— Мама, я хочу кушать.
— Держи лопатку, сынок.
— Но я хочу поесть
— Да-да, скоро придет бабушка и подарит тебе велосипед.
— Дай мне просто немножечко хлеба?
— Ладно, поиграй в папин планшет, только недолго...
Как вы уже поняли, в данной статье мы попробуем взглянуть со стороны на все наше общество, в котором, несмотря на зашкаливающий прогресс и технологии, за последние 10 тысяч лет так и не было до конца решено ни одной проблемы человечества. Заодно мы понаблюдаем за болтливыми женами, поговорим о болеутоляющих таблетках, а также рассмотрим, что должно прийти на смену интернет-магазинам или личным кабинетам после очередной революции человеческого
Почему я начал с истории про голодного ребенка? Да потому, что именно так и выглядит весь наш мир, в котором множество проблем просто не было еще ни разу до конца услышано и понято теми, кто действует всегда строго по прописанным канонам и шаблонам, даже не пытаясь вдуматься в то, что же от него хотят другие. «Если хнычет ребенок — дай ему планшет, если проблемы в экономике — нужно наращивать репрессии, если заказывают сайт — то нужно сразу начинать рисовать баннер на главной странице» — эти и другие абсурднейшие вещи, прочно укоренившиеся в нашем сознании и приносящие один лишь вред обществу.
Предположим, у кого-то заболел зуб. Он мог бы пойти, быстро поставить маленькую пломбу сразу и тем самым навсегда избавить себя от проблемы; но вместо этого он каждый день принимает таблетки, снижающие зубную боль, и ему кажется, что проблема уже решена. Кажется так ровно до той самой поры, пока не приходится удалять весь зуб, разрезая десну.
Вот и современная работа иллюстратора интерфейсов (UIUX designer) над бесконечными скруглениями кнопочек и качеством микроанимации похожа на эти болеутоляющие таблетки — они никоим образом не решают изначальную проблему человека, но немного развлекают и скрашивают досуг, позволяя проблеме, скрытой глубоко внутри, набухать и гноиться все сильнее.Это тот самый болеутоляющий дизайн, когда мы все ярче раскрашиваем виртуальную ширму, за которой лежит и стонет корчащийся в муках боли человек, из которого выдергивают сгнивший зуб. И это просто жестоко, на мой взгляд.
Людям больше не нужен дизайн, им нужны решения
Все мы знаем о том, как ненавидим долго и мучительно искать потерявшуюся вещь. Это всегда стресс и лавинообразно накапливающая злоба и на самого себя, и на окружающих, и на никак не желающий обнаружиться предмет. Однако, именно этот поиск, как одно из стрессовых состояний — сегодня поставлен во главу угла всех процессов в интернете: с поиска начинается практически все, и нам уже даже кажется — что это нормально и естественно. Кажется нам так ровно до того момента, пока мы сами не потеряем свой паспорт и в подсказку получим список на тысячу страниц (пусть и красиво красиво оформленный — фон, шрифты, тенюшечки) всех тех мест, где бы он мог бы найтись. Вот только тогда мы сможем ощутить в полной мере все чувства и эмоции тех пользователей, для которых и создаем сложные сценарии поиска и перебора вариантов.
Да, людям не нужны и интернет-магазины
На самом деле люди не любят покупать — они хотят брать и пользоваться, а процесс покупки — это то необходимое зло, те «костыли», на которые приходится соглашаться, так как ничего лучше придумать нельзя. Но точно ли нельзя? Вот Uber отказались от самого акта платежа в процессе поездки — и победили. Убрали неприятный людям процесс — и получили лояльных клиентов. Но это еще не конец, ведь от лишних сущностей можно избавляться постоянно.
Даже сам выбор товара на полке из нескольких аналогичных — это тоже всегда было стрессом для человека. Получается, что намаявшись с поиском нужного сайта, пользователь переходит к новому мучительному процессу — выбору товара. Так его стресс усиливается каждую секунду, и рассуждать тут об эмпатии всерьез просто не представляется возможным. Выбирать и принимать решения, искать и заказывать — черт, да вы заставляете его по-настоящему работать!
Сегодня любая покупка в интернете — это реально тяжелый и неблагодарный труд, за который покупатель потом еще и выплачивает деньги. Абсурдно, но общепринято. И неверное решение постоянно самовоспроизводит само себя.
