Представители Greenpeace требуют остановить строительство у могильника радиоактивных отходов. Строительство связано с проведением Юго-Восточной хорды, — одной из частей проекта новых магистралей в столице.
Могильник распологается на террритории Московского завода полиметаллов (ранее – Царицынский химеческий завод, 1914 года рождения). В данный момент завод принадлежит АО “ТВЭЛ”, входящему в состав “Росатома”. “Основной деятельностью ТК «ТВЭЛ» является производство и поставки ядерного топлива для энергетических и исследовательских реакторов. Каждый шестой энергетический реактор в мире работает на топливе, изготовленном ТК «ТВЭЛ».”, — говорится на сайте компании.
В различные периоды завод организовывал и осваивал технологии получения самых разнообразных материалов, в том числе тория и урана (1934—1972 гг.). В то время завод складировал отходы урановых и ториевых руд на прилежащей территории — на крутом берегу Москвы-реки. Опасные вещества просто засыпали песком и глиной. “Сейчас радиационный фон там превышен совсем немного, но если немного разрыть землю — показания приборов резко скачут вверх. Участок открыт для всех и практически не огорожен — только в некоторых местах можно найти остатки старого бетонного забора, желтые таблички и ленточки с надписью «Осторожно: радиация» и «Прохода нет», причем значки постоянно воруют.” — сообщается в исследовании журналистов «The Village».
Организованный российским отделением Greenpeace анализ проб грунта показал уровень в 11.9 раз превышающий предельный необходимый для отнесения субстанции к категории радиоактивных отходов. «При попадании альфа-радионуклидов в организм человека с дыханием и пищей происходит внутреннее облучение, которое повышает риски онкологических заболеваний. Строительные работы на [территории могильника] могут привести к подвижкам грунта, обнажению радиоактивных отходов, их вымыванию, выветриванию.», — говорится в заявлении организации.
Фото: Портал мэра и правительства Москвы
Часть Юго-Восточной хорды вместе с мостом через Москву-реку пройдет впритык к могильнику. За разработку проекта дороги и моста отвечают Москомархитектура и Институт Генплана Москвы. Москомархитектура говорит, что знает об опасном участке, однако утверждает, что проект хорды не затрагивает земли с «аномалиями и загрязнениями». Работы по возведению моста, согласно свидетельствам, уже активно идут или, как минимум, готовы начаться. Однако, на сайте Стройкомплекса пишут, что вся трасса пока находится в разработке и стройка начнется только в 2020–2022 годах.
Заммэра Москвы по вопросам строительства, Марат Хуснуллин, в ответ на вопросы по данной теме заявил: “ [ ] я вообще в средствах массовой информации это услышал, я даже не знаю, откуда шум такой. Мне никто никогда не докладывал, что у нас там какая-то радиационная обстановка. Это полная ерунда.”
Автор: Umpiro