Позавчера в Беларуси вступил в силу Декрет №8, касающийся регулирования блокчейна и связанной с ним инфраструктуры, который был подписан Президентом Республики Беларусь 22 декабря 2017. Декрет вводит в Беларуси такие понятия (и их регулирование), как блокчейн, криптовалюты, токены, майнинг, смарт-контракты. Фиксирование этих понятий через их определение в юридическом документе – первый опыт на территории постсоветского пространства. Безусловно, его будут учитывать и изучать в соседних странах, в том числе и в России, особенно, в связи с развитием общего экономического пространства в рамках ЕАЭС.
В период между подписанием Декрета №8 и его вступлением в силу был принят ряд нормативных актов для регулирования вопросов, предусмотренных в Декрете №8.
Контроль банков за операциями
Национальный банк принял постановление[1], расширяющее перечень признаков подозрительных операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения. Под особый контроль банков будут попадать сделки с криптой на сумму больше около 60 тысяч долларов (примерно 47 тысяч евро), если такие сделки (i) «не обусловлены характером деятельности» или (ii) отсутствует источник происхождения средств или (iii) совершаются без участия резидента Парка высоких технологий[2].
Реестр резидентов Парка высоких технологий
Небольшие изменения внесены в документы, помимо прочих касающиеся Парка высоких технологий (изменен реестр резидентов Парка – теперь в нем есть поля, касающиеся операторов криптоплатформ и операторов обмена криптовалют)[3].
Бухучет токенов
Изменения также внесены в стандарты бухучета[4]. Определены подходы к оценке токенов, установлено какая бухгалтерская информация должна раскрываться в работе с цифровыми валютами, установлены разные статусы токенов:
- Для осуществления удостоверяемых токенами прав – «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и «Прочие доходы и расходы» (в качестве долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений),
- Покупка токенов для их последующей продажи – «Товары», «Расчеты с поставщиками» и «Доходы и расходы по текущей деятельности»,
- Токены, полученные от майнинга — «Готовая продукция» и «Основное производство»,
- Токены, созданные для ICO — не принимаются к бухучету.
Персональные данные
Президент подписал указ о подготовке проекта закона Республики Беларусь «О персональных данных» к декабрю 2018 г. Внесение законопроекта в парламент запланировано в апреле 2019 г. [5]
Введение регулирования в Беларуси открывает новые возможности для компаний и инвесторов, которые планируют или уже находятся на пути реализации проектов с использованием блокчейна.
В России также ведется активная работа по разработке законов, которые будут регулировать инфраструктуру блокчейна (на сегодняшний день на рассмотрение Гос Думы было внесено 3 законопроекта).
Источники:
[1] Постановление НБ РБ 62 15.02.2018 О внесении дополнений и изменений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 818
[2] Парк высоких технологий – особая экономическая зона со специальным налогово-правовым режимом в Республике Беларусь, на базе которого планируется развивать крипто-индустрию в Республике.
[3] Постановление Совета Министров Беларуси от 20 марта 2018 года №205 о внесении изменений в постановление от 27 марта 2006 года №403 «О некоторых вопросах реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 года №12» (данным декретом утверждено положение о Парке высоких технологий).
[4] Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь 6 Марта 2018г. № 16 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (токены)» и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь».
[5] Указ Президента Республики Беларусь от 10 января 2018 г. № 9 «Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2018 год» (11.01.2018, 1/17459).
Автор: iou-iou