Если некто сегодня захочет сделать бизнес на недорогих смартфонах, то обязательно принимает шаблонное решение о том, чтобы создать в рунете еще один стандартный интернет-магазин с типовой корзиной и доставкой, менюшечками и оплатой через банковскую карту. Это тот самый заезженный путь, когда всем откровенно лень вдуматься и вслушиваться в истинную просьбу своего клиента. Именно так, даже не задумываясь о реальной человеческой потребности, все и спешат заказать очередной вебстудии очередной вебсайт, добавить туда больше какого-то секретного юзабилити, и потом старательно проталкивают его в толпе своих же клонов в поисковой выдаче.
— Мама, можно, я возьму немного еды?
— Хорошо, иди включи компьютер и потрать минут сорок своей бесценной и единственной жизни на оформление для меня заявки и заполнение адреса. И если ошибешься в регистрации — то начнешь все заново.
Но разве можно иначе? Конечно. Итак, у нас есть партия неплохих смартфонов и желание стать богатым и успешным. Выходим на улицу и раздаем их все людям просто так, бесплатно, просто вручаем их тем, кому эти телефоны нужнее всего и кто пока не может себе их позволить. Потом потянем время, дадим наиграться и привыкнуть, дождемся момента, когда люди перенесут туда все свои личные контакты, установят игры и приложения и уже потом, создав максимально лояльных клиентов — начнем зарабатывать на помесячной оплате за пользование устройством, отказаться от которого в один момент будет уже тяжело и дискомфортно.
Стресс не при приобретении, а при лишении товара — вот куда уже годами призывают обратить взоры современных инноваторов все психологи мира.
Кстати, ровно то же самое подходит и для еды — разумно сперва накормить голодного, а уже потом просить с него денег, ведь сытый человек гораздо добрее и с большей вероятностью расщедрится на чаевые после хорошего обеда. Рестораторы поняли это еще 200 лет назад, а в веб-дизайне пока все это еще является самым передовым прорывом и открытием. Подписка на 10 доставок у любимой пиццерии с помесячной оплатой — это же так удобно и приятно. Поел 10 раз — а заплатил всего однажды и оптом, вот уже и минус 9 лишних операций. Вот так выглядит настоящее дизайн-мышление, которому учат с первого же семестра любого курса по социологиипсихологии в любом гуманитарном университете, но почему-то не учат в Британке.
Все, что нужно в любом бизнесе — это регулярные ежемесячные платежи, и возможность продвигать внутри собственной системы услуг — товарные предложения от ваших партнеров. «А если не будут брать — отключим газ»
Такой подход был бы выгоден всех — ведь, по сути, это замена покупки в кредит, но без посредничества банка, когда каждый из нас ежемесячно будет выплачивает некую арендную плату за пользование телевизором и холодильником, телефоном и одеждой (с учетом ее амортизации, конечно). Начать с того, что одеть и накормить, а не заставлять искать и выбирать. Разве может что-то звучать разумней?
Люди не мечтают проводить жизнь в «Личных кабинетах»
Так, спроектировав несколько десятков платежных приложений и разнообразных личных кабинетов, в том числе и для банков, я постоянно поражался — насколько же все на свете свято уверовали, что человечеству крайне необходимы пронумерованные плоские кусочки пластика для совершения своих платежей. Причем, считается, что у уважающего себя мужчины таких пластиковых прямоугольников должно быть около десятка, и каждый из них должен быть четко привязан к единственному алгоритму — один для авиабилетов, другой для кабаков, третий для магазинов одежды, двадцатый для поездки в метро. И никто никогда не удосужился узнать у простого человека, а сколько же новых карточек ему нужно добавлять ежемесячно в свой кошелек для полного счастья: еще по десять, по двадцать, а может по сто?
Да ни одной. Никто из здравомыслящих людей не захочет через 2-3 года таскать с собой целую тонну вашего пластика, держа при этом в голове сложнейшим алгоритм своих платежей: какую и куда удобнее использовать, чтобы везде копились нужные мне баллы, скидки и танчики. Ошибаться при этом нельзя, а то пропадают бонусы. Жестоко так думать о комфорте собственных клиентов.
Любой человек на самом деле мечтает о том, чтобы совершать все свои жизненные операции (включая онлайн-платежи), имея в наличии только собственное тело и здравый смысл, и не такскать с собой более никаких карточек и гаджетов (ведь так изначально и было задумано природой).
