Тут на глаза попался новый нетфликсовский сериал Fubar со Шварценеггером, чем-то напоминающий «Правдивую ложь», растянутую на много серий. Сам сериал я не смотрел, так, мимо телевизора проходил, где его смотрели.
Клюквы в нём достаточно и так, но в шестой серии у героев стоит задача выбраться из старого советского бункера и при помощи старого советского компьютера. Посмотрим, на что способны голливудские хакеры сегодня.
Начальные данные: команду заперло в бункере после того, как они выстрелили в щиток из ракетницы и залили его из огнетушителя. Дверь заклинило — It's set to default, как выразился Шварц — и открыть её они не могут. Плюс мобильная сеть не ловится, бункер же.
И у них есть два часа на то, чтобы выбраться — иначе все задохнутся. Или попадут «прямо в ГУЛАГ», что ещё хуже. Но в бункере есть компьютер! Значит он управляет дверью, это же очевидно.
Компьютер состоит из процессора системного блока, монитора, клавиатуры и отдельно стоящего дисковода.
Монитор. Сильно похож на монитор от IBM PS/2 с матрёшкой для придания национального колорита.
Клавиатура — «It's cyrillic — no problem». Выглядит один в один как клавиатура Tandy 1000, только с русскими буквами. И ещё ощущение, что они кнопку «З» вверх ногами воткнули.
Клавиатура Tandy 1000.
Системный блок. Уже пожилой, но явно помоложе бункера. Имеется 3.5" дисковод, а сверху у него сдвоенный 3.5"/5.25" с щелевой загрузкой. Среди фанатов ретро-железа ценится. Сбоку стоит коробочка для дискет, вроде пятидюймовых.
Сзади, впрочем, явно видно, что системник АТХ, плюс к нему ничего не подключено, кроме кабеля питания. Но в этом ничего странного — ин Совьет Раша уже в восьмидесятые везде использовались беспроводные клавиатуры и мониторы. И даже видеокарта не требовалась — по крайней мере, я её в этом системнике не вижу — ни встройку, ни дискретную.
В какой-то момент коробочка для дискет исчезает и рядышком с компом появляется дисковод. Вроде как от Apple.
Похож, по крайней мере.
На мониторе видна система управления бункером на русском языке под названием «Системная комната V4.39 BL83». С её помощью можно управлять дверью, климатом, вентиляцией и властью.
Хотя по мне это больше похоже на текстовый редактор.
Ладно, компьютер у нас есть, как теперь открыть с его помощью дверь, учитывая то, что всё сгорело и не отвечает? Надо добиться того, чтобы он «крашнулся» и сбросил систему безопасности, тогда дверь и откроется.
Как добиться «краша»? Ну это же элементарно, говорит Шварц — последний раз компьютер включался в октябре 1989 году и часы с того времени стояли. Значит он подвержен Y2K bug — как только наступит 2000 год, календарь улетит в 1900 и система сбросится. Хорошо, допустим.
Как убедить компьютер, что наступил 2000 год? Войти в биос и выставить дату? Запустить команду date? Но нет, герои фильма не ищут лёгких путей. Чтобы часы компьютера быстрее добрались до нужной даты, нужно разогнать процессор. Они так делали в школе, чтобы игрушки быстрее бегали. А раз игрушки быстрее бегали, значит и часы быстрее шли. Так ведь?
Да, конечно, были программы, которые были привязаны к частоте процессора, а не к RTC. Но часы к таким не относились. Да и вообще, если у компьютера был отдельный чип RTC, то ему было пофиг на то, на какой скорости работает процессор.
Ну ладно, решили наши хакеры разогнать процессор. Как это сделать? Переставить джамперы? Поменять кварц? Нет, надо подать на процессор повышенное напряжение — тогда он начнёт работать быстрее. Но если переборщить, то можно процессор расплавить. Как же узнать, какой тут стоит процессор? Прочитать то, что на нём написано? Нет, конечно.
Ин Совьет Раша в восьмидесятые годы на блоки питания клеили штрихкоды, по которым при помощи специально обученного приложения американские шпионы могли определить, что за процессор стоит внутри системника. Логично.
Программа MyAisles (по сюжету — это выдуманный софт) нужна для того, чтобы искать по штрихкоду товары в магазинах. Ну и шпионы ей тоже пользуются, да. Ну и мобильная сеть у них в бункере не ловится, да, конечно. У них там даже вайфай работает.
Возвращаясь к нашему процессору — он продаётся в американских магазинах, оказывается. Ну или, как минимум, есть в базе товаров. И зовут его «KOSMO2».
Хакеры сразу понимают, что «это советская копия i386, 12 мег». Под «мег» я тут подозреваю, подразумеваются мегагерцы, потому что дальше говорят, что «разгоняется до 40». Хотя как понять, что этот космо2 работает именно на 12 мегагерц — не знаю. Впрочем, я и не хакер.
А внутренности системника хоть и не разобрать нормально, я бы оценил как что-то эпохи ранних Pentium 4. Ну или Athlon из тех же времён. ATX, память DIMM, под видеокарту слот AGP, дополнительное питание для процессора, нет ещё интегрированной сети, но звук уже имеется, да и USB-портов тоже не меньше четырёх.
Подняв напряжение, герои идут в меню «Система» и выбирают «Свидание».
И часы побежали. Правда, октябрь 1989 почему-то превратился в август, но что нам пара месяцев на фоне 11 лет, которые должны пройти за пару часов.
Не буду дальше особо точно считать, но. 11 лет — это примерно 96 тысяч часов. Чтобы они пролетели за 2 часа, нам надо ускорить время в 48180 раз. А герои добились этого разгоном процессора в три раза. Хакеры, одним словом. А если двумя, то голливудские хакеры.
Но даже у них не всё так просто — пока они там занимались личными разборками, ради которых их режиссёр вообще и запер в этом бункере, компьютер начал дымиться откуда-то снизу. Ибо «перегрелись провода вентилятора, потому что он работает слишком быстро».
Как с этим бороться? Начали они с того, что решили поискать «запасные провода, что-нибудь проводящее». Начали копаться в ящике с радиодеталями, но там ничего интересного не нашли.
Лучшим проводником оказалась консервная банка.
Как воспользовались её проводимостью? Завернули провода в крышку от банки. Вентилятор на процессоре у них не крутится, кстати.
И вскоре наступил 2000 год, компьютер перезагрузился и дверь открылась.
Очередная победа голливудских хакеров над реальностью.
Да, я понимаю, что «это была комедия», но если уж попытались какой-то технически сложный путь решения проблемы изобразить, могли бы его сделать более правдоподобным. Тем более, что набрали где-то старого железа, узнали про разгон, Y2K и вообще про 386 — на скрине выше вполне реальная информация по процессору была — 32 бита, частота до 40 мегагерц, сокет pga132…
Но, конечно, просто зайти в биос и поменять дату было бы не так драматично, понимаю. Ну хоть кварц перепаяли бы. Или с айфона проц выпаяли, хакеры же… Но нет, просто поднимем напряжение на проце — и он будет работать быстрее. В школе плохому не научат.
Ссылки по теме:
Автор: Антон