Мнемотехника в помощь айтишникам

в 8:03, , рубрики: закон Миллера, запоминание, ментальные карты, мнемотехника, система Шед, фонетические ассоциации
Мнемотехника в помощь айтишникам - 1

Автор статьи: @MariyaEnotivna 

Пару лет назад я поступила в IT-класс, где был огромный упор на профильные предметы. Нас обучали работе с системами счисления, алгоритмизации, анализу информационных моделей, моделированию, программированию, кодированию и декодированию информации, знакомили с началом дискретной математики и теорией игр. В общем и целом, объём знаний, который нужно было усваивать, стал в десятки раз больше. И в тот момент передо мной встали вопросы: «Как оптимизировать моё обучение? Как не терять время впустую, зазубривая килотонны знаний перед экзаменами, при этом не прощаясь с ними сразу же после выхода из кабинета? Как сохранить в долгосрочной памяти все те объёмы информации, которые я получаю ежедневно?» В тот день я начала сёрфить в интернете в поисках ответов и наткнулась на понятие «мнемотехника». 

Долго изучая материалы по этой теме, я выбрала, на мой взгляд, самые простые, понятные и, что важно, эффективные методы мнемотехники. Ими я пользовалась на протяжении всего обучения в старшей школе и продолжаю по сей день в работе и повседневной жизни. Сейчас я расскажу о них поподробнее и покажу, как ими пользоваться в сфере IT.

Что такое мнемотехника? 

Мнемотехника (или мнемоника) — совокупность методов, систем и приёмов, которые помогают лучше запоминать информацию. Начиная от пароля домофона, заканчивая билетами, которые студенту нужно выучить к экзамену.

Мнемотехника не основывается на слепом зазубривании информации, она представляет собой набор научных методов, которые помогают эту информацию усваивать с помощью воображения, ассоциаций и ярких образов. Человек связывает новую информацию с уже известной и выстраивает логический и запоминающийся образ, к которому в дальнейшем прибегает, когда надо что-то вспомнить.

Существует множество способов запоминания, которые могут основываться на звуках, запахах, ассоциациях, цветах, географических местах, вспомогательных предметах, рифмах, эмоциях, цифрах, буквах и т. д. На их основе и были разработаны конкретные методы мнемотехники с чёткими алгоритмами.

Для запоминания небольшого объёма информации, например, пароля или сложных технических терминов:

  • Закон Миллера

  • Система Шед

  • Метод фонетических ассоциаций

  • Рифмы и ритмы

  • Метод вешалок

Для запоминания большого объёма информации, например, классификации языков программирования или последовательности действий при работе с базой данных:

  • Метод ментальных карт

  • Метод пиктограмм

  • Метод Цицерона

Это только малая часть, но именно вышеперечисленные методы мнемотехники помогли мне в запоминании больше всего. .

Закон Миллера

Для запоминания номеров телефонов, номеров билетов, банковских карт и других длинных чисел.

Суть метода: Проводя ряд наблюдений над людьми и их памятью, американский психолог Джордж Миллер установил, что человек в среднем способен запомнить от 5 до 9 символов. Миллер рассуждал, что это связано с тем, что мозгу довольно трудно запомнить большой ряд цифр или слов, не несущих в себе четкой закономерности или общей идеи. И чтобы облегчить процесс запоминания он разработал «закон Миллера — оно же правило «семь плюс-минус два»». Суть этого закона состоит в том, чтобы разделить на небольшие группы, к примеру, массивное число, тогда создаётся иллюзия легкого усвоения, так как информация подана маленькими дозами, которые нашему мозгу обработать уже в разы легче.

Механика: Разбиваем большое число на группы чисел поменьше, по 5–9 символов. И отделяем эти группы между собой пробелом или любым другим символом, например, скобкой или дефисом. Но также вы можете разбивать число на группы любого размера, оптимального именно для вас. Например, это может быть группа из 2–4 символов, если вам удобнее запоминать так. Того же мнения придерживались люди, оформляющие банковские карты: номера банковских карт состоят из шестнадцати цифр, что для человека довольно сложно запомнить, поэтому номер всегда разделяется в группы по четыре цифры. После разбивки на группы можно дополнительно придумать ассоциации и образы к каждой для более легкого запоминания. Ниже покажу это на примере.

