Новая версия классификатора МКБ-11
Вчера на 72-й Всемирной ассамблее здравоохранения в Женеве была официально принята новая версия Международной классификации болезней МКБ-11. Это общепризнанная классификация, которой придерживаются врачи во всём мире.
Новую версию МКБ-11 дополнили новым психическим расстройством gaming disorder («игровое расстройство»). Согласно официальному описанию, это состояние характеризуется «стойким или повторяющимся игровым поведением», которое вызывает «значительное нарушение в личных, семейных, социальных, образовательных, профессиональных или других важных областях функционирования».
Игровое расстройство впервые предложили ввести в классификатор как аддиктивное поведение в декабре 2017 года, а полное определение было подготовлено в июне 2018 года.
Симптомы игрового расстройства
- Нарушение контроля над игрой (например, начало, частота, интенсивность, продолжительность, прекращение, контекст).
- Повышение приоритета игр в той мере, в какой игры имеют приоритет над другими жизненными интересами и повседневной деятельностью.
- Продолжение или эскалация игр, несмотря на возникновение негативных последствий. Модель поведения является достаточно строгой, чтобы привести к значительным нарушениям в личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной или других важных областях функционирования.
Согласно определению ВОЗ, игровое расстройство (6C51) может быть «онлайновым» (6C51.0), «офлайновым» (6C51.1), а также «неопределённого типа» (6C51.Z). Во всех случаях «шаблон игрового поведения может быть непрерывным или эпизодическим и рецидивным». Для назначения диагноза игровое поведение и другие особенности должны проявляться в течение по крайней мере 12 месяцев, «хотя требуемая продолжительность может быть сокращена, если все диагностические требования выполнены и симптомы являются серьёзными».
Таким образом, врачи по всему миру получили в своё распоряжение новый классификатор и подробные инструкции по назначению соответствующего диагноза. Пока неизвестно, какие методики лечения рекомендует ВОЗ. Вероятно, игровое расстройство не потребует обязательной диспансеризации пациента и лечения в специализированных медицинских учреждениях и не будет внесено в список болезней, дающих отсрочку от прохождения военной службы.
Ассоциации игровой индустрии Европы, Соединенных Штатов, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Кореи, Южной Африки и Бразилии выступили с совместным заявлением, в котором призывают ВОЗ пересмотреть своё решение в ближайшее время.
«ВОЗ является уважаемой организацией, и её руководство должно основываться на регулярных, всеобъемлющих и прозрачных исследованиях, поддерживаемых независимыми экспертами. „Игровое расстройство” не основано на достаточно надёжных доказательствах, чтобы оправдать его включение в один из наиболее важных инструментов установления норм ВОЗ», — сказано в заявлении игровой индустрии. Под ним подписались такие организации, как Ассоциация развлекательного программного обеспечения, Ассоциация интерактивных развлечений Великобритании (UKIE) и Федерация интерактивного программного обеспечения Европы (ISFE).
Ранее игровые ассоциации, а также многие члены медицинского сообщества отказывались признавать игровую зависимость как расстройство: «Любовь к играм — это не проблема психического здоровья. Выбрать игры своим хобби — это не расстройство», — сказано в заявлении ассоциации IGDA в июне 2018 года. IGDA утверждает, что «выдуманное ВОЗ игровое расстройство» может нанести значительный и серьёзный вред людям, которые используют игры в качестве механизма преодоления тревоги, депрессии и стресса, и может побудить врачей лечить симптомы, а не фактические болезни.
У государств-членов ВОЗ есть время до 2022 года, чтобы принять новые методы лечения и профилактические меры. Например, Национальная служба здравоохранения Великобритании уже предприняла шаги в этом направлении, открыв свою первую финансируемую государством клинику для лечения интернет- и игровой зависимости в июне 2018 года, вскоре после того, как ВОЗ приняла определение «игрового расстройства».
Автор: alizar