Оборудование видеоконференцсвязи для переговорной комнаты на реальных примерах

в 6:28, , рубрики: Clevermic, phoenix, PTZ камера, Блог компании UnitSolutions — все для видеоконференцсвязи, Видео-техника, видеоконференцсвязь, видеосвязь, вкс, Железо, звук, оборудование для видеоконференций, переговорная комната, передача видео, потоковое видео, спикерфон

Тенденции развития видеоконференцсвязи

Оборудование видеоконференцсвязи для переговорной комнаты на реальных примерах - 1
Видеоконференцсвязь перестала быть экзотическим понятием и все больше проникает в нашу повседневную рабочую среду. Она вышла за пределы переговорных комнат и стала доступна на рабочих местах сотрудников и мобильных устройствах. Такому широкому распространению видеоконференций способствует все больший переход от чисто аппаратных решений (типа Polycom, Cisco, LifeSize) к программным и программно-аппаратным. Причин такому переходу несколько, но основные из них следующие:

  1. Программные решения ВКС доступней по цене без потери функционала.
  2. Программные решения ВКС дают большую гибкость при оснащении рабочих мест и переговорных комнат, в отличие от стандартизованного состава аппаратных терминалов.

Эта статья на примере конкретной переговорной комнаты рассказывает, как можно просто и сравнительно недорого оборудовать помещение средствами проведения видеоконференций.

Понятие стандартной переговорной комнаты

Переговорная комната сейчас есть практически в любой компании. Это место, где проводятся совещания между сотрудниками, встречи с клиентами, обсуждение проектов. В последнее время, переговорные комнаты используются и для проведения видеоконференций с удаленными участниками. Оборудование подобных переговорных комнат позволяет участникам на расстоянии слышать и видеть друг друга в режиме реального времени, обмениваться контентом (презентациями, слайдами, видео).

Как правило, переговорные комнаты имеют метраж 25-30 квадратных метров и вместимость 8-10 человек. Такие комнаты относятся к переговорным комнатам среднего размера.

Модульный подход к оснащению переговорных комнат

Прежде чем перейти к конкретным примерам оборудования, следует рассказать о модульном подходе.

Сегодня оснащение переговорной комнаты оборудованием для видеоконференцсвязи перестало быть узкоспециализированной задачей. Раньше практически единственным вариантом оборудования ВКС был аппаратный терминал с заранее заданным составом компонентов. Сейчас же центральным узлом становится персональный компьютер с программным клиентом ВКС, например: Skype, Polycom Realpresence Desktop или TrueConf.

Оба этих варианта решают поставленную задачу – обеспечивают участников видеосвязью, но подходы у них разные:

  1. Вариант на базе специализированного аппаратного терминала предполагает размещение в комнате типизированного оборудования – видеокамеры с предлагаемыми данным производителем параметрами, микрофона, также определенной модели, центрального вычислительного блока с определенными функциональными возможностями, и так далее. Разъемы для подключения оборудования к центральному блоку нередко являются проприетарными. Это усложняет замену компонентов. Например, компания Polycom выпускает видеокамеры с нестандартным разъемом HDCI, которые без «танцев с бубном» сложно подключить к чему-либо кроме аппаратных терминалов этой же фирмы. Это накладывает определенные трудности при подключении камер через видео коммутатор, для построения более сложных систем ВКС. Гибкости модернизации и масштабирования в подобных аппаратных решениях немного, а его высокая стоимость делает его доступным не всем.
  2. Вариант на базе персонального компьютера, оснащенного в самом простом случае видеокамерой и микрофоном, дает больше гибкости при выборе оборудования, так как интерфейсы подключения (USB, HDMI, аналоговый разъём 3,5 мм) стандартизированы и присутствуют в любом современном персональном компьютере.

Второй вариант оснащения воплощает в себе модульный подход к оснащению переговорной комнаты, который подразумевает разделение всего оборудования на несколько подсистем, состав каждой из которых может быть изменен без потери общей функциональности. Видео и аудио сигналы каждой из этих подсистем заводятся в клиентский терминал на базе персонального компьютера.

