60 антипаттернов для С++ программиста, часть 4 (совет 16 — 20)

в 10:22, , рубрики: C, c++, code review, qa, Блог компании PVS-Studio, вредные советы, качество кода, книга, код, обзор кода, Программирование, программисты, программисты шутят, Совершенный код, юмор

1053_60_cpp_antipatterns_ru/image2.png

Перед вами обновлённая коллекция вредных советов для C++ программистов, которая превратилась в целую электронную книгу. Всего их 60, и каждый сопровождается пояснением, почему на самом деле ему не стоит следовать. Всё будет одновременно и в шутку, и серьёзно. Как бы глупо ни смотрелся вредный совет, он не выдуман, а подсмотрен в реальном мире программирования.

Я буду публиковать советы по 5 штук, чтобы не утомить вас, так как мини-книга содержит много интересных отсылок на другие статьи, видео и т. д. Однако, если вам не терпится, здесь вы можете сразу перейти к её полному варианту: "60 антипаттернов для С++ программиста". В любом случае желаю приятного чтения.

Вредный совет N16. sizeof(int) == sizeof(void *)

Размер указателя и int — это всегда 4 байта. Смело используйте это число. Число 4 смотрится намного изящнее, чем корявое выражение с оператором sizeof.

Размер int может быть очень даже разным. На многих популярных платформах размер int действительно 4 байта. Но многие – это не означает все! Существуют системы с различными моделями данных, где int может содержать и 8 байт, и 2 байта и даже 1 байт!

Формально про размер int можно сказать только следующее:

1 == sizeof(char) <=
  sizeof(short) <= sizeof(int) <= sizeof(long) <= sizeof(long long)

Указатель точно так же легко может отличаться от размера типа int и значения 4. Например, на большинстве 64-битных систем размер указателя составляет 8 байт, а типа int — 4 байта.

С этим связан достаточный распространённый паттерн 64-битной ошибки. В старых 32-битных программах иногда указатель сохраняли в переменные таких типов, как int/unsigned. При портировании таких программ на 64-битные системы возникают ошибки, так как при записи значения указателя в 32-битную переменную происходит потеря старших бит. См. главу "Упаковка указателей" в курсе по разработке 64-битных приложений.

Дополнительные ссылки:

  1. Fundamental types.
  2. What does the C++ standard state the size of int, long type to be?

Вредный совет N17. Не проверяй, что вернула функция malloc

Нет смысла проверять, удалось ли выделить память. На современных компьютерах её много. А если не хватило, то и незачем дальше работать. Пусть программа упадёт. Все равно уже больше ничего сделать нельзя.

Упасть, если кончится память, допустимо игре. Это неприятно, но некритично. Ну если, конечно, в этот момент вы не участвуете в игровом чемпионате :).

Куда более грустно будет, если вы полдня делали проект в CAD-системе и приложение упало, когда для очередной операции потребовалось слишком много памяти. Одно дело – не дать выполнить какую-то операцию, и совсем другое – без предупреждения упасть. CAD и подобные системы должны продолжать работать, чтобы хотя бы дать возможность сохранить результат.

Несколько случаев, когда недопустимо писать код, просто падающий при нехватке памяти:

  1. Встраиваемые системы. Там может быть "некуда падать" :). Многие встроенные программы должны продолжить выполнение в любом случае. Даже если нормально функционировать невозможно, программа должна отработать какой-то особый сценарий. Например, выключить оборудование, а только потом остановиться. В общем случае говорить про встроенное программное обеспечение и давать какие-то рекомендации невозможно. Уж очень эти системы и их назначение разнообразны. Главное, что игнорировать нехватку памяти и падать – это не вариант для таких систем;
  2. Системы, где пользователь долго работает с каким-то проектом. Примеры: CAD-системы, базы данных, системы видеомонтажа. Падение в произвольный момент времени может привести к потере части работы или порче файлов проектов;
  3. Библиотеки. Неизвестно, как и в каком проекте будет использоваться библиотека. Поэтому в них просто недопустимо игнорировать ошибки выделения памяти. Задача библиотеки – вернуть статус ошибки или бросить исключение. А уже пользовательскому приложению решать, что делать с возникшей ситуацией;
  4. Прочее, про что я забыл или не подумал.

Данная тема во многом пересекается с моей статьёй "Четыре причины проверять, что вернула функция malloc". Рекомендую. С ошибками выделения памяти не всё так просто и очевидно, как кажется на первый взгляд.

Вредный совет N18. Расширяй пространство std

Добавляйте разные вспомогательные функции и классы в пространство имён std. Ведь для вас эти функции и классы стандартные, а значит, им самое место в std.

