Фото: pixabay.com
Издание «Медуза» опубликовало большой материал, посвященный положению российских ИТ-компаний. Журналисты портала пообщались более чем с 70 представителями отрасли и экспертами. По их словам, большие компании проводят все более агрессивную политику, а более мелкие вынуждены принимать новые правила игры.
Издание напоминает историю со стартапом Nginx и «Рамблером», которая развернулась в декабре прошлого года. Тогда корпорация объявила, что Nginx построил бизнес на ее разработке. Глава компании Double Data Максим Гинжук отмечает, что эта новость всколыхнула все IT-сообщество, однако никто не упоминал о том, что эта ситуация была стандартной для Рунета: «Все звучали так, как будто это случайность, как будто «Рамблер» сотворил что-то небывалое. На самом деле «Рамблер» поступил стандартно для Рунета — вот этой мысли не было нигде. Те компании, которые попали под каток крупных корпораций, опасаются об этом говорить».
Компания Гинжука Double Data продает технологию анализа открытых данных пользователей соцсетей. Когда в 2016 году Mail.ru запустил конкурирующий бизнес в сфере big data, и, хотя технологию Double Data признавали более эффективной, у компании сорвалась сделка со Сбербанком (теперь данные для Сбербанка собирает Mail.ru Group). Произошло это из-за того, что сотрудник Mail.ru написал на компанию заявление по статье 272 УК РФ. В Mail.ru пояснили, что их сотрудник действовал «в частном порядке», так как «Double Data хранит у себя историю публичных действий людей, лишая их возможности самостоятельно управлять информацией о себе и доступом к ней». На встрече с топ-менеджерами Mail.ru — руководителем юридической службы Антоном Мальгиновым, техническим директором Владимиром Габриеляном и главой службы безопасности Юрием Стениным — компанию назвали «детективным агентством». Аргумент о том, что компания собирает только открытые данные, в том числе по соцсетям, в Mail.ru не принимают: «Мы категорически не согласны с мнением Double Data о том, что кто угодно может хранить и обрабатывать любые доступные в сети личные данные. Double Data занимается не предпринимательством и не бизнесом, а неправомерным сбором и перепродажей данных людей».
Впоследствии суд отказал в возбуждении уголовного дела. Но в начале 2017 года соцсеть «ВКонтакте», которой владеет Mail.ru, подала к Double Data уже гражданский иск, а в 2019 году потребовала уничтожить софт Double Data с данными пользователей площадки. Разбирательство идет по сей день.
В 2016 году Mail.ru подавала заявление по статье 183 УК РФ (разглашение коммерческой тайны) против Юрия Гурского, бывшего вице-президента корпорации. Тот был консультантом фотоприложения Prisma, но, когда его разработчик Алексей Моисеенков уволился из Mail.ru, то ей не удалось заполучить долю в проекте. Гурского обвинили в том, что он получил долю в проекте в обход корпорации. Как объяснил собеседник издания на ИТ-рынке, «пункт о non-compete в трудовом договоре Mail.ru приравнен к разглашению коммерческой тайны». Спор решился мировым соглашением.
Президент группы компаний Cognitive Technologies Ольга Ускова считает, что на крупнейшие ИТ-корпорации могла повлиять продолжающаяся изоляция российского рынка. «Они неожиданно для себя уперлись. И поняли, что деваться некуда: остается только этот пятачок внутри страны», — рассуждает Ускова. — А стартапы, которые каким-то образом пересекаются с этими группами как с заказчиками, просто попадают в эту «волну плохих настроений»».
«Сейчас это все находится на каком-то пике, — говорит юрист Андрей Гривцов. — Это мода: предприниматели друг друга сажают. Дело Nginx по 146-й статье — только первая ласточка».
Об этом в феврале 2020 года говорил и уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов. Платформа «Забизнес.рф», основанная в ноябре 2019 года, приняла около 20 жалоб ИТ-предпринимателей на давление со стороны правоохранительных органов, а всего — около 680 обращений.
Станислав Шакиров из проекта «Роскомсвобода» отмечает, что легче спровоцировать уголовное преследование в том секторе рынка, который уже привлек внимание силовиков. Так, по его словам, в 2015 году в МВД интересовались российскими командами разработчиков роботов для биржи. У них были большие обороты, и начался «отжим». В итоге разработчики переехали в другие страны, а также из страны ушла компания «Созвездие».
Сооснователь инвестфонда Gagarin Capital Николай Давыдов шутит, что в среде ИТ-предпринимателей сформировалось новое правило: «Не быть слишком успешным»». А некоторые региональные проекты регистрируются в Москве, чтобы не привлекать внимания своими денежными оборотами.
Адвокат Дмитрий Григориади замечает, что во многих регионах России IT-компаниям приходится работать с государством, так как других потенциальных партнеров просто нет. Однако здесь повышается опасность уголовного преследования, так как речь идет о госденьгах.
«Шутка есть: если бы Илон Маск жил в России, то он бы сейчас еще доматывал свой срок за PayPal»,
— говорит изданию ИТ-предприниматель, который избежал уголовного преследования.
В целом, собеседники издания отмечают, что именно привлечение личных связей, в том числе и в среде силовиков, часто помогает решить проблемы и даже избежать уголовки. Кому-то даже приходилось давать крупную взятку. «Открыть уголовное дело — 100 тысяч евро. Закрыть или «замылить» — 150 тысяч. Но вообще вместо прейскуранта в таких делах — палец в потолок. Все зависит от жадности исполнителя», — рассказал «консультант в области безопасности».
Кроме того, ИТ-предприниматели часто платят просто за то, чтобы понять, есть ли у них проблемы и кто является их источником. Человек, к которому обращались за такими справками, утверждает, что они стоят от 100 тыс. рублей.
Автор: maybe_elf