Тем не менее, мысли возникают в головах людей (в сознании), обрабатываются и порой приводят к весьма замечательным результатам. Как все в окружающей нас природе, все наши мысли (в состоянии «нормы»), высказывания управляются какими-то законами и им подчинены. Возможно, часть важных законов еще до сих пор не открыта.
Введение
Из открытых законов известны четыре, они называются законами логики:
– Закон тождества
– Закон непротиворечия
– Закон исключенного третьего
– Закон достаточного основания
Первые три закона были определены и сформулированы Аристотелем, а закон достаточного основания – Лейбницем.
Закон тождества. Всякая мысль, используемая в рассуждении, должна иметь устойчивое содержание, то есть должна быть тождественна сама себе. В случае двух суждений, выражающих одну и ту же мысль – они тождественны. Отождествляя разные понятия, мы совершаем логическую ошибку, что приводит к подмене понятий. Иногда – случайной, неосознанной. Иногда – к преднамеренной.
Закон непротиворечия.
Закон исключенного третьего. Когда два суждения противоречат друг другу, одно из них истинно, а другое – ложно, и третьего не дано. Сами противоречия не анализируются, но утверждается, что два противоречивых суждения не могут быть одновременно ни ложными , ни истинными
Закон достаточного основания. Закон базируется на принципе, впервые сформулированном Лейбницем в «Монадологии». Никакое явление не может быть истинным или действительным, и ни одно из утверждений не может быть справедливым, если нет достаточных оснований, подтверждающих, что дело обстоит именно так, а не иначе. Сами основания при этом могут быть нам и не известны. Итак, любое суждение, прежде чем признать его истинным, следует обосновать.
Историческая справка
В эпоху Возрождения
Но еще раньше древние греки внесли свой значительный вклад в вопросе понимания
Этот путь стал активно осваиваться: Сократ обнаруживает «сущности» вещей и открывает «понятие» как форму
Отныне
С приходом христианского Средневековья
Материальной основой
Как возникло, произошло
Есть несколько гипотез о происхождении
Одна из них предполагает, что
Особенности
Эйдети́зм — особый вид памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления
Содержание
Понятие – это такая форма
Психология позволяет подойти к изучению понятий эмпирически, исследуя существующие в сознании отношения между понятиями (семантические кластеры, группы, сети), в том числе с помощью математических методов (кластерного и факторного анализа); процессы формирования понятий, в том числе с помощью метода формирования искусственных понятий; возрастное развитие понятий и т.п. Ниже приводятся некоторые отношения между понятиями.
Сужде́ние — мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике. В математической логике суждениям соответствуют высказывания.
Суждение – форма
Содержание суждения может оцениваться как «истинное – ложное», «возможное – невозможное», «необходимое – не необходимое» и т. д. Например, в суждении «делящаяся клетка – живой организм», утверждается присущность живой клетке способность делиться. Если делящейся клетке в момент высказывания этого суждения такое проявление действительно присуще, то указанное суждение истинно. Если нет – ложно.
В зависимости от того, что утверждается или отрицается в суждениях, — принадлежность признака предмету, отношение между предметами или факт существования предмета,— они делятся на 1) атрибутивные суждения, 2) суждения с отношениями и 3) суждения существования (экзистенциальные).
Умозаключение – такая форма
В жизни человек в основном пользуется двумя типами умозаключения: дедуктивным (от общего к частному) и индуктивным (от частного к общему). На самом деле умозаключение не сводится к одному только логическому выводу. В реальном
Абдукция — познавательная процедура выдвижения гипотез, иногда называемая также «выведение наилучшего объяснения»; метод логического
Логическое рассуждение — это умственная деятельность, направленная на строгое заключение. Оно происходит в форме умозаключений или аргументов, начиная с набора предпосылок и доводя до вывода, поддерживаемого этими посылками.
Абдукция состоит в исследовании фактов и построении теории, объясняющей их». Таким образом, подчеркивается, «дедукция доказывает, что нечто должно быть, индукция показывает, что нечто действительно существует, а абдукция просто предполагает, что нечто может быть»
Силлогизм – συλ-λογισμός «подытоживание, подсчёт, умозаключение» от συλ- (συν-) «вместе» + λογισμός «счёт, подсчёт; рассуждение, размышление») — дедуктивное умозаключение, состоящее из трёх простых атрибутивных суждений: двух посылок и одного заключения. Пример силлогизма: Всякий человек смертен. Сократ — человек. Умозаключение: Сократ – смертен.
По Аристотелю, все простые высказывания делятся на следующие шесть типов: единичноутвердительные, единичноотрицательные, общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные. Самостоятельную роль имеют лишь высказывания последних четырёх типов, поскольку единичноутвердительные и единичноотрицательные высказывания сводятся, соответственно, к общеутвердительным и общеотрицательным при множествах субъекта, состоящих из одного элемента.[1]. Обычно для обозначения субъекта (класса предметов) высказывания используется символ S, а для предиката (свойства) — P.