Несмотря на то, что такая программа успешно компилируется и исполняется, модификация пространства имён std может привести к неопределённому поведению программы. То же самое касается и пространства posix.

Чтобы пояснить ситуацию, приведу часть документации PVS-Studio к диагностике V1061, которая предназначена выявлять как раз такие недопустимые расширения пространства имён.

Содержимое пространства имен std определяется исключительно комитетом стандартизации. Стандарт запрещает добавлять в него:

  • декларации переменных;
  • декларации функций;
  • декларации классов/структур/объединений;
  • декларации перечислений;
  • декларации шаблонов функций, классов и переменных (C++14).

Стандарт разрешает добавлять следующие специализации шаблонов, определённых в пространстве имен std, если они зависят хотя бы от одного определённого в программе типа (program-defined type):

  • полная или частичная специализация шаблона класса;
  • полная специализация шаблона функции (до C++20);
  • полная или частичная специализация шаблона переменной, не лежащей в заголовочном файле <type_traits> (до C++20).

Однако специализации шаблонов, лежащих внутри классов или шаблонов классов, запрещены.

Наиболее частым вариантом, когда пользователь расширяет пространство имен std, является добавление своей перегрузки функции std::swap и полной/частичной специализации шаблона класса std::hash.

Рассмотрим неправильный фрагмент кода с добавлением перегрузки std::swap:

template <typename T>
class MyTemplateClass
{
  ....
};

class MyClass
{
  ....
};

namespace std
{
  template <typename T>
  void swap(MyTemplateClass<T> &a, MyTemplateClass<T> &b) noexcept // UB
  {
    ....
  }

  template <>
  void swap(MyClass &a, MyClass &b) noexcept // UB since C++20
  {
    ....
  };
}

Первый шаблон функции не является специализацией std::swap, и такая декларация ведёт к неопределённому поведению. Второй шаблон функции является специализацией, и до C++20 поведение программы определено. Однако в данном случае можно поступить иначе: можно вынести обе функции из пространства имен std и поместить их в то пространство имен, где определены классы:

template <typename T>
class MyTemplateClass
{
  ....
};

class MyClass
{
  ....
};

template <typename T>
void swap(MyTemplateClass<T> &a, MyTemplateClass<T> &b) noexcept
{
  ....
}

void swap(MyClass &a, MyClass &b) noexcept
{
  ....
};

Теперь, когда необходимо написать шаблон функции, который применяет функцию swap для двух объектов типа T, можно написать следующий код:

template <typename T>
void MyFunction(T& obj1, T& obj2)
{
  using std::swap; // make std::swap visible for overload resolution
  ....
  swap(obj1, obj2); // best match of 'swap' for objects of type T
  ....
}

Компилятор выберет нужную перегрузку функции на основе поиска с учётом аргументов (argument-dependent lookup, ADL): пользовательские функции swap для класса MyClass и для шаблона класса MyTemplateClass. И стандартную версию std::swap для остальных типов.

Разберём следующий пример со специализацией шаблона класса std::hash:

namespace Foo
{
    class Bar
    {
      ....
    };
}

namespace std
{
  template <>
  struct hash<Foo::Bar>
  {
    size_t operator()(const Foo::Bar &) const noexcept;
  };
}

С точки зрения стандарта этот код является валидным, и анализатор в этой ситуации не выдаёт предупреждение. Однако, начиная с C++11, можно и в этом случае поступить иначе, написав специализацию шаблона класса за пределами пространства имен std:

template <>
struct std::hash<Foo::Bar>
{
  size_t operator()(const Foo::Bar &) const noexcept;
};

В отличие от пространства имен std, стандарт C++ запрещает абсолютно любую модификацию пространства имён posix.

Дополнительная информация:

  • Стандарт C++17 (working draft N4659), пункт 20.5.4.2.1
  • Стандарт C++20 (working draft N4860), пункт 16.5.4.2.1

Вредный совет N19. Старая школа

Коллеги должны знать о вашем богатом опыте с языком C. Не стесняйтесь демонстрировать им в вашем C++ проекте свои умелые навыки ручного управления памятью и longjmp.

Другая вариация этого вредного совета: умные указатели и прочее RAII от лукавого, всеми ресурсами надо управлять вручную, это делает код простым и понятным.

Нет основания отказываться от умных указателей и городить сложные конструкции при работе с памятью. Умные указатели в С++ не требуют дополнительного процессорного времени, это не сборка мусора. При этом код с использованием умных указателей становится короче и проще, что дополнительно снижает вероятность допустить ошибку.

