Очевидно, что специфика работы розничных и оптовых организаций предполагает наличие разных бизнес-процессов, связанных с учетом алкогольной продукции, а следовательно, тут есть различия и при работе с ЕГАИС. Данные различия ложатся в том числе и на программные средства по работе с ЕГАИС, с чем мы и столкнулись при интеграции нашего ПО для ТСД в отраслевые товароучетные системы.
Операции, учетные процессы и документы в опте и рознице имеют отличия.
Для начала, хочется посыпать голову пеплом, и признаться, что проблему эту мы недооценили. Наш фокус интеграции ПО DataMobile ЕГАИС в различные товароучетки пришелся на розничные процессы помарочного учета алкоголя. Сделали мы эти интеграции быстро и были готовы к спросу наших алкогольщиков на мобильное автоматизированное решение загодя. Наше ПО позиционируется как готовое решение для ЕГАИС, на что и понадеялся один из наших клиентов — алкогольный оптовик. Справедливости ради стоит заметить, что наш оптовик тоже не обратил внимание на отличия розничных бизнес-процесов от оптовых, купил терминалы сбора данных и наши лицензии, установил, подключил и только тут понял, что оптового функционала при обмене данными мобильного ПО с учеткой ему явно не хватает.
Сейчас мы занимаемся доработками DataMobile ЕГАИС для оптового сегмента алкогольного рынка, и обязательно напишем о том, что мы реализовали в результате. Делаем мы это в кооперации с тремя алкогольными производителями, которые любезно нас консультируют, чтобы наш продукт учитывал все «жизненные» ситуации, которые присутствуют в буднях оптовика в связи с ЕГАИС 3.0.
Почему же мы пишем эту статью сейчас? Когда мы столкнулись с проблемой наших оптовиков, мы с ними дружно помониторили рынок мобильных (и не только) программных решений и поняли, что такая «засада» может ожидать многих алкогольщиков, если они не учтут нюансов, которые отличают их деятельность от процессов розницы. Поэтому, выбирая автоматизированное решение для учета по ЕГАИС 3.0, об этих нюансах им стоит знать уже сейчас.
Краткая предыстория введения ЕГАИС 3.0.
30.06.2017 на сайте ФСРАР объявили, что в личном кабинете портала egais.ru, в разделе «тестовый транспортный модуль» стали доступны электронные схемы документов формата версии 3. Опубликованные схемы и описание можно использовать для адаптации своих учетных систем к использованию нового формата.
Изначально, внедрение ЕГАИС для учета алкогольной продукции начиналось с контроля оптового звена (производителей и импортеров), ведь основной целью было отслеживать оборот крупных партий алкоголя. Оптовики получали на партию акцизные марки сразу сериями или диапазонами кодов. Именно под учет таких диапазонов акцизных марок и была адаптирована структура данных системы ЕГАИС. Государству было важно понимать, что завод выпустил определенное количество бутылок, на них были наклеены акцизные марки с номерами в диапазоне, равном выпущенному количеству единиц продукции.
Далее, к уже работающей оптовой ЕГАИС нужно было подключить и розничное звено.
Сделать единую, и в то же время удобную, систему для опта и для розницы, как-то не случилось. Розница, в силу своей специфики, не может работать с диапазонами кодов, а оптовики не могут позволить себе помарочный учет каждой бутылки при отгрузке продукции фурами.
Создавать две независимые системы учета алкоголя для оптовиков и для розницы, которая потребует синхронизации данных между этими системами — не барское дело. Поэтому лечением данного проктологического заболевания предлагается заняться самим предпринимателям.
В формате документов ЕГАИС версии 3 появилось требование, что каждый документ поступления содержит в себе полный перечень конкретных акцизных марок, которые по нему перемещаются от оптовика в розницу. Т.е. ЕГАИС перестаёт оперировать диапазонами акцизных марок и начнет работать с каждой конкретной маркой. И если для розницы это нововведение практически ничем не грозит, она и раньше имела дело со сканированием и учетом каждой бутылки (даже наоборот, при ЕГАИС 3.0 должны прекратиться «зеркалки» и прочие недопонимания), то для оптовиков новая версия требует препарации и переавтоматизации большинства учетных процессов.
Различия ЕГАИС 3.0 в опте и рознице.
Итак, давайте рассмотрим, чем грозит новый порядок работы для тех и других представителей бизнеса. Для этого посмотрим, какие бизнес-процессы, связанные с помарочным учетом, предполагаются в розничном магазине, а какие у оптового дистрибьютора алкогольной продукции.
