Люди, не имеющие опыта в работе с мнениями пользователей, часто думают, что опросы и фокус-группы – основные способы получить инсайты относительно их потребностей. Здесь представлены 60 альтернативных идей, которыми также можно воспользоваться в процессе изучения вашей аудитории.
Возможно, вы уже составили список целей по работе на этот год, или вам просто интересно попробовать альтернативы стандартным приемам изучения пользователей. В любом случае, ниже представлены различные способы проведения исследования пользовательской аудитории, набор самых разных техник, из которых можно выбрать наиболее интересные лично вам. Просматривая этот список, выберите 5 приемов, с которыми вы еще не работали, и которые наилучшим образом подойдут вашему продукту, бюджету и срокам, и пообещайте себе попробовать применить их в ближайшие 12 месяцев. С этого можно начать формировать свой план ближайших действий.
Проведите антропологическое исследование
1. Выдайте пользователю бумажный дневник и попросите заполнять его, когда он будет выполнять задачи в интересующей вас области. Можно также выдать пользователям список вопросов, так, чтобы они понимали, на что при этом обращать особое внимание. Регулярно (раз в несколько дней) присылайте пользователям напоминания о том, что им нужно заполнять дневник.
2. Вместо бумажного дневника создайте блог на WordPress, куда пользователи смогут писать ежедневно. Или попросите их регулярно посылать вам письма по электронной почте.
3. Если ваши пользователи являются обладателями смартфонов, предоставьте им возможность заполнять дневник с мобильного устройства, используя такие сервисы, как Ethos, Nativeeye или dscout. Если ваши клиенты терпеть не могут набирать текст, предоставьте им возможность надиктовать свои соображения в виде голосовых сообщений.
4. Попросите пользователей составлять фото- или видеодневник: пусть снимают фотографии или делать видеозаписи по интересующему вас вопросу, и сохраняют их в частных аккаунтах на flickr или YouTube.
5. Просите пользователей заполнять дневник каждый раз, когда происходит «критический инцидент» – это может быть совершение покупки, перезагрузка системы, возникновение потребности в онлайн-поддержке – что угодно, что входит в вашу сферу интересов.
Проведите интервью или сеанс общения с пользователями
6. Проводите интервью с пользователями (иными словами, опросы), чтобы выяснить, насколько в реальности им важна «проблема», которую вы решаете. Опишите аудитории проблему, попросив оценить ее важность в баллах от 1 до 10, а затем узнайте, как люди решают ее сейчас. Этот подход поможет вам быстро понять, имеет ли задача, над которой вы работаете, важность для ваших пользователей.
7. Выясните, для выполнения какой «работы» пользователи «нанимают» ваш продукт.
8. Используйте «метод лестницы» (лэддеринг), чтобы определить наиболее важные цели ваших пользователей, задавая в процессе интервью вопросы «Почему?» или «Почему это для вас важно?»
9. Сделайте фото кого-нибудь на разных этапах использования вашего продукта/услуги. Распечатайте фотографии и используйте в качестве отправной точки в дискуссии с реальными пользователями.
10. Узнайте о контексте, в который помещен пользователь. Так, здесь весьма эффективен подход У. Квезенбери и К. Брукса: вы начинаете с вопроса, описывающего деятельность, о которой вы в дальнейшем будете говорить. На этот вопрос можно дать односложный ответ (Да/Нет). Затем вы задаете вопросы, с помощью которых сможете сформировать для себя картину того, как эта деятельность встраивается в работу или личную жизнь интервьюируемого. После этого вы просите пользователя рассказать о конкретных примерах. Как только он рассказывает вам о таком примере, вы проговариваете сказанное им (чтобы удостовериться, что все поняли правильно) и просите уточнить и дополнить историю.
11. Остановите кого-нибудь на улице, или на мероприятии, или в любом другом месте, где могут находиться ваши потенциальные пользователи, и проведите 3-х минутное интервью на тему, которая имеет отношение к вашему продукту.
12. Покажите пользователям «сториборд», который содержит user story – высокоуровневое описание пользователя в контексте выполнения им определенной задачи (жизненные истории — один из трендов маркетинга в 2015 году). Узнайте реакцию людей на представленный материал.