Давайте рассмотрим, почему ручное управление памятью — это муторно и ненадёжно. Начнём с простейшего кода на C, где выделяется и освобождается память.

Примечание. Я рассматриваю в примерах выделение и освобождение памяти. На самом деле, это более широкая тема ручного управления ресурсами. Вместо malloc вполне можно подставить, например, fopen.

int Foo()
{
  float *buf = (float *)malloc(ARRAY_SIZE * sizeof(float));
  if (buf == NULL)
    return STATUS_ERROR_ALLOCATE;
  int status = Go(buf);
  free(buf);
  return status;
}

Этот код прост и понятен. Функция выделят память для каких-то нужд, использует её и затем освобождает. Дополнительно приходится проверять, смогла ли функция malloc выделить память. Почему эта проверка обязательно необходима мы разбирали в главе N17.

Теперь представим, что нам требуется выполнить операции с двумя разными буферами. Код сразу начинает пухнуть, так как при ошибки очередном выделении памяти, нужно позаботиться о предыдущем буфере. Плюс теперь нужно учитывать, что вернула функция Go_1.

int Foo()
{
  float *buf_1 = (float *)malloc(ARRAY_SIZE_1 * sizeof(float));
  if (buf_1 == NULL)
    return STATUS_ERROR_ALLOCATE;
  int status = Go_1(buf_1);
  if (status != STATUS_OK)
  {
    free(buf_1);
    return status;
  }
  float *buf_2 = (float *)malloc(ARRAY_SIZE_2 * sizeof(float));
  if (buf_2 == NULL)
  {
    free(buf_1);
    return STATUS_ERROR_ALLOCATE;
  }
  status = Go_2(buf_1, buf_2);
  free(buf_1);
  free(buf_2);
  return status;
}

Дальше — хуже. Размер кода растёт нелинейно. При трёх буферах:

int Foo()
{
  float *buf_1 = (float *)malloc(ARRAY_SIZE_1 * sizeof(float));
  if (buf_1 == NULL)
    return STATUS_ERROR_ALLOCATE;
  int status = Go_1(buf_1);
  if (status != STATUS_OK)
  {
    free(buf_1);
    return status;
  }
  float *buf_2 = (float *)malloc(ARRAY_SIZE_2 * sizeof(float));
  if (buf_2 == NULL)
  {
    free(buf_1);
    return STATUS_ERROR_ALLOCATE;
  }
  status = Go_2(buf_1, buf_2);
  if (status != STATUS_OK)
  {
    free(buf_1);
    free(buf_2);
    return status;
  }
  float *buf_3 = (float *)malloc(ARRAY_SIZE_3 * sizeof(float));
  if (buf_3 == NULL)
  {
    free(buf_1);
    free(buf_2);
    return STATUS_ERROR_ALLOCATE;
  }
  status = Go_3(buf_1, buf_2, buf_3);
  free(buf_1);
  free(buf_2);
  free(buf_3);
  return status;
}

Что интересно, сложность кода по-прежнему низкая. Его легко писать и читать. Но вместе с тем чувствуется, что это какой-то неправильный путь. Больше половины кода функции не делает что-то полезное, а занимается проверкой статусов и выделением/освобождением памяти. Вот этим и плохо ручное управление памятью. Много нужного, но не относящегося к делу кода.

И хотя код, как я сказал, несложен, с ростом его размера всё проще допустить ошибку. Например, можно при досрочном выходе из функции забыть освободить какой-то указатель и получить утечку памяти. И такое мы действительно встречаем в коде различных проектов, когда проверяем их с помощью PVS-Studio. Вот, например, фрагмент кода из проекта PMDK:

static enum pocli_ret
pocli_args_obj_root(struct pocli_ctx *ctx, char *in, PMEMoid **oidp)
{
  char *input = strdup(in);
  if (!input)
    return POCLI_ERR_MALLOC;

  if (!oidp)
    return POCLI_ERR_PARS;
  ....
}

Функция strdup создаёт копию строки в буфере, который затем должен где-то быть освобождён с помощью функции free. Здесь же в случае, если аргумент oidp является нулевым указателем, произойдёт утечка памяти. Корректный код должен быть таким:

char *input = strdup(in);
if (!input)
  return POCLI_ERR_MALLOC;

if (!oidp)
{
  free(input);
  return POCLI_ERR_PARS;
}

Или нужно перенести проверку аргумента в начало функции:

if (!oidp)
  return POCLI_ERR_PARS;

char *input = strdup(in);
if (!input)
  return POCLI_ERR_MALLOC;

В любом случае перед нами классическая ошибка в коде с ручным управлением памяти.