Пример 1: 11111000000 1984 в двоичной системе счисления. Разбиваем число на группы. Получим: 110-100-011-01.

Пример 2: 86352939774 номер телефона группы поддержки. Разбиваем число на группы. Получаем: 8 (635) 293-97-74.

Пример 3: номер сертификата технической поддержки вендора 7CZ101-22. Попробуем разделить на группы этот номер и дополнительно использовать создание ассоциаций.

а) Делим на группы.

Исходя из правила Миллера, максимальное количество элементов, которые можно запомнить за раз, составляет 7 ± 2. В нашем случае номер сертификата можно разбить так:

7CZ

101

22

Таким образом, создаём три группы, каждая из которых содержит от 2 до 3 элементов.

б) Придумываем ассоциацию к каждой группе или даже отдельному знаку.

7CZ:

7: Например, 7 дней в неделе.

C: Компьютер (предмет, с которым вы работаете).

Z: Буква сетевой шары, в которой хранится сертификат.

101: Лично у меня ассоциируется с базовым курсом или курсом «вводного уровня» — «курс 101».

22: Две двойки могут ассоциироваться с 22 — два в квадрате, квадрат двух, два квадрата

в) Создаём образ. 

Соединяем эти элементы в яркий образ: В течение 7 дней в аудитории стоит компьютер с подключенным сетевым диском «Z». Там же проходит «вводный» курс, где все студенты держат 2 квадрата в руках.

Мнемотехника в помощь айтишникам - 2

Система Шед

Для запоминания паролей, важных дат, паспортных данных (небольших чисел).

Суть метода: Часто нам тяжело запомнить длинное число, и в таких случаях можно прибегнуть к этой системе. «Система Шед» помогает не забыть новые крупные числа, опираясь на всем известные слова, из которых мы можем составить небольшие странные предложения. Эти предложения не должны иметь много смысла. Наоборот, они должны быть настолько необычны, чтобы врезаться в память и надолго запомниться. 

Механика: Кодируем число в одно или несколько предложений следующим образом: к каждой цифре нашего числа подбираем слово с соответствующим ей количеством букв. То есть к цифре 1 мы будем подбирать слово, состоящее из одной буквы, например, «я» или «и», а кцифре 4 — слово из четырёх букв, например, «стол». Нулю будет соответствовать слово из 10 букв. Таким образом число, которое нужно запомнить, трансформируется в маленький рассказ, каждое слово в котором содержит определённое количество букв, это количество и будет равно соответствующей цифре числа.

Пример 1: 1991 — год выпуска Linux.

  • 1 — я

  • 9 — большущий

  • 9 — поклонник

  • 1 — Линукса

Пример 2: 349 — номер аудитории в университете.

  • 3 — где

  • 4 — наша

  • 9 — аудитория

Пример 3: Пароль от Wi‑Fi — 2861561957.

2 — мы

  • 8 — запомним

  • 6 — пароль

  • 1 — и

  • 5 — будем

  • 6 — сидеть

  • 1 — в

  • 9 — интернете

  • 5 — когда

  • 7 — захотим

Метод фонетических ассоциаций

Для запоминания иностранных слов, сложных терминов, фамилий и имён.

Суть метода:  Нахождение ассоциаций для нового слова — один из самых простых способов, который человек для себя открывает, когда сталкивается с проблемой запоминания новых терминов. Чаще всего трудно запомнить иностранные слова, так как, когда нужно запомнить новое иностранное слово, особенно длинное или сложное для чтения, мозг моментально хочет найти что-то похожее в своих закромах. Мозг пытается доказать самому себе, что где-то уже слышал это слово. Таким образом, разум старается найти точки соприкосновения чего-то нового с известным. Суть метода фонетических ассоциаций заключается в поиске созвучия между новыми словами и словами, которые мы уже знаем.

Механика: Подбираем к новому термину, который нужно запомнить, уже известное слово или несколько слов таким образом, чтобы у них было схожее звучание: первые три-четыре буквы или даже всё слово целиком. Так уху будет легче вспоминать новое, допустим, иностранное слово, ведь у нас имеется соответствующая ему по созвучию пара.

Пример 1: Запоминаем команды в Питоне. Подберём к слову, которое нам нужно запомнить, другое слово, схожее с ним по звучанию (а не по смыслу).

