Премьер-министр Медведев на встрече с телеканалами, 5 декабря 2019 года
Сегодня российский премьер-министр Дмитрий Медведев дал интервью представителям телеканалов и радиостанций. Некоторые участники встречи осмелились задать ему неудобные вопросы, в том числе о регулировании «Яндекса», суверенном Рунете и блокировке YouTube.
Медведев сказал, что YouTube пока продолжит работу в стране: «Никто ничего закрывать не собирается, и YouTube как был, так и останется, и те, кто зарабатывает на YouTube, смогут зарабатывать. Хотя это зависит не от нас, а от политики самого YouTube. Вы знаете, она тоже меняется, они её делают более строгой и в части авторских прав, и в части коммерческого соглашения, и целого ряда других аспектов, которые связаны с коммерциализацией интернет-среды».
О суверенном интернете
Отвечая на вопрос блогера Анастасии Ивлеевой (3-е место в списке самых успешных блогеров России по версии Forbes), премьер-министр сказал, что закон о суверенном интернете направлен не на то, чтобы что-то запретить: «Во-первых, запреты неэффективны, и их достаточно легко в интернете обходят. А во-вторых, цель законопроекта совершенно в другом — в том, чтобы нас не отрезали от мировой сети, если кому-то в голову это придёт. Обычно в этом случае говорят: ”Ну а кто нас там собирается отрезать?” Это, как было сказано в одном советском кинофильме, обывательские разговорчики, потому что на самом деле отрезать могут от чего угодно».
Медведев считает, что CША имеют возможность изолировать Россию от Всемирной сети: «Когда у нас осложнились отношения, например с американцами, абсолютно всерьёз — мы это знаем, об этом были публикации — обсуждался вопрос о том, чтобы отрезать нас от системы верификации платежей. Это вообще-то, что называется, удар под дых, это, по сути, объявление войны. Но тем не менее это обсуждалось. Почему тогда не завернуть вот этот кран, связанный с интернетом, тем более мы знаем с вами, что регистрация доменных имён, целый ряд других функций в силу того, как интернет развивался, осуществляются в Соединённых Штатах Америки. У нас нет уверенности, что в какой-то момент, для того чтобы сделать нам ”приятное”, нас от чего-то не отключат. Тем более что мы стоим на пороге не обычного интернета, который связан с бытовыми потребностями, но и интернета вещей. А интернет вещей — это технологические процессы. Это вообще опасная штука. Если кто-то кого-то отрезал, то, по сути, можно остановить всё что угодно. Станцию, допустим, энергетическую или ещё что-нибудь, полёты самолётов. Всё что угодно можно себе представить». Поэтому этот законопроект ни на чём таком, уверен, не скажется, но всё-таки позволит нам наши интересы защитить».
Закон о «суверенном рунете» (пакет поправок в законы «О связи» и «Об информации») вступил в силу 1 ноября 2019 г. Он обязывает операторов связи устанавливать оборудование от Роскомнадзора, чтобы регулятор мог централизованно управлять маршрутизацией трафика и блокировать доступ к запрещённым ресурсам. Пока закон не начал работать, поскольку не приняты все нормативно-правовые акты. Окончательно не решено, какое именно оборудование будет устанавливаться на сетях операторов.
Госконтроль над «Яндексом»
Как известно, недавно «Яндекс» достиг договорённости с государством по введению формального государственного контроля над компанией. «Яндекс» пообещал учредить Фонд общественных интересов, которому передаст часть управленческих функций. Компания будет согласовывать с Фондом консолидацию 10 и более процентов своих акцией, передачу интеллектуальной собственности и персональные данные пользователей. Фонд также сможет временно отстранять генерального директора российского «Яндекса».
Фонд общественных интересов находится фактически под управлением администрации президента РФ.
20 декабря 2019 года проголосовать за решение предложат акционерам «Яндекса». Если большинство выступит «за», Фонд будет запущен.
Такая схема удовлетворила и представителей государства, и владельцев «Яндекса», и рынок: после принятия схемы «мягкого» госконтроля акции «Яндекса» сильно выросли.
По поводу этой ситуации премьер-министр сказал, что это «разовая история» и больше с иностранными инвесторами таких историй не повторится. Более того, необходимость введения госконтроля в такой форме была связана с появлением законопроекта депутата Горелкина о национализации «Яндекса», так что правительству пришлось быстро «разруливать» ситуацию, которая лихорадила рынок: «Речь шла всё-таки об особой ситуации, связанной с принятием закона, который ещё находится в стадии подготовки. Был один законопроект, который обсуждался и на площадке Государственной Думы (это лихорадило немного рынок), и в Правительстве. Я специально лично собирал совещание, чтобы сделать сбалансированный законопроект, который позволит и государственные интересы учесть, ибо такие компании (по сути, инфраструктурные, но в виртуальном мире), как ”Яндекс”, — штучные и очень важные, — сказал Медведев. — Мы очень ценим то, чем они занимаются. Но всё-таки здесь регулирование должно быть, поскольку наши друзья — и настоящие, и в кавычках, что называется, — такое регулирование имеют. И нам оно необходимо. Но оно не должно быть дурным. Когда сумели договориться о нормальном, сбалансированном регулировании, которое не является жёстким, но в то же время оставляет государству возможность влиять на ситуацию, ситуация успокоилась. Я думаю, что это совершенно нормальный выход из этого положения».
Президент Медведев на встрече с представителями сетевых сообществ, 9 ноября 2011 года
Напомним, на посту президента Дмитрий Медведев регулярно встречался с блогерами и участниками интернет-проектов, на которые приглашал и руководство «Хабрахабра». Однажды он защитил журналиста «Хабра» от преследования федеральным органом исполнительной власти из-за статьи о Стиве Джобсе, с которым сам Медведев поддерживал дружеские отношения.
Конечно, с тех прошло много лет, и взгляды Медведева могли измениться.
Автор: alizar