1053_60_cpp_antipatterns_ru/image11.png

Вернёмся к нашему синтетическому коду с тремя буферами. Можно как-то сделать проще? Да, для этого используется паттерн с одной точкой выхода и операторами goto.

int Foo()
{
  float *buf_1 = NULL;
  float *buf_2 = NULL;
  float *buf_3 = NULL;
  int status;

  buf_1 = (float *)malloc(ARRAY_SIZE_1 * sizeof(float));
  if (buf_1 == NULL)
  {
    status = STATUS_ERROR_ALLOCATE;
    goto end;
  }
  status = Go_1(buf_1);
  if (status != STATUS_OK)
    goto end;
  buf_2 = (float *)malloc(ARRAY_SIZE_2 * sizeof(float));
  if (buf_2 == NULL)
  {
    status = STATUS_ERROR_ALLOCATE;
    goto end;
  }
  status = Go_2(buf_1, buf_2);
  if (status != STATUS_OK)
  {
    status = STATUS_ERROR_ALLOCATE;
    goto end;
  }
  buf_3 = (float *)malloc(ARRAY_SIZE_3 * sizeof(float));
  if (buf_3 == NULL)
  {
    status = STATUS_ERROR_ALLOCATE;
    goto end;
  }
  status = Go_3(buf_1, buf_2, buf_3);
end:
  free(buf_1);
  free(buf_2);
  free(buf_3);
  return status;
}

Это лучше, и так часто пишут программисты на C. Я не могу назвать такой код хорошим и красивым, но что делать. Ручное управление ресурсами в любом случае страшненькое...

Кстати, некоторые компиляторы поддерживают специальное расширение языка C, которое помогает упростить жизнь. Можно использовать конструкции вида:

void free_int(int **i) {
  free(*i);
}

int main(void) {
  __attribute__((cleanup (free_int))) int *a = malloc(sizeof *a);
  *a = 42;
} // No memory leak, free_int is called when a goes out of scope

Подробнее про эту магию можно почитать здесь: RAII in C: cleanup gcc compiler extension.

Вернёмся к вредному совету. Беда в том, что некоторые программисты продолжают использовать этот стиль ручного управления ресурсами в С++ коде, хотя в этом нет никакого смысла! Не делайте так. С++ позволяет сделать код простым и коротким.

Можно использовать контейнеры, такие как std::vector. Но, даже если нам нужен именно массив байт, выделенный с помощью оператора new [], всё равно код можно сделать на порядок лучше.

int Foo()
{
  std::unique_ptr<float[]> buf_1 (new float[ARRAY_SIZE_1]);
  if (int status = Go_1(buf_1); status != STATUS_OK)
    return status;

  std::unique_ptr<float[]> buf_2(new float[ARRAY_SIZE_2]);
  if (int status = Go_2(buf_1, buf_2); status != STATUS_OK)
    return status;

  std::unique_ptr<float[]> buf_3(new float[ARRAY_SIZE_3]);
  reutrn Go_3(buf_1, buf_2, buf_3);
}

Красота! Проверять результат вызова оператора new [] не нужно, так как в случае ошибки создания буфера будет сгенерировано исключение. Буферы сами освобождаются, если возникают исключения или при штатном завершении функции.

Так какой же смысл писать по старинке в С++? Никакого. Тогда почему можно встретить такой код? Я думаю, это может происходить вследствие следующих причин.

Первый вариант. Человек делает это просто по привычке. Он не хочет изучать что-то новое, переучиваться. Фактически он пишет код на C с использованием каких-то возможностей C++. Грустный вариант, и непонятно, что тут посоветовать.

Второй вариант. Перед вами С++ код, который когда-то был кодом на C. Его немного изменили, но не переписали и не отрефакторили. Т.е. просто заменили malloc на new, а free на delete. Такой код можно легко распознать по двум артефактам.

Во-первых, в нём присутствуют вот такие проверки-атавизмы:

in_audio_ = new int16_t[AUDIO_BUFFER_SIZE_W16];
if (in_audio_ == NULL) {
  return -1;
}

Нет смысла проверять указатель на равенство NULL, так как в случае ошибки выделения памяти будет сгенерировано исключение типа std::bad_alloc. Очень, очень частный атавизм. Конечно, существует new(std::nothrow), но это не наш случай.