  1. Подсистема технологического телевидения. По сути, это система видеокамер. Для больших конференц-залов необходимо несколько видеокамер для видео захвата всех участников мероприятия. В случае средней переговорной комнаты достаточно одной видеокамеры с подходящим углом обзора, поворотным объективом и оптическим увеличением (PTZ).
  2. Подсистема отображения информации. Это может быть проектор или экран, но в последнее время все чаще используются ЖК-панели в следствии их доступности и удобства – не нужно, как в случае с проектором, специально затемнять помещение или периодически менять световые лампы. При выборе размера телевизора следует ориентироваться на следующее правило: расстояние от телевизора до ближних участников должно быть не менее одной диагонали телевизора, а до самого дальнего участника – не более четырех диагоналей.
    Понятно, что для длинной комнаты, исходя из данной рекомендации, потребуется телевизор большой диагонали. В некоторых случаях оптимальными вариантами подсистемы отображения становятся видеостена или дублирующие экраны.
    Видеостена — комплекс отображающих устройств (проекционных видеокубов, плазменных или ЖК-дисплеев), которые объединены между собой и формируют единый экран, позволяющий воспроизводить в многооконном режиме большие объёмы информации из разных источников. Вопрос видеостен является весьма объемным и выходит за рамки данной статьи. Но основными параметрами, на которые стоит обратить внимание при выборе видеостены, являются: ее размер в дюймах, ширина шва между панелями (обычно, 5.5 мм), режим работы, источники видеосигналов и функционал, который должен реализовывать контроллер видеостены.
    При совместной работе с документами намного полезнее одного большого экрана становится использование вспомогательных панелей, которые дублируют изображение с основного экрана. В этом случае необходимо использовать разветвитель видеосигнала.
  3. Подсистема захвата звука. На смену широконаправленным микрофонам-лягушкам, входящим в состав аппаратных терминалов, приходят спикерфоны – устройства, совмещающие в себе массив микрофонов и динамик. Они подключаются к компьютеру по интерфейсу USB и обеспечивают эффективное эхо- и шумоподавление, а также большой радиус захвата звука. Кроме того, спикерфоны имеют возможность каскадного подключения в цепь для расширения зоны захвата звука.
  4. Подсистема озвучивания помещения. Вариантов стало множество – начиная от спикерфонов и встроенных в ЖК-телевизор динамиков и заканчивая потолочными массивами динамиков, равномерно озвучивающими всё помещение.

Описание используемой переговорной комнаты

В данной статье будет рассказано как оснастить оборудованием видеоконференцсвязи конкретную переговорную комнату среднего размера. Комната имеет площадь 42 квадратных метра (6x7м) и может вместить в себя до 10 человек за одним вытянутым по оси экрана столом. Это самый типичный случай.

В качестве подсистемы отображения информации используется ЖК-телевизор диагональю 49 дюймов со встроенными динамиками мощностью 10Вт каждый. Вплотную к телевизору располагается стол для переговоров прямоугольной формы на 8 человек. Потолки имеют высоту 3.5 метра, стены сделаны из гипсокартона. В качестве напольного покрытия используется ковролин.

image

Варианты оснащения переговорной комнаты

Как уже упоминалось ранее, модульный подход к оснащению переговорных комнат, дает больше гибкости и свободы при выборе оборудования в зависимости от поставленных задач и выделенного бюджета.

В данной статье будет продемонстрировано несколько вариантов оснащения на примере конкретных моделей оборудования.

Для проведения видеоконференций будет использоваться программный сервер отечественной компании-разработчика TrueConf. В переговорной комнате установлен мини персональный компьютер на базе Intel NUC с процессором Intel i3 и 4Гб ОЗУ. На нем установлен программный клиент TrueConf Client. Вы можете использовать для видеосвязи и другие клиенты: бесплатные Skype, Google Hangouts и платные — GoToMeeting, Cisco Webex, Polycom RealPresense и пр. Оборудование, описанное в нашей статье, будет работать с любым из этих решений. В этом и есть преимущество модульного подхода!

