В августе 2012 года Международным союзом электросвязи (International Telecommunication Union) и G3ict — глобальной инициативой по инклюзивным ИКТ (Global initiative for inclusive ICTs) был опубликован совместный доклад «Обеспечение доступности мобильных телефонов и услуг мобильной связи для людей с ограниченными возможностями» («Making Mobile Phones and services accessible for Persons with disabilities»). В докладе содержится информация о том, какие услуги, на сегодняшний день, могут предложить операторы мобильной связи для особой категории людей, обладающих теми или иными ограничениями возможностей.
Данный материал представляет собой краткий обзор этого доклада и предназначен для сжатого ознакомления с его содержанием, что может оказаться полезным для тех, кто не готов самостоятельно изучать довольно объёмный документ в поиске интересных для себя разделов.
Полная версия доклада на английском языке доступна для загрузки по адресу http://g3ict.org/download/p/fileId_934/productId_191 (2,18 MB), а неофициальный перевод на русский язык — http://www.unic.ru/news_inf/unic%20mobile1.pdf (515 kB). Тем не менее, важно отметить, что упомянутый перевод содержит ряд неточностей, зачастую имеющих принципиальный характер, поэтому мы не рекомендуем его дословное использование при возможной подготовки официальных документов на базе данного доклада. В частности это замечание относится и к переводу названия документа.
Содержательная часть доклада состоит из одиннадцати глав.
В первой главе рассматриваются различные функции, обеспечивающие доступность мобильных телефонов для людей с теми или иными ограничениями, и особые услуги, предоставляемые посредством мобильных телефонов, которые способны улучшить качество жизни людей данной категории. В целом речь идёт о разнообразных аппаратных и программных решениях, как встроенных, так и поставляемых в виде стороннего решения.
Рассматриваемые технологии сгруппированы по разделам, соответствующим различным типам физических ограничений, в частности для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, имеющих ограниченную подвижность, обладающих когнитивными расстройствами, неграмотных или страдающих дислексией.
Во второй главе рассматриваются некоторые специальные услуги, которыми могут воспользоваться люди с ограниченными возможностями. Здесь речь не всегда идёт о специализированных решениях, разработанных конкретно для данной категории пользователей. Зачастую это вполне массово ориентированные сервисы, но могущие оказать значительную помощь в реабилитации лиц с ограничениями здоровья.
В частности в главе рассмотрены цифровые библиотеки, спутниковая навигация, ретрансляция для преобразования информации в доступную для восприятия форму, сервисы, повышающие способности самообслуживания, возможности по вызову экстренных служб абонентом с теми или иными физическими нарушениями (речи, слуха и др.), фирменные службы технической поддержки, адаптированные для клиентов с ограничениями здоровья.
Третья глава посвящена обзору индустрии специализированного программного обеспечения для мобильных устройств, призванного решать те или иные проблемы пользователей с ограниченными возможностями. В целом в главе рассмотрено как ПО для удовлетворения узкоспециальных потребностей, так и для устройства системы комплексной бытовой автоматизации, а также для решения образовательных задач.
Глава четыре посвящена социально-экономическим аспектам доступности мобильной связи. В ней подчёркивается важность понимания провайдерами демографической ситуации на их целевом рынке. Отмечается, что в настоящее время существуют большие возможности для бизнеса в сфере решений и услуг, повышающих доступность мобильной связи, так как речь идёт об удовлетворении потребностей большой группы лиц с ограниченными возможностями, пожилых и неграмотных людей.
Пятая глава продолжает тему, поднятую в предыдущем разделе доклада, и содержит ряд примеров успешной коммерческой деятельности, связанной с улучшением доступности мобильных телефонов и услуг мобильной сети. Тема раскрывается на примере нескольких американских, европейских и японских мобильных операторов.
Шестая глава посвящена обзору различных инициатив в области улучшения доступности, предложенных основными международными производителями мобильных телефонов и операторами связи. Рассмотрен опыт таких компаний как Nokia, Apple, Samsung, Motorola, Google (в рамках Android OS), Doro, Emporia Telecom и Sagem.
Седьмая глава посвящена рассмотрению обязательств государств-участников Конвенции о правах инвалидов в отношении обеспечения доступности мобильных телефонов и услуг мобильной связи для людей с ограниченными возможностями. В целом глава носит наиболее реферативный характер из всех и представляет собой обзор тех разделов Конвенции, где прямо или косвенно речь идёт о информационно-коммуникационных технологиях и их доступности.
