Сегмент финансовых услуг — один из самых технологичных. В то же время в России он один из самых зарегулированных. Банкиры вынуждены принимать в расчет «гору» требований, поэтому очень внимательно относятся ко всем новым инициативам госорганов, которые могут отразиться на их бизнесе.
Несмотря на то, что в мире банковский сектор стал одним из первых использовать облачные технологии, в РФ к ним, из-за принятия ряда новых законов (Закона «О персональных данных» и сопутствующих документов), финансовые учреждения относятся осторожно. И если рынка частных облаков законодательные акты не коснулись, то публичных компании опасаются. Ведь использование «внешних» сервисов всегда требовало повышенного внимания к вопросам информационной безопасности, все-таки банковская отрасль. Кроме того, за последние годы существенно увеличилось количество киберугроз и хакерских атак, и теперь на участников финансового рынка накладываются ужесточенные требования законодательства РФ в области защиты информации и акты регулирующих органов.
Итак, ниже разберем отношение регуляторов к использованию банками облаков под управлением сторонних провайдеров. А также нормативные требования по защите информации, которые эти провайдеры должны соблюдать.
Законодательные акты, дотянувшиеся до «облаков»
Начнем с главного – с требований законодательства и регулирующих органов.
- Требования законодательства РФ в области защиты информации – Федеральные законы 149-ФЗ («Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), 152-ФЗ («О персональных данных»), 242-ФЗ («О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»), 161-ФЗ («О национальной платежной системе») и др.;
- Требования ФСТЭК России и ФСБ России в области защиты информации – содержащие меры по защите персональных данных приказ ФСТЭК России №21 и Приказ ФСБ России №378, методические документы и разъяснения регуляторов;
- Требования Центрального Банка РФ (ЦБ) в области защиты информации – отраслевой стандарт по обеспечению информационной безопасности (СТО БР ИББС) и рекомендации в области стандартизации (РС БР ИББС), Положения ЦБ РФ №382-П и №552-П по защите информации при обеспечении переводов денежных средств, указания ЦБ РФ и другие документы;
- Требования ФСТЭК России и ФСБ России к лицензиатам по деятельности в области защиты информации;
- Требования международных платежных систем по защите информации данных держателей карт (PCI DSS);
- Инициативы ЦБ.
Разрушая мифы о невозможности публичных «облаков»
Список документов внушительный. Давайте разбираться. Если не рассматривать информацию, отнесенную к государственной тайне, то запрета по размещению в публичных облаках любых банковских информационных систем нет. В том числе нет запретов на использование информационных систем (ИС), обрабатывающих персональные данные (ПДн). Единственное законодательное ограничение содержится в Федеральном Законе №242-ФЗ и касается физического размещения средств обработки и хранения ПДн на территории РФ при сборе ПДн.
Документы ЦБ, ФСТЭК и ФСБ предъявляют требования по защите информации в рамках всего жизненного цикла информационных систем. Требования федерального законодательства и документов, указанных выше регуляторов, достаточно понятно как соблюдать при размещении банковских ИС на собственной площадке банка. Но, когда идет речь об информационных системах в облаке, появляются некоторые особенности реализации тех или иных технических и организационных мер защиты, а вместе с ними и множество вопросов по реализации конкретных мер. Большая часть вопросов относится к разграничению зон ответственности по обеспечению информационной безопасности между провайдером облачных услуг и банком. Это связано с тем, что при размещении системы в облаке управлением системы защиты занимаются как работники банка, так и представители провайдера облачных услуг.
В результате, ввиду необходимости использования нетривиальных решений по выполнению тех или иных требований законодательства и регуляторов, а также ввиду необходимости детальной проработки матрицы зон ответственности по обеспечению ИБ, наиболее часто встречаются аргументы против передачи банковских ИС в публичное облако, мол, невозможно их всех соблюсти. Но так ли это?
ФСТЭК не возражает, ФСБ не против
Реализовать комплекс мер и исполнять законодательные требования в облаке сложно, согласимся, но все же – возможно. Выходом для банков при переносе своей инфраструктуры на площадку стороннего провайдера в этих условиях является решение не только организационно-технических, но и правовых вопросов.
ФСТЭК со своей стороны не предъявляет дополнительных требований по защите информации при использовании публичных облаков. Есть требования по защите среды виртуализации, но конкретно по защите облаков – нет. Приказ ФСТЭК №21, непосредственно посвященный обеспечению безопасности ПДн, говорит о необходимости защиты ключевого элемента облачных вычислений — «среды виртуализации» (ч.2, п.8), не запрещая напрямую или косвенно использовать внешние сервисы. Также данный приказ содержит конкретные меры по защите среды виртуализации, которые должны быть реализованы в зависимости от уровня защищенности персональных данных и наличия актуальных угроз (ЗСВ.1 – ЗСВ.10).
Кстати, об угрозах. Если посмотреть банк данных угроз, пользоваться которым при моделировании угроз активно призывает ФСТЭК (а в случае с госсистемами — явно требует), то в данном банке можно обнаружить множество угроз, реализация которых возможна исключительно в системах, расположенных в облаках.
ФСБ пока молчит. В ее документах отсутствует упоминание облаков.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что ФСТЭК и ФСБ допускают использование облачных технологий для обработки защищаемой информации.