Итак, вариант 1. Для группы из 3-4 участников
Для бюджетного оснащения небольшой переговорной комнаты или рабочего места руководителя мы рекомендуем использовать следующий комплект оборудования:

  1. Веб-камера Logitech HD Pro Webcam C920, обеспечивающая передачу изображения с разрешением 1080p30 и подключаемая к компьютеру по интерфейсу USB 2.0. Веб-камера может быть закреплена на телевизор.
  2. Спикерфон Phoenix Audio Duet PCS, обеспечивающий радиус захвата звука 1-1.5 метра и подключаемый к компьютеру по интерфейсу USB.
  3. Есть альтернативная модель данного спикерфона, Phoenix Audio Duet EXE, которая может быть использована в качестве гарнитуры для офисного телефона с разъемом RJ11 или для смартфона с разъемом 3.5мм.

Веб-камера и спикерфон определяются в операционной системе как видео- и аудиоустройства и через минуту готовы к работе. Вот как выглядит данный комплект в нашей переговорной комнате:

image

image

Как видно из описания оборудования, данный комплект подходит для оснащения малых рабочих групп из 3-4 участников или персональных рабочих мест сотрудников. Его преимуществом является отличное соотношение цена/качество. Для рабочих групп большего размера такое оборудование, конечно, не подойдет. Поэтому переходим к следующему варианту.

Вариант 2. Для группы на 6-8 человек
В случае увеличения количества людей за переговорным столом возникает задача замены веб-камеры на поворотную PTZ-камеру и замены спикерфона на «старшую» модель с большим радиусом захвата звука (модульный подход в действии!).

Прежде чем приводить примеры конкретного оборудования, хочется привести пару рекомендаций касательно размещения видеокамеры в переговорной комнате. Ключевыми параметрами любой видеокамеры являются оптический зум и угол обзора. Оптический зум определяет степень увеличения изображения. Угол обзора определяет размер захватываемого пространства комнаты. Например, стандартный угол обзора 72 градуса допускает ближайшее размещение к ней участников на расстоянии не ближе 1.5 метров. В то же время видеокамера с углом обзора 105 градусов захватывает людей, сидящих достаточно близко к камере (на расстоянии одного метра).

  • Для гарантированного попадания всех участников в поле зрения камеры они должны находиться не ближе, чем этого допускает угол обзора видеокамеры;
  • Камеру рекомендуется устанавливать в диапазоне высот 1,2-1,8 м от пола;

В первом варианте было заметно, что угол обзора веб-камеры 78 градусов не обеспечивал захват близко сидящих людей – они «выпадали» из поля зрения камеры, да и сама камера не имеет ни цифрового, ни тем более оптического увеличения.

Поворотная FullHD-видеокамера CleverMic Wide имеет широкий угол обзора в 105 градусов и ориентирована на использование в небольших переговорных комнатах. Кроме этого, у нее есть 3-кратный оптический зум и 3-кратный цифровой. Камера управляется с пульта дистанционного управления и умеет переключаться между заранее сохраненными позициями (пресетами). Таким образом, одним нажатием кнопки на пульте управления можно, например, дать крупный вид руководителя совещания, отдельных его участников или флипчарта.

Для группы из 6-8 человек рекомендуется использовать спикерфон Phoenix Audio Spider (MT503) с гарантированным радиусом захвата звука 2.5 метра. Спикерфон имеет четыре встроенных микрофона и средней мощности динамик (5 Вт), так что он может быть использован для озвучки помещения. На самом спикерфоне есть удобная сенсорная панель управления с кнопками выключения микрофонов и регулировки громкости динамиков и чувствительности микрофонов. Технологии эхо- и шумоподавления, алгоритм пеленгации (определение источника звука и «направления» на него микрофонов) и прочие приятные технические возможности обеспечивают комфортное общение с удаленными участниками без необходимости повышения голоса или приближения к спикерфону.

Видеокамера и спикерфон являются устройствами Plug-n-Play, подключаются к терминалу по интерфейсам USB и определяются в операционной системе как видео- и аудиоустройства, все необходимые драйверы устанавливаются автоматически. Поэтому ввод оборудования в эксплуатацию занимает не более пяти минут. Вот как выглядит данный комплект в переговорной комнате:

image

image

image

Вариант 3. Для группы более 8 человек
Что делать, если число человек в комнате больше восьми? В этом случае нужна видеокамера с большим оптическим зумом, а для захвата звука потребуется больше одного спикерфона.