13. Создайте двух вымышленных персонажей и узнайте у ваших пользователей, насколько ваши догадки похожи на правду.
14. Проведите интервью с пользователем по Skype. В качестве дополнения попросите пользователя войти в режим показа своего экрана и продемонстрировать вам ваш продукт.
15. Создайте набор примерно из 50 карт с вариантами реакции, выраженными в виде прилагательных (например, «скучный», «раздражающий», «увлекательный», «персонализированный»). Попросите людей вспомнить последний раз, когда они пытались решить задачи, за которые отвечает ваш продукт, и выбрать 5 прилагательных, отражающих их ощущения от процесса. Затем проведите интервью, чтобы выяснить, почему было выбрано то или иное определение.
16. Найдите пользователя, готового участвовать в опросе формата «Ask Me Anything» от Reddit (через Facebook, Slack или любую другую систему обмена сообщениями), и выступить в нем в роли «звезды». Предложите команде, работающей над дизайном вашего продукта, присоединиться к процессу и на протяжении часа активно задавать вопросы такому пользователю.
17. Проведите анализ артефактов, окружающих пользователя в процессе выполнения им задач в той области, в которой вы работаете. Например, если вы разрабатываете ПО для помощи в заполнении налоговых деклараций, попросите пользователя принести последнюю декларацию, а также квитанции и другие документы, которые он использует в процессе выполнения этой задачи. Если у вас есть возможность увидеть рабочее место пользователя, пусть он, к примеру, расскажет вам о заметках на клейких листках, которые прикрепляет к компьютеру.
Общайтесь с пользователем
18. Проведите полевое исследование и посетите пользователя в его «естественной среде».
19. Проведите этнографическое исследование или попробуйте длительное время находиться рядом с пользователем.
20. Создайте фотоотчет «одного дня из жизни» пользователя: проведите день с вашим клиентом и запечатлейте на фото все, что относится к задачам вашего продукта: пользовательский опыт, цели вашего клиента и его проблемы.
21. Нарисуйте на листе бумаги четыре блока и подпишите их следующим образом: «Виды деятельности» (то, чем люди заняты), «Контекст» (то, в каком окружении используется продукт), «Эмоции» (влияние работы с продуктом на состояние пользователя) и «Результаты» (конечный результат работы с продуктом). Проведите исследование ваших пользователей, руководствуясь этой классификацией.
Проведите сортировку карточек
22. Используйте исследовательскую составляющую метода сортировки карточек, чтобы определить, как ваши пользователи разделяют элементы (в рамках вашей сферы деятельности) по категориям.
23. Организуйте тестирование структуры вашего проекта – проверьте, могут ли пользователи найти нужный им элемент в вашей информационной архитектуре в рамках выполнения различных задач.
24. Проведите с пользователями интервью, чтобы понять «ключевые слова», которые они используют – это тот словарь, который они ожидают увидеть в вашем интерфейсе.
25. Покажите клиентам чистый экран вашего интерфейса и спросите их, в какой области экрана они ожидают увидеть различные функции, или попросите их написать названия функций на клейких листках и поместить их на макет пользовательского интерфейса.
26. Составьте список функций, которые поддерживает ваша система, и попросите пользователей распределить их в соответствии с тем, как часто они ими пользуются. Включите в список часть функций, которых в вашем продукте нет вообще, чтобы удостовериться, что пользователи отвечают правдиво.
27. Выпишите 20 функций или характеристик вашего интерфейса на карточки или клейкие листки и попросите пользователей обозначить их важность в порядке убывания.
28. Проведите сортировку карточек в режиме онлайн.
Проведите юзабилити-тестирование
29. Создайте и протестируйте бумажный прототип.
30. Арендуйте помещение для проведения [юзабилити] исследований, пригласите туда команду разработки и проведите лабораторное тестирование.
31. Откройте ваш прототип на ноутбуке с ПО, записывающим все, что происходит на экране, и проведите юзабилити-тестирование в естественной для пользователя среде.
32. Научите 5 пользователей записывать скринкасты, используя ПО наподобие Camtasia. Попросите их сделать запись в процессе использования вашей системы и комментировать все свои действия вслух. Пригласите топ-менеджеров просмотреть полученные видео.