Аристотелев силлогизм представляет собой схему логического вывода (умозаключения), состоящую из трёх простых высказываний, в каждом из которых имеется по два термина (основные структурные единицы) S,M,P одного из четырёх указанных видов A,E,I,O: первое высказывание является большей посылкой и содержит термины P и M; второе является меньшей посылкой и содержит термины S и M; третье является заключением и содержит термины S и P, M — средний термин: входит в обе посылки, но не входит в заключение.
Здесь x, y, z ∈ {a, e, i, o} и запись SzP (как и MxP и SyM и т. п.) обозначает в зависимости от значения z одно из четырёх суждений видов A,E,I,O. Каждая фигура доставляет следующее количество силлогизмов (схем): 4·4·4 = 64. Поскольку фигур 4, то получаем 4·64 = 256 силлогизмов. В традиционной силлогистике для 24 правильных модусов каждой фигуры имеются мнемонические имена.
Силлогизмы – это обширная область знаний о
Прямым называется доказательство, при котором тезис необходимо следует из найденных аргументов. Косвенным называется доказательство, при котором истинность тезиса следует из устанавливаемой ложности суждения(й), находящегося в определенной связи с тезисом.
Заключение
Специалисту любого профиля необходимо знание логики, т. к. любая мыслительная деятельность оказывается малоэффективной без знания средств точного выражения мыслей.
Литература
1. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — СПб.: Питер, 2003. — С.120
2. Мыслящий тростник. Дата обращения: 29 июня 2011. Архивировано 24 августа 2011 года.
3. Мышление. Дата обращения: 29 июня 2011. Архивировано 7 сентября 2011 года.
4. Розин В. М. Предпосылки и особенности античной культуры Архивная копия от 7 июля 2014 на Wayback Machine. — М.: ИФ РАН, 2004.
5. Учение Парменида о бытии в истории логического мышления. Дата обращения: 23 октября 2011. Архивировано 5 марта 2016 года.
6. Платон. Дата обращения: 29 июня 2011. Архивировано 31 марта 2008 года.
7. Логика математическая. Дата обращения: 29 июня 2011. Архивировано 20 ноября 2010 года.
8. Проблема синтетической формы мышления в философии Канта. Дата обращения: 29 июня 2011. Архивировано 15 декабря 2012 года.
9. Тоффлер Э. Третья волна = The Third Wave, 1980. — М.: АСТ, 2010. — 784 с. — (Philosophy). — 5100 экз. — ISBN 978-5-403-02493-8.
10. Сведенборг, Эммануил // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
11. Асмус, В. Ф. Логика / В. Ф. Асмус. – М., 2001.
12. Бартон, В. И. Логика / В. И. Бартон. – Минск, 2001.
13. Берков, В. Ф. Логика: задачи и упражнения (практикум) / В. Ф. Берков. – Минск, 2002.
14. Берков, В. Ф. Логика: элементарный курс: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В. Ф. Берков. – Минск: Тетра Системс, 2007.
15. Бочаров, В. А. Основы логики / В. А. Бочаров, В. И. Маркин. – М., 2002.
16. Войшвилло, Е. К. Логика / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. – М., 1994.
17. Гетманова, А. Д. Логика / А. Д. Гетманова. – М.: Высшая школа, 2002.
18. Жоль, К. К. Логика: учеб. пособие для вузов / К. К. Жоль. – М., 2004. 9. Иванов, Е. А. Логика / Е. А. Иванов. – М., 2001. 10. Ивлев, Ю. В. Логика / Ю. В. Ивлев. – М., 2000.
19. Ивин, А. А. Логика: учебник для студентов вузов /А. А. Ивин. – М.: Гардарики, 2007.
20. Ивин, А. А. Практическая логика / А. А. Ивин. – М., 2002.
21. История логики: учеб. пособие / В. Ф. Берков [и др.]; под общ. ред. В. Ф. Беркова, Я. С. Яскевич. – Минск: Новое знание, 2001. – 170 с.: ил.
22. Кириллов, В. И. Логика: учебник для юридических вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко; под ред. проф. В. И. Кириллова. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
23. Савчук, Т. Н. Логика: учеб. пособие / Т. Н. Савчук. – Минск: БГПУ, 2008. 16. Шуман, А. Н. Философская логика: истоки и эволюция / А. Н. Шуман. – Минск, 2001.
24. Шуман, А. Н. Современная логика: теория и практика / А. Н. Шуман. – Минск, 2004.
25. Чуешов, В. И. Основы современной логики: учеб. пособие / В. И. Чуешов. – Минск: Новое знание, 2003. – (Социально
26. Логика в схемах и таблицах: учебно-метод. пособие / сост. Н. Д. Лепская. – Минск: МГЭУ им. А.Д.Сахарова, 2012. – 92 с.
Автор: VAE