Облачные намерения ЦБ
Свое видение по облачным технологиям, помимо вышеуказанных документов, есть и у регулятора финансовой отрасли – Центробанка (ЦБ). К тестированию облачных технологий финансовый регулятор приступил в 2011 году. Уже тогда ИТ-специалисты Банка России говорили, что в «облаке» должны быть защита от вредоносного кода, контроль и разграничение доступа на сетевом уровне, на уровне доступа к различным приложениям и виртуальным машинам. В 2014 году была создана рабочая группа, задачей которой стала разработка предложений по внесению необходимых изменений в законодательство, позволяющих более широко использовать электронный документооборот (ЭДО). По сути, тогда ЦБ стал готовиться к проведению финансовых операций в облачных сервисах. В мае 2016 года участники финрынка перешли на обязательный ЭДО с Банком России. Летом прошлого года на Международном финансовом конгрессе зампред ЦБ Ольга Скоробогатова объявила, что крупнейшие банки и ИТ-компании во главе с Банком России создают консорциум по внедрению новых технологий. Сообщество поставило целью изучить и затем внедрять технологии распределенных регистров (blockchain), облачных технологий, управления большими данными (big data) и развитие системы упрощенной идентификации.
В «Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов» говорится, что Банк России намерен «проработать подходы по предоставлению сервисов для малых поднадзорных финансовых организаций, позволяющих вести учет хоздеятельности без обязанности сдавать отчетность при предоставлении ЦБ права непосредственного использования данных бухгалтерского учета, в том числе с использованием облачных технологий». В рамках этого, согласно «Основным мероприятиям по развитию финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов», в 2016 году был определен подход (план) работы ЦБ по созданию для малых поднадзорных организаций единой технологии по ведению учета хоздеятельности без обязанности сдавать отчетность. Иных мероприятий по «облачному» направлению в документе не значится.
Собственно, сам ЦБ уже использует облачные продукты в своей деятельности. К примеру, в марте этого года «Ведомости» со ссылкой на данные электронной торговой площадки сообщили, что Банк России намерен приобрести около 45 тыс. лицензии на облачный офисный продукт Office 365. ЦБ объяснял покупку продлением лицензий. В планах у финансового регулятора и создание с банками, входящими в ассоциацию «Финтех», платформы моментальных платежей (p2p). И понятно, что без облачных технологий здесь не обойтись.
Безобидный PCI DSS
Выполнение требований стандарта PCI DSS становятся актуальными для банка при размещении в публичном облаке систем, осуществляющих обработку данных держателей платежных карт. Требования и взаимоотношения организаций финансового сектора при использовании облачных технологий регулируются п. 12.8 PCI DSS, и уже давно распространена практика использования PCI DSS-хостинга у сторонних сервис-провайдеров.
Итак, каких-либо преград или запрета на использование публичных облаков банками, находящихся на территории РФ, в нормативных документах и требованиях для организаций финансовой отрасли нет. В случае использования банком инфраструктуры из публичного облака сторонний провайдер должен в своем облаке реализовать и выполнять нормативные требования (в рамках своей зоны ответственности) и требования банка по информационной безопасности. Зона ответственности облачного провайдера должна быть закреплена в соответствующем соглашении между сторонами.
Страх против технологий
Конечно же, опасения от использования публичных облаков банками никуда не деваются. Хотя, как известно, специализированные провайдеры облачных сервисов одними из первых изучают свежие нормативные акты и максимально оперативно приводят свои предложения в полное соответствие с требованиями отечественного законодательства.
Например, сейчас при размещении ИС банка в облаке Техносерв Cloud обе стороны обязательно составляют полный реестр требований по ИБ, предъявляемых к банку и банком и разграничивают зоны ответственности. Как правило, провайдер облачных услуг ответственен за защиту периметра от внешних угроз (межсетевое экранирование, защита от сетевых этак) и за защиту виртуальной инфраструктуры, а банк ответственен за обеспечение информационной безопасности внутри предоставленных ему провайдером виртуальных машин. При этом, провайдер безусловно обеспечивает защиту рабочих станций своих администраторов и предоставление им защищенного доступа к средствам администрирования инфраструктуры облачной платформы.
Далее начинается работа над подготовкой или актуализацией внутренних документов банка, необходимых для успешного прохождения аудитов по СТО БР ИББС, положению ЦБ РФ №382-П, стандарту PCI DSS v.3.2 и др. с учетом новой модели потребления инфраструктурных ресурсов. Параллельно идет перенос ИС банка в облачную платформу.
В целом, мировая практика показывает, что компании, специализирующиеся на облачных сервисах, чаще всего, создают более качественную инфраструктуру и сервисы, чем это могут позволить себе большинство не профильных организаций. К примеру, Техносерв Cloud развернута на площадке дата-центра категории Tier III. Платформа состоит из двух физически изолированных частей (VDC и VDC.152; для государственных и финансовых организаций):
-
Сегмент «Закрытый» реализован с использованием решений VMware. Инфраструктура соответствует требованиям приказов №17 и №21 ФСТЭК для обеспечения до 1-го класса защиты ГИС и 1-го уровня защищенности ПДн включительно. Собственно говоря, решение позволяет, в том числе, государственным органам размещать ИС с наивысшими требованиями к информационной безопасности, что подтверждается наличием аттестата соответствия требованиям защиты информации, установленным ФСТЭК России.
- Сегмент «Защищенный» подходит для финансовых учреждений, реализован с использованием решений VMware. Инфраструктура соответствует требованиям Положения ЦБ РФ №382-П, сертифицирована на соответствие требованиям стандарта PCI DSS.
В сухом остатке – не так страшно облако, «как его малюют». Что до регуляторов, то облачным провайдерам соблюсти их требования вполне реально.
Автор: TS_Cloud