33. Позвоните пользователю и предложите использовать ПО для демонстрации экрана, например GoToMeeting. Попросите его выполнить стандартные для вашего продукта задачи.
34. Скажем, вы хотите знать, нужен ли людям ваш продукт или услуга, но прямо сейчас вам нечего им показать. Создайте лендинг (рейтинг лучших сервисов для этого — здесь) и посмотрите, какой процент людей подпишется на вашу рассылку.
35. Проведите «внеплановое» юзабилити-тестирование: пригласите на него людей из библиотеки или другого общественного места.
36. Проведите «коридорное тестирование»: оставьте вашу систему работать с предложением принять участие в 10-минутном юзабилити-тестировании (функция «Автопилот» от Morae идеальна для записи таких сессий).
37. Попросите людей выполнить 10 задач со стартовой страницы вашего сайта и проследите за тем, на что они нажимают и куда переходят.
38. Демонстрируйте пользователям страницу вашей системы на протяжении 5 секунд. Потом спросите их, что они запомнили.
39. Проведите юзабилити-тестирование с двумя участниками и предложите им обсудить то, как работал каждый из них.
40. Проведите 30-минутное юзабилити-тестирование и затем попросите участников остаться и прокомментировать видеозапись того, как они выполняли задачи.
41. Предложите пользователям проделать одни и те же задачи в вашей системе и в системе ваших конкурентов. Попросите их сравнить сильные и слабые стороны обеих систем.
42. «Перехватите» пользователей в процессе использования вашего веб-сайта и попросите разрешения понаблюдать за тем, как они используют систему.
Действуйте, как шпион
43. Примите звонок в вашу службу поддержки или ответьте на вопросы ваших клиентов на сайте через веб-чат.
44. Узнайте, где собираются ваши пользователи.
45. Просматривайте онлайн-обсуждения вашего продукта.
Сделайте так, чтобы пользователи выполнили работу за вас
46. Проведите сессию интенсивной работы над дизайном совместно с пользователями – попросите их предложить собственные решения проблемы, над которой вы работаете.
47. Попросите пользователей создать бумажный прототип.
48. Предложите пользователям перечислить ключевые для них задачи и проранжируйте их с точки зрения частоты их появления в ответах и их важности для респондентов.
49. Сделайте пользователю предложение: создать 5 пользовательских историй, используя формат: «Как пользователь, я…».
50. Попросите пользователей создать user journey map, а потом описать с помощью созданной карты собственный опыт использования вашего продукта или услуги.
51. Предложите пользователям создать «персонажа», взяв за основу самих себя.
52. Попросите пользователей расставить функции вашего продукта, используя модель Кано.
53. Используйте возможности краудсорсинга, чтобы узнать у большого количества пользователей ответ на какой-либо простой вопрос о вашем прототипе.
54. Принесите большой лист бумаги туда, где собираются ваши пользователи (если это внутренний проект, то таким местом может быть столовая). В верхней части листа напишите конкретный вопрос, ответ на который вы хотите узнать. Соберите на листе несколько идей от ваших пользователей.
Как получить инсайты, [почти] не проводя исследования
55. Если вы находитесь на ранних стадиях проектирования сложного приложения (например, связанного с искусственным интеллектом или распознаванием речи), проработайте вариант, когда ответы, которые по задумке должен выдавать компьютер, будет генерировать «подставной» человек. Например, кто-то будет печатать ответы, которые по завершении вашего проекта должны будут генерироваться машиной (вспомните «Волшебника Изумрудного Города»).
56. Оцените две альтернативных версии дизайна на A/B-тестах.
57. Используйте Google analytics, чтобы выяснить, какие блоки на вашем веб-сайте наиболее популярны.
58. Если у вас есть колл-центр, проведите аналитическое исследование по результатам его работы. Какие вопросы пользователи задают чаще всего?
59. Найдите данные о пользователях, которые уже собраны в вашей организации.
60. Станьте пользователем. Позвоните в техподдержку или выступите в роли «таинственного покупателя».
Автор: slowcountry2