В восьмой главе рассматривается роль различных государственных организаций и служб в процессе распространения информации и услуг для людей с ограниченными возможностями посредством вспомогательных технологий для мобильных платформ. В частности рассмотрены компетенции регулирующих органов в области телекоммуникаций, органов социальной политики и министерств, предоставляющих услуги в электронной форме.
Девятая глава посвящена обзору мер, предпринятых различными государствами в целях повышения доступности услуг связи для людей с ограниченными возможностями. Приведены данные по Австралии, Аргентине, Бразилии, Канаде, Франции, Японии, Малайзии, Южно-Африканской Республике, Швеции, Таиланду, Великобритании, США и Европейскому Союзу в целом.
В десятой главе приводятся меры, оказавшиеся наиболее эффективными с точки зрения политики и практики реализации доступности коммуникационных услуг. В частности речь идёт о повышении осведомлённости ключевых участников процесса, кооперации усилий, стимулировании мобильных операторов и производителей техники со стороны государства и прочем.
Завершающая одиннадцатая глава посвящена существующим информационным ресурсам о вспомогательных технологиях на мобильных платформах и имеющимся решениям для людей с ограниченными возможностями. В ней приведены данные о стандартах, национальных учреждениях и организациях, научно-исследовательских объединениях и пользовательских сообществах.
В целом главы 1, 2 и 3 носят наиболее всеобъемлющий характер и крайне важны для понимания самих принципов использования мобильных технологий людьми с ограниченными возможностями. Поэтому с этими первыми тремя главами имеет смысл ознакомиться всем, читающим данный доклад. Кроме того, именно они будут иметь наиболее прикладное значение для частных разработчиков ПО и аксессуаров.
Главы 4, 5 и 6 в большей степени ориентированы на крупных производителей устройств мобильной связи и сотовых операторов и призваны убедить их в рентабельности реализации доступности своих продуктов и услуг для лиц с ограниченными возможностями. Данный блок доклада, в первую очередь, можно рекомендовать представителям крупного бизнеса в сфере коммуникационных технологий.
Главы 7, 8, 9 и 10 носят более формальный характер и ориентированы скорей на государственных служащих и членов общественных организаций, так как посвящены различным правительственным мерам по повышению доступности ИКТ. Ознакомиться с данными главами, в первую очередь, имеет смысл людям, ответственным за разработку и реализацию федеральных целевых программ по повышению качества жизни людей с ограниченными возможностями, а также сотрудникам различных правозащитных и благотворительных объединений.
Глава 11 может служить кратким справочным руководством для тех, кто заинтересуется в более глубоком изучении вопроса доступности информационно-коммуникационных технологий для людей с ограничениями здоровья.
В целом подводя итог, доклад «Обеспечение доступности мобильных телефонов и услуг мобильной связи для людей с ограниченными возможностями» можно охарактеризовать как довольно содержательный документ, объединяющий значительный объём данных из различных сфер по вопросу доступности технологий мобильной связи для людей с ограниченными возможностями. И хотя даже на момент его публикации, изложенная в нём информация в ряде аспектов была уже устаревшей, он всё равно может служить очень информативным источником для тех, кто мало знаком с технологиями доступности мобильной связи.
Тем не менее, следует отметить, что в докладе не нашли отражения некоторые ключевые концепции технологий доступности, лежащие в плоскости глобальных парадигм реабилитации людей с ограничениями здоровья, поэтому не стоит воспринимать его как самодостаточный документ. При комплексном подходе к решению изложенных в докладе проблем (как со стороны бизнеса, так и со стороны государства), правильно будет не ограничиваться только им и прибегнуть к другим исследованиям в области доступности, а также к консультации экспертов.
В завершение, к сожалению, приходиться заметить, что русскоязычные страны не нашли отражения в данном докладе, так как не имеют значительного опыта в данной сфере и испытывают серьёзные проблемы зачастую даже в реализации базовых основ технологий доступности мобильной связи. Это касается как отсутствия конкретных целевых программ со стороны государства, так и конструктивных инициатив со стороны операторов мобильной связи, представленных на этих рынках. В этих странах можно лишь отметить ряд стихийно возникших небольших проектов, реализуемых частными лицами, к тому же, как правило, на общественных началах.
Автор: Tseikovets