  • Print — ПРИНТер

  • Break — БРИКет

  • While — ВИОЛончель

  • Return — РЕДкий ОРНамент

  • For — ФОРмула

Пример 2: Запоминаем горячие клавиши.

Запоминание сочетания клавиш Ctrl + Shift + 6 в Cisco IOS (используется для прерывания процесса в системе). Например, «Контроли» — это «6». Слово «Shift» можно ассоциировать с «сдвиг» или «смешать». Получается «Контролируй Сдвиг 6». Тут же можно придумать историю, что Сдвиг-6 — это какой‑то сложный механизм, а мы являемся его оператором. Чем ярче и смешнее будет сюжет, тем лучше запомнится сочетание.

Пример 3: Запоминаем уровни модели OSI вот такой фразой: All People Seem To Need Data Processing.

Источник

Рифмы и ритмы

Для запоминания сложной и непоследовательной информации. Чаще всего это перечисление слов в какой-то группе, например, элементы, из которых состоит компьютер.

Суть метода: Заучивать информацию, когда она подана в стихотворной форме, всегда проще и веселее, чем если бы она была без рифмы. Так, многие люди удивляются сами себе, когда откапывают в своей голове безумное количество стихов, пословиц и текстов песен спустя многие годы. Нашему мозгу приятны созвучие, ритм и такт. Поэтому рифма так хорошо врезается в голову и остаётся там, порой, на десятилетия. Поэтому метод «рифмы и ритмы» так распространён в детских садах и школах. С помощью этого метода детям легче запомнить считалочки, алфавит, цвета радуги или падежи. Всегда приятнее, если мы запоминаем информацию на слух, находить в ней закономерности, а именно рифмы.

Механика: Придумываем небольшой стишок для числа или группы слов так, чтобы каждое слово стишка, соответственно, сопоставлялось каждому слову группы или каждой цифре числа, которые нужно запомнить. 

Пример 1: Запоминаем названия базовых команд в Питоне.

  •   Print — печатает в поисковую строку программист «бинт».

  •   Input — кладёт на дно корзины он оранжевый грейпфрут.

  •   If — условия тут ставит только он, ведь он шериф.

  •   Elif — иначе он не может, Питер до ужаса дождлив.

  •   For — пока бежит по монитору маленький курсор.

  •   While — одновременно размещает мем он в свой профайл.

  •   Break — его не остановишь, он прям как сверхпроводник.

  •   Continue — он продолжал писать, не прогибаясь под уныние.

  •   Def — ты принцип функций выучишь как песенный припев.

Пример 2: Запоминаем обозначения и смысл знаков в Питоне.

  •    + (сложение): плюс — работники закинули в камаз тяжёлый груз.

  •    - (вычитание): минус — подальше от открытого окна я отодвинусь.

  •    * (умножение): звёздочка — приумножает под собой игрушки ёлочка.

  •    / (деление): палка — учитель делит пополам мою шпаргалку.

  •    // (деление без остатка): две палки — и больше не осталось ничего, кроме смекалки.

  •    % (деление с остатком): процент — в остатке выделился микроэлемент.

  •    ** (возведение в степень): две звёздочки — в какой-то степени мы все крутые корочки.

Метод вешалок

Для запоминания id пользователей, команд в программах и больших чисел, таких как номера телефонов или банковских карт.

Суть метода: «Методом вешалок» можно пользоваться для запоминания крупных чисел. Составление маленьких историй, в которых мало от реальности, помогает их запомнить на контрасте происходящего. Так как такое не услышишь ни в повседневной жизни, ни в фильмах. Подобные рассказы напоминают пароли, которые нам предлагает сгенерировать Google, когда лень придумывать надёжный и длинный пароль. Ведь такой пароль должен быть действительно непредсказуемым для взлома. Однако небольшие рассказы собственного сочинения всё же легче запомнить, завуалировав в них настоящий номер, пароль или любое другое крупное число.

Механика: К каждой цифре числа подбираем слово, похожее на соответствующую цифру визуально, и составляем из этих слов историю, или, если речь идет о командах, присваиваем команде похожее слово. Самый известный пример этого метода, который мы видели в детскомсаду, — это двойка в виде лебедя. Визуально, двойка представляется нам лебедем с изогнутой длинной шеей. Поэтому, если у нас есть цифра 2 в числе, то в нашем рассказе мы можем упомянуть белого лебедя.