Бизнес-процессы алкогольной розницы:
- небольшие периодические приемки алкоголя, проверку которых можно выполнить побутылочно
- процессы по инвентаризации и постановке марок на 3-ий регистр учета ЕГАИС списание продукции
- розничные продажи (но тут уже включается в работу кассовое ПО и сканер штрихкода)
Бизнес-процессы алкогольной оптовой организации:
- большие приемки алкоголя (палетами, фурами и т.п.) проверку которых побутылочно выполнить практически невозможно
- процессы по инвентаризации и постановке марок на 3-ий регистр учета ЕГАИС
- списание продукции, перемещения и возвраты продукции
- агрегация марок при переупаковке, с печатью этикеток новых групповых упаковок
- большие отгрузки алкоголя, с использованием групповых упаковок, а также с проверкой партий продукции
Естественно, что все процессы движения алкогольной продукции отражаются в специализированных документах в 1С в обоих случаях, но, из-за специфики, сами конфигурации 1С для разных бизнес-процессов отличаются. Например, розничные конфигурации такие как, Далион ПРО/УНО, Трактир Head Office/Management, ТРЕНД, Штрих-М: Торговое предприятие, 1С: Розница, имеют в своем составе документы ЕГАИС, которые позволяют выполнять именно розничные бизнес-процессы. Там не предусмотрен учет, например, групповых упаковок и процессов переупаковки. В некоторых из них можно вести учет по отгрузкам и возвратам алкогольных позиций, но это также будет в минимальном варианте, с помарочной работой и без партионности.
И вот здесь важно! Выбирая мобильное ПО для ТСД и работы с ЕГАИС, которое предполагается интегрировать в товароучетную систему, оптовик должен узнать у разработчика, с какими документами работает его мобильная ЕГАИСная программа по умолчанию. В случае с нашим клиентом-оптовиком, который удовлетворился только описанием функций нашего мобильного клиента и, при покупке, не учел отличий розничных и оптовых процессов — вот на этом мы с ним и вспоткнулись.
Что касается оптовых конфигураций 1С, таких как например специализированные конфигурации от компании КТ Алкоголь (КТ 2000): Ликероводочный и винный завод (ЛВЗ), Управление торговлей алкогольной продукцией (УТАП 10 и 11), Комплексная автоматизация торговлей алкогольной продукцией (КАТАП 1 и 2), то они имеют в своем составе все необходимое для работы оптовых организаций. Помимо всевозможных отчетов и деклараций, нужны для работы, в них также присутствуют механизмы учета групповых упаковок, ведение регистров учета по ним, с возможностью переупаковки продукции, с проверкой приемки и фиксацией отгрузок также по групповым упаковкам.
Если у оптовика стоит одна из этих отраслевых систем, либо какая-либо другая (переписанная самостоятельно и адаптированная конфигурация), и даже если в описании совместимости мобильного клиента он видит одну из этих товароучеток в списке — всё равно стоит получить подробную консультацию у разработчика по всем контурам обмена данными, необходимыми для оптовых операций с алкоголем с учетом партионной работы.
Отдельно следует заметить, что до недавнего времени не было определенности по самим принципам маркировки групповых упаковок, но недавно со стороны РАР были предложены различные варианты и запущено голосование
Само по себе примечательно, что ЕГАИС 3.0 стартовал с 15 марта 2018г, а предложение проголосовать поступило 30 марта 2018г. На данный момент лидирует следующий вариант, который по всей видимости и будет взят за основу.
В заключении
Мы призываем оптовиков алкогольного рынка внимательно и взвешенно подходить к выбору программного обеспечения для терминалов сбора данных. Наше ПО DataMobile обладает открытыми форматами обмена и может быть использовано при любых бизнес-процессах организации, в том числе при работе с не 1С системами, а также по собственным алгоритмам работы, благодаря параметрической настройке. Однако, мы находимся в процессе разработки версии для помарочного учета в оптовой торговле алкоголем, чтобы нашим клиентам не нужно было «пилить» стандартные оптовые процессы самостоятельно. У нас есть уже фокус-группа оптовиков, которые нас консультируют, но мы будем рады всем рекомендациям от представителей данного сегмента. Одна голова хорошо, а десять еще лучше — и наша миссия помочь бизнесу в решении их задач наиболее простыми и удобными инструментами автоматизации. Если вам есть что сказать по данной теме, пишите нам в комментариях или на e-mail (507@Scanport.ru), будем благодарны за ваши идеи и предложения.
Автор: Scanport