Агенты, принципалы и онлайн-кассы между ними

в 17:10, , рубрики: агентский договор, Законодательство и IT-бизнес, контрольно-кассовая техника, онлайн-кассы, Терминология IT, Управление e-commerce, ФЗ-54

честное государство заботится об интернет-предпринимателях

Если в России принят закон, это ещё не значит, что он работает. Если же закон вроде как работает, это ещё не значит, что всё будет так же через полгода. Поэтому к каждому закону лучше готовиться чисто по-студенчески или по-русски — в самый последний момент или даже чуть позже. Давно известно: поспешишь — людей насмешишь. Но в случае с 54-м законом поспешили не те, кому нужно, а посмеялись не люди, а государство и особенно кассовые олигархи. К слову, некоторых из этих представителей людьми можно назвать действительно с натяжкой.

Речь пойдёт об одной интернет-компании. Персонифицировать её не будем, условно назвав как-нибудь по-залихватски — “Эх-растянись-душа-в-гармошку-компэни”, например. Это собирательный образ. Подобных компаний и предпринимателей в России тысячи. У всех первое полугодие-2017 было одинаковым.

Онлайн-кассы и выбор

Итак, в марте в “Эх-растянись-душа-в-гармошку-компэни” (ЭРДГК), ещё конь не валялся. В апреле чуть прилёг да повернулся на бок. В мае его всё-таки запрягли по полной. А вместе с конём и юриста. И он начал пахать и искать оптимальные предложения по онлайн-кассе.

В том же мае Атол.Онлайн наконец-то вышел на рынок с первым в своём роде конкретным предложением по аренде кассы как сервиса. Почти сразу ЭРДГК (не путать с Эрдоганом и РДГК-10 — оба примера про давление газа) остановилась на Атол. Но приличия ради изучала конкурентов. Причём у каждого конкурента, кого ни возьми, предложения были выгоднее. Но всё чего-то не хватало.

Старрус — аналогичное Атолу решение по кассе как сервису — было чуть дешевле, но стало доступным только в июле, уже после вступления в силу закона-54. От Iretail так и не добились возможности бесчекового аппарата, то есть на чистый онлайн-бизнес они тогда, видимо, не рассчитывали. Может, сейчас что изменилось. Касса24.Онлайн — штрихофские партнёры — были самые привлекательные и дешёвые, но они слишком поздно начали. Да и не предлагали они той же онлайн-аренды кассы. Только купить Штрих и установить себе рядом с компьютером. И маяться с тех.обслуживанием. Были ещё многочисленные посредники, интегрированные все как один с Атол.

Поэтому, как ни хотелось идти к дорогому и важному Атолу, но пришлось. Да ещё раскошелиться на несколько касс, хотя ЭРДГК не такая большая компания, по обороту вполне хватило бы и одной.

Определились, протестировались с горем пополам и подключились. Надвигался июль. За неделю до него Минфин всех обнадёжил отсрочкой исполнения приговора для лиц, освободившихся по УДО (Уже Договору Оформленному). В ЭРДГК, а заодно и во всей стране с облегчением выдохнули и ушли в отпуск. Но то было после первого июля. А ещё был день до…

Онлайн-кассы и дышло

Надо сказать, что в апреле и мае компания консультировалась с местным отделением налоговой. Спрашивала, как ей быть, кто из клиентов и в каком случае должен подключать онлайн-кассы, а кто нет. Ответ был один — по закону каждый предприниматель обязан использовать при расчётах кассовую технику. Вот каждый и должен подключать. И всё это приятным женским голосом. То есть если компания-владелец маркетплейса работает с предпринимателем, то касса должна быть подключена и компанией, и предпринимателем. Как в этом случае разделять платежи от покупателей, было не понятно. То есть каждая операция дублем должна пройти через две кассы? Продавца-принципала и компании-агента (работали они с клиентами по классическому агентскому договору)? На эти вопросы в налоговой никто чёткого ответа не давал, потому как для них ФЗ-54 был тоже неожиданностью. А интернет пестрил противоречивыми диспутами.

Вокруг в это время то и дело проскакивали тревожно-позитивные новости о ходе подготовки к закону: “Более половины предпринимателей уже обзавелись онлайн-кассами, а для другой половины их не хватает из-за отсутствия фискальных накопителей, которых уже произвели в 2 раза больше, чем кассовых аппаратов, но они непонятно куда делись в руки спекулянтов, то есть нас. В связи с этим предварительные итоги перехода по закону-54 можно назвать не только удовлетворительными, но и оптимистичными, хотя одна треть предпринимателей не успеет перейти на онлайн-кассы к первому июля и будет оштрафована, несмотря на отсрочку”. Как-то так, если сдобрить винегретом.