Пример 1: Запоминание команд в Git. Для каждой команды (например, commit, push, pull) можно присвоить короткое слово или образ. Например, система «вешалок» для push может быть ассоциирована с «пушкой», которая «выстреливает» изменения на сервер.

Пример 2: 89652294731 — номер вашего начальника.

  • 8 — матрёшка

  • 9 — дельфин

  • 6 — открытый замок

  • 5 — серп

  • 2 — утка

  • 2 — вторая утка

  • 2 — третья утка

  • 4 — стул

  • 7 — кочерга

  • 3 — червяк

  • 1 — леденец

А теперь нужно составить небольшую историю из получившихся слов в такой последовательности: матрёшка и дельфин плавали в пруду и увидели на дне открытый замок и серп, они решили позвать трёх уток, плавающих неподалёку. Птицы нырнули и увидели ещё стул с кочергой. Тогда они позвали червяка, и он нашёл леденец.

Метод ментальных карт Бьюзена

Для запоминания больших текстовых материалов, таких как длинная последовательность действий какого-либо процесса.

Суть метода: Любой сложный процесс или продукт состоит из менее сложных компонентов. Таким образом «метод ментальных карт Бьюзена» помогает разбить что-то сложное на более простые составляющие. Именно так действуют дети, когда разбирают машинку, чтобы понять, из каких деталей состоит игрушка, как она работает. Суть этого метода заключается в обратной последовательности, то есть мы запоминаем не от начала до конца, а от конца до начала. С помощью нарисованной схемы в виде дерева, мы отчётливо видим, из чего состоит каждый предыдущий компонент, и из чего состоит компонент перед ним, и так до начала. 

Механика: Мы начинаем с того, что визуально воссоздаём цепочку действий или компонентов, из которых состоит конечный процесс или конечный продукт. Нам нужно нарисовать схему, похожую на семейное древо, но в обратном порядке. Здесь в центре или вверху листа (как вам удобно) мы изображаем не начало, а конец процесса или объекта, затем рисуем исходящие от него стрелки, они будут показывать, из каких более простых вещей состоит предыдущая. И повторяем это действие до тех пор, пока не придём к элементарным составляющим, то есть к началу. Теперь мы наглядно видим из чего состоит конечный продукт или процесс. Таким образом, мы разбиваем глобальную тему нашего текста на подтемы поменьше и поменьше, пока не приходим к базовым составляющим.

Пример 1: Запоминаем виды и атрибуты аутсорсинга в IT. 

Аутсорсинг — это передача определенных задач исполнителям, которые не работают в штате компании. И, в свою очередь, аутсорсинг разделяется на несколько видов в зависимости от характеристик: срочность услуг, продолжительность, полнота процессов и использование инфраструктуры и сотрудников. Каждый из них имеет соответствующие подвиды, а именно:

Срочность услуг — услуги могут быть выполнены в срочном порядке (критичный аутсорсинг) или же, в силу своей повседневности, отложены на ближайший срок выполнения (рутинный аутсорсинг).

Продолжительность аутсорсинга может быть одноразовой (единоразовый аутсорсинг) или в долгосрочном использовании (долгосрочный аутсорсинг).

Полнота процессов подразделяется на три вида: ресурсный, функциональный и стратегический аутсорсинг:

  1. Ресурсный аутсорсинг позволяет владельцу компании на определенное время привлечь на свое предприятие IT-сотрудника из аутсорсинговой компании, при этом управление и ответственность за результат лежит больше на нём. Руководству не надо просматривать резюме и брать в штат сотрудника.

  2. Функциональный аутсорсинг позволяет делегирование некоторых ИТ-задач, при этом часть функций выполняется сотрудниками самой компании.

  3. Стратегический аутсорсинг подразумевает передачу всех IT-задач на аутсорсинг. Владелец компании может полностью сосредоточиться на своем бизнесе, не думая о совершенствовании, масштабируемости и производительности всей IT-структуры.

Использование инфраструктуры и сотрудников в аутсорсинге бывает двух видов: внутренний и внешний аутсорсинг.