Все, что необходимо для совершения транзакции — это идентифицировать клиента и привязать его персону к электронному счету. А значит всем поможет вовсе не очередное стотысячное приложение для айфонов, а простой алгоритм «Если — то», которой сам будет выбирать наиболее подходящую сейчас программу бонусов, само закидывать туда нужных баллов, исходя из прописанных заранее правил программы лояльности конкретного клиента.
А все, что нужно будет от меня — это мое тело, и более ничего. Можно приложить зрачок или даже плюнуть слюной с ДНК на электрод — и спокойно идти себе дальше, не тыкая судорожно пальцами по экранам. У меня даже уже готов слоган: «Оплатить — раз плюнуть!», который я продам Тинькоффф-банку лет через 15, когда на смену сегодняшним «Пользовательским кабинетам» придет понимание первичных потребностей своего клиента, а дизайнеры прекратят копировать друг у друга неудачные временные решения-костыли с Дрибббла.
Простые люди вовсе не в восторге от геометрического роста информации
Многие сегодня восторженно вещают о постоянном росте информации и с позитивом пророчат о скором наступлении эры Big Data. Воистину не ведают, что творят. Обилие информации — это зло в чистом виде. Не верите?
Найдите женатого мужчину. И не просто женатого, а состоящего в браке более 20 лет. И спросите его, как ему нравится привычка его жены вот уже 20 лет, из дня в день, беспрестанно забивать словесным и эмоциональным потоком информации всю его жизнь. А потом радостно и с оптимизмом продайте ему идею о том, что еще через 5 лет ее словесный поток вырастет еще в 2-3 раза и просто понаблюдайте за реакцией собеседника. Так познаете истину об истинной важности информации для человека.
Оказывается, людям не нужна информация как таковая при движении по маршруту своей судьбы. Вот, например, абсолютно излишни все эти интерактивные карты с полной схемой дорог, перекрестков и парков. Простым людям нужно простое однобайтовое понимание того, что нужный им офис находится напротив желтого кирпичного дома с вывеской «Мир трикотажа», и на какой остановке нужно выйти. И все,
Что можно узнать, начав вслушиваться в то, что говорят простые пользователи?
Людям не нужны авиабилеты — им нужно солнце и море;
Людям не нужен транспорт — им нужна шаговая доступность всего, а в остальное время (когда они никуда не спешат) — они хотят просто прогуляться по парку;
Людям не нужны поисковики, баннеры и сайты — они просто иногда хотят пользоваться некоторыми вещами. Причем одними чаще, а другими всего пару раз в жизни;
Людям даже не нужны даже дома и квартиры. В идеале, человеку нужно просто удобное место для того, чтобы расслабиться, поспать и передохнуть, провести вечер с семьей и восстановить силы.
Решают технологии, а не дизайн
Допустим, если завтра внезапно появится технология, предоставляющая каждому человеку некий воздушный дом-шар, в котором можно будет в любом месте и в любое время поспать, перекусить и посмотреть любимый сериал, а затем сдуть, положить в сумку и продолжить свое бесконечное путешествие по миру, то рынок строительства и ипотечного кредитования рухнет так, что 2008 год покажется всем лишь небольшим чихом.
И тогда уже никакой дизайн не спасет типовые веб-сайты любых жилищных комплексов от забвения и песков истории, несмотря на все качество их прорисовки.
Все тупо наберут себе с Авито переносных домов-шаров, которые висят в воздухе и дают каждому жителю Земли уют, покой и собственное индивидуальное пространство, избавив сразу и всех от необходимости день за днем переносить свое тело из хрущевки на место работы, и затем обратно к месту отдыха и ночлега, затрачивая на это до трети всей отпущенной нам жизни.
Все сегодняшние корпорации, бизнесы, веб-сайты — успешны просто потому, что в данную секунду нет более простой и дешевой технологии решения человеческой проблемы.
Сегодня интернет перестал быть флагманом инноваций, он уже не служит передовым идеям и инновациям, а представляет собой инструмент контроля и управления массами, систему для круглосуточной передачи огромного потока ненужной информации, и средство для постоянного размножения лишних сущностей. Задача же статьи напомнить нам всем о том, что «болтливая жена» когда-то меньше ворчала, не стучала спецслужбам и еще была в состоянии произвести на свет решение практически для любой извечной проблемы человечества.
Автор: protogui