Видеокамера CleverMic Uno имеет 12-кратный оптический зум, который позволит взять крупным планом любого участника совещания, даже самого удаленного, а также передавать изображение с флипчарта или, например, процесс подписания документов. Благодаря быстрому переключению положения видеокамеры с пульта управления, процесс совещания становится более эффективным и интерактивным.

Для расширения зоны аудио захвата к спикерфону Phoenix Audio Spider (MT503) по витой паре подключается еще один спикерфон Phoenix этой же или другой модели из этой линейки. Количество подключаемых таким образом спикерфонов в цепочке может достигать 15, причём не обязательно их выкладывать на стол — можно и на потолке закрепить. Тут важно понимать, что спикерфоны очень «умные», работают синхронно и координируют свои действия, и именно в этом «фишка» продуктов Phoenix Audio.

Нередко в переговорной комнате присутствует IP-телефон. Конференц-телефон Phoenix Audio Spider (MT505) является не только спикерфоном, но и IP-телефоном. На фото ниже для захвата звука используются подключенные в цепь спикерфон MT503 и конференц-телефон MT505. В такой связке к видеозвонку в любой момент может быть подключен аудио-абонент телефонии за счет встроенного микшера USB и SIP интерфейсов в самом конференц-телефоне.

image

image

image

Вариант 4. С микрофонным массивом
Еще один вариант оснащения переговорной комнаты отличается от предыдущих тем, что в качестве подсистемы захвата звука используется так называемый микрофонный массив Phoenix Condor (MT600).

image

Микрофонный массив представляет собой 122-сантиметровый тубус с 15 встроенными микрофонами, обеспечивающий уверенный захват звука на глубину до 10 метров. Встроенные механизмы эхо- и шумоподавления и одновременный захват нескольких говорящих делает процесс общения легким и приятным. Микрофонный массив подключается к персональному компьютеру по интерфейсу USB и может быть расположен либо на столе переговоров, либо закреплен на стене под телевизором, освобождая стол переговоров от оборудования. Кроме этого, микрофонный массив Condor имеет возможность подключения к SIP телефонии. Для озвучивания помещения могут использоваться либо динамики телевизора, либо колонки, подключенные к Phoenix Condor.

image

Вариант 5. Для группы более 10 человек
Для захвата звука в переговорных комнатах, рассчитанных на 10 и более человек, рекомендуется использовать конгресс-систему. Конгресс-система — это комплект аудио оборудования, обеспечивающий определённый набор функциональности для проведения конференций, состоящий из центрального блока и нескольких микрофонных пультов типа «гусиная шея». Узконаправленные микрофонные пульты обеспечивают отличный захват звука от каждого участника. В один момент времени может быть активно до шести пультов.

image

Конгресс-системы бывают проводные и беспроводные. В случае проводных систем, микрофонные пульты последовательно соединены друг с другом кабелем в цепочку. Беспроводные системы дают больше свободы в размещении микрофонных пультов на столах переговоров. Звуковой сигнал от микрофонных пультов передается через центральный блок либо в персональный компьютер напрямую (в интерфейс line-in), либо в аудиомикшер или аппаратный терминал видеоконференций.

В качестве проводной конгресс-системы в переговорной комнате была установлена Samcen 6100MA с микрофонами S6050D.

image

В качестве беспроводной – система BKR WCS-20M с микрофонами BKR WCS-201D.

image

Приятным моментом данных конгресс-систем является их функция автоматического наведения PTZ-видеокамеры на активный микрофонный пульт без необходимости использования дополнительной системы управления (Crestron, AMX и пр).

Выводы

Видеоконференцсвязь – динамично развивающаяся область информационных технологий, которая прочно вошла в нашу жизнь. Сейчас для оснащения переговорных комнат и рабочих мест сотрудников не требуется глубоких профильных знаний в силу широкого распространения программных решений видеоконференцсвязи. В этой статье на примере реальной переговорной комнаты было продемонстрировано несколько вариантов ее оснащения.

Конечно, статья не охватывает всего многообразия возникающих задач. В следующей статье мы на конкретном примере покажем, как настроить автоматическое наведение видеокамеры на говорящего. Вы в свою очередь можете написать в комментариях интересующие Вас вопросы и предложить идеи для будущих статей.

Автор: UnitSolutions — все для видеоконференцсвязи

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js