  1. Внутренний аутсорсинг позволяет оказывать услуги на территории заказчика. В таком случае компания-аутсорсер выступает в роли агентства, который предоставляет своим исполнителям персонал своей компании, и свои инструменты для выполнения всех необходимых услуг. В данном случае заказчик полностью обеспечивает своих клиентов всеми необходимыми услугами, а также несет 100% ответственность за полученный результат.

  2. Внешний аутсорсинг предоставляет услуги по обслуживанию компьютерного парка непосредственно на территории исполнителя с применением его персонала и инфраструктуры.

Источник изображения: images.app

Пример 2: Запоминаем атрибуты BGP.

Источник изображения: images.app

3 Пример: Запоминаем классификации языков программирования, из чего они состоят и какие отличительные черты имеют.

Источник изображения: uleoparda.ru

Метод пиктограмм

Для запоминания больших объёмов текста.

Суть метода: Так как самый развитый орган чувств у человека — это зрение, то именно он больше всего задействован в усвоении информации. Поэтому методы, которые основываются на визуальных техниках, считаются самыми успешными для тренировок памяти. «Метод пиктограмм» не требует сложных умственных манипуляций, достаточно иметь при себе лист и ручку, с помощью которых мы нарисуем картинку, отображающую суть того, что нужно запомнить. Картинка будет строиться на игре слов и визуализации. Это вдвойне упростит задачу запомнить информацию.

Механика: Выделяем основные компоненты и преобразуем каждый из них в простой, но понятный рисунок. Составляем из этих рисунков общую картину, она получится, скорее всего, довольно необычной и смешной, но главное — запоминающейся. А визуально будет напоминать нужное слово, то есть, первоначальный термин или процесс. Таким образом прячем название на видное место, в форму самой картинки.

Пример 1: В качестве первого примера проиллюстрируем через ряд картинок процесс преобразования компьютером каких-либо данных в информацию. В процессе преобразования исходные данные проходят через следующие этапы обработки: 

  1. Источник информации

  2. Сообщение

  3. Станция

  4. Сигнал

  5. Коммуникационная среда

  6. Сигнал

  7. Станция

  8. Сообщение

  9. Приёмник информации

А теперь преобразуем эту цепочку в ряд картинок, каждое слово в котором будет ярким, но простым рисунком.

Мнемотехника в помощь айтишникам - 7

Таким бразом, вы нарисовали наглядный ряд картинок, каждая из которых обозначает соответствующий слово-этап в процессе преобразования компьютером данных.

Пример 2: Контейнеры на лого Docker хорошо отображают суть программы. Используя Docker, разработчики могут создавать, упаковывать, доставлять и запускать приложения в виде легких, портативных, самодостаточных контейнеров, способных работать практически где угодно.

Источник изображения: docker.com

Метод Цицерона

Для запоминания больших объёмов текста.

Суть метода: Суть метода Цицерона заключается в использовании пространственного воображения для запоминания информации. Чтобы запомнить информацию больших объёмов, её стоит разделить на части и визуально связать каждую часть информации (это может быть действие или объект) с определённой вещью или местом в пространстве. Таким образом, опираясь на окружающие вещи или участки в комнате или кабинете, наш мозг вспоминает заготовленную ранее визуальную связь с каждой частью информации и воссоздаёт правильную последовательность всех компонентов.

Механика: К каждой части информации назначается определённая вещь в пространстве (в качестве «пространства» лучше всего взять комнату в своей квартире или кабинет на работе). То есть к каждому объекту или действию информации привязывается определённая вещь, с которой и будет работать ассоциация. Обязательно вещь должна иметь уникальное место в пространстве. Например, ручка не подойдёт под такую вещь, так как ручку можно положить и в пенал, и в книгу, и оставить на столе, получается, у ручки нет своего уникального места, с которым объект или процесс можно скрепить. Лучше взять большие часы, висящие на стене в гостиной или холодильник на кухне. Также важно, чтобы цепочка из выбранных вещей шла слева направо и сверху вниз, то есть имела простую и последовательную закономерность. Так будет легче вспоминать порядок, нежели цепочка будет в виде зигзага или другой сложной фигуры.

Пример 1: Запоминаем этапы работы с базой данных. Представим хорошо знакомую комнату — рабочее место или кабинет. 

  • Подключение к базе данных: У двери стоит компьютер (ассоциация с входом), где вы вводите свои данные для подключения.

  • Создание таблиц: Над столом висят полки для книг.