Надвигался июль. 30 июня ЭРДГК решила уточнить, не изменилась ли позиция местной налоговой по проблеме двойной кассы. На всякий случай — мало ли — даже мысль налоговой может быть скоротечной. И чудо! Приятный женский, но теперь жестоко звучащий голос сообщил: если ЭРДГК является агентом по агентскому договору, то платежи за товары она должна принимать через свою кассу. Принципал-предприниматель, реализующий товары через эту компанию, подключать кассу абсолютно не обязан.

А через пару недель до простых смертных дошло разъяснительное письмо Минфина как раз по агентскому договору. По дате было издано 26 июня, но в и-нете появилось только к середине июля. Согласно этому письму почти официальная позиция налоговой следующая:

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Учитывая изложенное, при реализации товаров агентом ККТ применяется в обязательном порядке.
Вместе с тем в соответствии с вышеуказанным пунктом по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. В таком случае ККТ применяется принципалом.

Почему позиция “почти” официальная?

Потому что письмо носит разъяснительный характер и не влечёт за собой появление правовых норм. Что налоговая прямо там и указывает, намекая вообще на абсолютную демократию в России (фантастика!):

… направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

На деле это значит, что если у вас другое понимание закона-54, то налоговой придётся объяснять его в судебном порядке в случае возникновения конкретных разногласий. Поскольку для сотрудников налоговой мнение руководства имеет больше чем нормативно-правовой характер. Скорее даже, подобострастный нормативно-правовой характер. И они будут отстаивать именно это мнение.

Всё бы ничего — это ж даже отличная новость для клиентов. Ведь не придётся выкладывать полтинник на свою кассу. Да только ЭРДГК, так же, как и государство, настоятельно советовала клиентам подключить свою онлайн-кассу до 1 июля. И были среди них в том числе самые сознательные, которые пошли и сделали, как закон велит. Да к тому же на интернет-площадке ЭРДГК уже было реализовано несколько решений для различных касс — зачем, спрашивается, если с 1 июля такой вот поворот — и достаточно только одной — своей? Пришлось в спешном порядке отзывать предложение и извиняться, объясняя преимущества нового варианта. А также менять вариант интеграции на соответствующий.

На минуточку задумайтесь. Если в одной компании столько клиентов-предпринимателей, которые купили ненужную кассу, то сколько их по всей стране? И почему данный вариант стал широко доступен и почти официально разрешён аккурат перед первым июля?

Онлайн-кассы и жизненная неопределённость

В то же время в сети стали появляться аналогичные варианты с агентским договором от малоизвестных, но набирающих популярность на форумах сервисов. Потому как желание всё-таки уйти от дорогого закона-54 вполне понятно. И на данный момент есть несколько небесспорных вариантов, чтобы избежать подключения онлайн-касс:

  1. Про агентский договор уже сказали (не путать с ним отношения с платёжным агентом — это уже другая история и даже закон — 161). Кратко схема выглядит так: предприниматель -> агентский договор -> платформа-агент -> касса -> покупатель.
  2. Через систему выставления счёта на примере сервиса Нэкстпэй. Очень широко обсуждается и так же критикуется. Суть в избавлении продавца от такого важного элемента, как момент оплаты. То есть продавец выставляет счёт, покупатель оплачивает его через банк любым способом, чек не нужен, т.к. момент оплаты продавцу не известен. В скором времени данная схема обещает быть признана незаконной.
  3. Работа с курьерскими службами. Это частный вариант первого. Только здесь исключаются все виды доставки, кроме курьерской. А со службой доставки заключается уже агентский договор. И момент оплаты переносится на момент вручения.
  4. И всё-таки самый популярный, судя по критике закона, — “Залечь на дно в Брюгге (Гдове, Ржеве, Мценске, Ленске…)”. И самый рискованный. Но половина страны именно так и живёт. Только если оффлайн вести теневой бизнес относительно просто, то онлайн-предпринимательство с каждым переподвыподвертом Роскомнадзора всё сложнее.

Сейчас в “Эх-растянись-душа-в-гармошку-компэни” вроде всё хорошо. Клиенты до сих пор спрашивают, в чём подвох, и почему им не нужно подключать интернет-кассу? Не верят своему счастью. Не верит и ЭРДГК. И вариант с интеграцией в систему кассы каждого клиента всё же держит про запас. Потому что в декабре Минфин обещал сформировать поправки к закону-54. Ждёт ЭРДГК декабря и мучается простыми сложными вопросами: кому в этой ситуации больше всего смешно? И много ли наварилось власть имущих за счёт втюхивания ненужных аппаратов, дорогих флэшек-ФН-ок, а также спекуляции законом?

А ответ возникает хоть и невпопад, но, так сказать, риторический, не требующий дальнейших вопросов: “Это Россия. Бизнес”.

Автор: pokupo

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js