ПО для платформы Spectrum стало увеличиваться в геометрической прогрессии. Выросло количество игр, стали развиваться сюжеты и звуковое сопровождение с графикой. Интересно, что примерно тогда же активно начали появляться системы защиты программ от нелегального копирования. Ну и в конце 80-х — начале 90-х платформа начала терять популярность, соответственно, под ZX Spectrum выпускалось уже не так много программ, как раньше. С другой стороны, в это время появилось много отличных игр и прикладного ПО, которое получило продолжение уже в наше время.
Автор: marks