Как вы уже поняли из заглавия, речь в данной статье пойдет о конклавной методике проектирования информационных систем, которая позволяет всего за одни сутки создавать прототип для инфосистемы любой сложности. Звучит невероятно, но это действительно так, и практика повсеместно подтверждает это утверждение.
Зайдем издалека: знаете ли вы, как происходят выборы очередного римского папы? Католические кардиналы собираются в специальном помещении, абсолютно изолированном от внешнего мира и дважды в день проводят тайные голосования, пока не достигнут желаемой цели. Успешным голосованием же в данной ситуации считается набор одним из претендентов на пост папы двух третей всех голосов плюс один голос. Только после этого помещение отпирают и оповещают сограждан белым дымом о появлении на престоле нового легитимного папы. Такая в общем-то жестокая и средневековая методика была применена после того, как однажды выборы нового папы продлились 2 года и 9 месяцев. Ну, вы это все и так знаете и видели по телевизору много раз. Как знаете и сто раз видели уже в реальной жизни и другое:
Шел десятый месяц проекта. Враждующие стороны выло перестреливались правками, третий project manager писал заявление об увольнении и уходе в монастырь, дизайнер откровенно фрилансил в рабочее время, так как новых выплат от заказчика не ожидалось, а ветер гонял по офисам сорванные со стен планы канбанов и графики спринтов. И никто уже не видел выхода из замкнутого круга: обсуждение правок — внесение правок — обсуждение времени следующего обсуждения — обсуждения правок на правки — обсуждение числа оставшихся правок — обсуждение смещения сроков по оставшимся правкам — конец недели, и начинай читать сначала.
Это действительно ужасно, такие проекты были почти у всех, включая даже нескольких лидеров рейтингов Тэглайна, а значит, никто пока толком не знает, что с этим можно сделать. Поэтому сейчас на примере реального кейса рассмотрим, как однажды удалось оживить вот такой вяло тлеющий уже полгода проект и решить все неразрешимые вопросы буквально за одни сутки.
Стояла задача разработать прототип из 15-20 экранов для внутренней системы учета сотрудников. Никто толком не понимал, что конкретно он хочет, а ежедневные обсуждения в скайпе и гигабайты переписки свелись уже просто к имитации деятельности.
И вот однажды, конечно же более от отчаяния, чем от реальной веры в успех, — было решено собраться в офисе всем причастным в субботний день и дать торжественную клятву, что никто не выйдет оттуда, пока не будет принято всех устраивающее решение. Все причастные прощались с семьями на пару дней, набирали бутербродов, раскладушки, и пару сменных носков, так как поиски решения должны были продлиться все выходные, без перерывов на сон и на обед, но с несколькими ожидаемыми мордобоями.
4 часа 37 минут. На предыдущие мучения по передвиганию туда-сюда серых квадратиков было потрачено 6 месяцев — и вдруг 4 часа 37 минут — и все. Большинство из участников конклава даже не успели распаковать контейнеры с домашними котлетами и отзвониться женам. Все просто сели и поняли, что больше отгораживать свой мозг от существующих проблем нельзя, что можно будет умереть с голоду или никогда больше не увидеть родных и близких, если продолжать отфутболивать сложные вопросы на сторону соперника.
А может, все поняли, что они больше не соперники, а единая команда, запертая в помещении, которая сможет выжить лишь пройдя весь квест до конца. Экран за экраном. Кнопочку за кнопочкой. Сценарий за сценарием. И каждый внезапно осознал свою ответственность за происходящее на экране единственного ноута, где сейчас двигались серые квадратики и рисовались стрелочки. И каждый перестал критиковать — и начал предлагать, искать решение, и даже защищать представителей противоположной стороны, если их решение казалось чуть логичнее. Это казалось магией, но внезапно все поняли, в чем же сокрыт секрет успеха. На данном этапе мне кажется, что помимо собственно запертой комнаты с живыми людьми, катализирующими факторами успеха стали:
Подход: «От крупных к мелким». Сначала принципиальная проблема, и потом уже мелкие детали,
Строгое требование от проектировщика не тратить ни секунды времени на лишнюю прорисовку и расстановку по сетке. Картинка должна быть предельно проста, быстра в изготовлении, понятна собравшимся и отражать видение большинства. Нет, никаких тщательно вылизанных картинок «под дизайн» заказчик сам не требовал, это все выдумки, мозг нормального человека всегда хочет сперва понять основной принцип, а не воображать будущие красоты,
Требование со стороны Заказчика к своим подчиненным: «Каждый должен был прийти в конклав уже со своим прототипом в голове». Который затем требовалось только изъять на всеобщее обозрение и совместить с общим суммарным вариантом,
Нужно было разместить в комнате одна доску и один ноутбук (не Мак), и более никаких смартфонов и листочков. Так каждый участвовал в едином общем деле, а не прятался в раковину собственного видения и личного мнения,
Внутри помещения не должно быть холодильника и машины для кофе,
За окном должна стоять отличная погода (в идеале — плещущееся море), чтобы каждому в глубине души было крайне жалко тратить все выходные на муторные споры и бессмысленное соперничество за роль «А вот я тут самый умный и злобный».
Эти обязательные условия способны буквально творить чудеса и позволять конклавному подходу оживлять и моментально решать любые вялотекущие задачи, переписка по которым заняла бы еще несколько месяцев, а то и лет. Сегодня я убежден, что создать принципиальный прототип любой системы запредельного уровня сложности можно всего за сутки, если не вдаваться в несущественную детализацию и выяснение личных отношений.
Конклавный подход — это средневековые методы на страже дедлайнов у проектов 21 века.