  • Вставка данных: На полке расставлены книги, которые мы «вставляем» в библиотеку (каждая книга — это новый набор данных в таблице).

  • Запрос данных: На стене висит экран, где отображается запрос к базе (вы видите, как информация выводится на экран).

  • Обновление данных: По мере необходимости мы ставим на полки новые книги.

  • Удаление данных: В углу комнаты стоит мусорное ведро, куда вы выбрасываете ненужные бумаги (это символизирует удаление ненужных данных).

  • Закрытие соединения: снова компьютер, но теперь он выключен (это завершающий этап процесса).

2 Пример: Запоминаем алгоритм выбора наилучшего пути BGP.

Мнемотехника в помощь айтишникам - 9

Как мы видим на картинке, чтобы составить алгоритм лучшего пути BGP необходимо пройти через следующие 10 этапов в определённом порядке. Составим с помощью окружающего нас пространства последовательную цепочку действий. Каждое действие будет отображать один из 10 этапов алгоритма. А для лучшего результата воспользуемся яркими образами «слона» и «бабочки», они будут выступать главными героями, как связки между этапами, но будут всего лишь метафорой, то есть каждый раз мы будем упоминать «слона» и «бабочку» в переносном смысле.

Итак, снова представляем комнату, например, гостиную:

  1. Weight: В гостиной сидит «огромный слон» (ассоциация с максимальным весом).

  2. Local Preference: «Слон» предпочитает сидеть в центре гостиной, на диване (конкретные предпочтения в выборе маршрута).

  3. Locally Originated: На диване с редким дизайном: розового цвета в горошек (отображает уникальность, локальность маршрута).

  4. AS Path: «Слон» встаёт с дивана и в один шаг доходит до телевизора (количество пройденных AS»ок, чем короче, тем предпочтительней).

  5. Origin: «Слон» переключает имеющиеся три канала на телевизоре: 0-й, 1-й и 2-й (всего Origin Code существует три вида).

  6. MED: Через окно в комнату залетает «бабочка» и не может улететь обратно (MED влияет на входящий трафик, то есть регулирует передачу атрибута в AS, с которой у нас пиринг, но за пределы атрибут не выходит).

  7. eBGP Peering: «Слон» дарит «бабочке» цветок из вазы, а «бабочка» в благодарность исполняет танец на столе (отображение обмена информацией о маршрутах по протоколу BGP).

  8. Router ID: «Бабочка» на фоне «слона» кажется очень хрупкой и маленькой (чем меньше значение Router‑ID, тем более предпочтительней маршрут).

  9. Cluster List: «Бабочка» рассматривает разные картины зверей, висящие на стене в гостиной слева направо. (определённое количество данных, объединённых в логическую группу).

  10. Neighbor IP: Дом «слона» одноэтажный (чем ниже peer адрес, тем предпочтительней).

Как долго и часто нужно тренироваться

Любое ремесло необходимо укрощать временем и упорством. Мнемотехника — это ключ к вашим долгосрочным знаниям. Но нужно понимать, что даже мнемотехника не является «волшебной таблеткой». Чтобы новая информация укладывалась в голове, придётся прилагать усилия. Методики следует практиковать регулярно, особенно на начальных этапах, когда мы работаем с совсем «зелёной» информацией.

На своём опыте я решила, что хороший старт — уделять 30 минут методам мнемотехники в день в течение 40 дней. Уже после первой недели практики вы заметите, как ловко схватываете новую информацию. По завершении первых сорока дней тренировок, если вы не пренебрегали регулярностью занятий и видите успехи в запоминании и хотите продолжить, то можете чуть снизить нагрузку. В течение следующих 40 дней можно уменьшить продолжительность занятий до 20 минут в день. После вторых сорока дней сопоставьте результаты первых сорока дней и последних: если вы понимаете, что информация стала усваиваться хуже, вернитесь к 30 минутам в день, если вы не заметили ухудшений или запоминать стало даже легче, то можете остановиться на 20 минутах в день.

«На мнемотехнику рассчитывай, а сам не плошай». Залог успеха — дисциплина и желание получать новые знания. А мнемотехника всегда будет вас сопровождать и помогать в этом деле.

Автор @MariyaEnotivna 


НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:
-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.

Автор: FirstJohn

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js