Во-вторых, там часто есть ошибка, которая заключается в том, что память выделяется с помощью оператора new [], а освобождается с помощью delete. Хотя правильно использовать delete []. См. "Почему в С++ массивы нужно удалять через delete[]". Пример:

char *poke_data = new char [length + 2*sizeof(int)];
....
delete poke_data;

Третий вариант. Боязнь дополнительных накладных расходов. Необоснованный страх. Да, у умных указателей иногда могут быть незначительные накладные расходы по сравнению с простыми указателями. Однако следует принять в расчёт:

  1. Возможные накладные расходы от умных указателей пренебрежимо малы по сравнению с относительно медленными операциями выделения и освобождения памяти. Если нужна максимальная скорость, то стоит думать, как уменьшить количество операций выделения/освобождения памяти, а не над тем: использовать умный указатель или контролировать указатели вручную. Ещё вариант — написать собственный аллокатор;
  2. Простота, надёжность и безопасность кода, использующего умные указатели, на мой взгляд, однозначно перевешивает дополнительные накладные расходы (которых, кстати, может и не быть).

Дополнительные ссылки:

Четвёртый вариант. Программисты просто не осведомлены о том, как можно использовать тот же std::unique_ptr. Условно, они рассуждают так:

Хорошо, есть std::unique_ptr. Он умеет контролировать указатель на объект. Но мне-то ещё нужно работать с массивами объектов. А ещё есть дескрипторы файлов. Местами я вообще вынужден по-прежнему использовать malloc/realloc. Для всего этого unique_ptr не подходит. Так что проще для единообразия продолжать везде управлять ресурсами вручную.

Всё, что описано, очень даже можно контролировать с помощью std::unique_ptr.

// Работа с массивами:
std::unique_ptr<T[]> ptr(new T[count]);

// Работа с файлами:
std::unique_ptr<FILE, int(*)(FILE*)> f(fopen("a.txt", "r"), &fclose);

// Работа с malloc:
struct free_delete
{
  void operator()(void* x) { free(x); }
};
....
std::unique_ptr<int, free_delete> up((int*)malloc(sizeof(int)));

На этом всё. Надеюсь, если у вас оставались сомнения в умных указателях, я их развеял.

P.S. Я ничего не написал про longjmp. И не вижу смысла. В C++ для тех же целей следует использовать исключения.

Вредный совет N20. Компактный код

Используйте как можно меньше фигурных скобок и переносов строк, старайтесь писать условные конструкции в одну строку. Так код будет быстрее компилироваться и занимать меньше места.

Что код будет короче – это бесспорно. Бесспорно и то, что в нём будет больше ошибок.

"Сжатый код" сложнее читать, а значит, с большей вероятностью опечатки не будут замечены ни автором кода, ни коллегами при обзоре кода. Хотите какой-нибудь proof? Легко!

Однажды пользователь написал нам о том, что анализатор PVS-Studio выдаёт странные ложные срабатывания на условие. И прикрепил вот такую картинку:

1053_60_cpp_antipatterns_ru/image12.png

Видите ошибку в коде? Скорее всего, нет. А почему? А потому, что перед нами большое сложное выражение, написанное в одну строчку. Человеку сложно прочитать и осознать этот код. Скорее всего, вы и не стали пробовать разобраться, а сразу продолжили читать статью :).

А вот анализатор не поленился и совершенно справедливо указывает на аномалию: часть подвыражений всегда истинны или ложны. Давайте проведём рефакторинг кода:

if (!((ch >= 0x0FF10) && (ch <= 0x0FF19)) ||
     ((ch >= 0x0FF21) && (ch <= 0x0FF3A)) ||
     ((ch >= 0x0FF41) && (ch <= 0x0FF5A)))

Теперь намного легче заметить, что логический оператор "не" (!) применяется только к первому подвыражению. В общем, здесь не хватает ещё одних скобочек. Эта ошибка, а также то, почему анализатор выдал предупреждения, разбирается в статье "Как PVS-Studio оказался внимательнее, чем три с половиной программиста".

В наших статьях мы рекомендуем форматировать сложный код "таблицей". Как раз пример такого "табличного" форматирования был показан выше. Такое оформление кода не гарантирует отсутствие опечаток, но позволяет их легче и быстрее замечать.

Давайте разберём эту тему подробнее на другом примере. Возьмём фрагмент кода из проекта ReactOS, в котором я нашёл ошибку благодаря предупреждению PVS-Studio: V560 A part of conditional expression is always true: 10035L.

void adns__querysend_tcp(adns_query qu, struct timeval now) {
  ...
  if (!(errno == EAGAIN || EWOULDBLOCK || 
        errno == EINTR || errno == ENOSPC ||
        errno == ENOBUFS || errno == ENOMEM)) {
  ...
}

Здесь приведён маленький фрагмент кода — найти в нём ошибку несложно, но в реальном коде заметить ошибку весьма проблематично. Взгляд просто пропускает блок однотипных сравнений и идёт дальше.

Причина, почему мы пропускаем такие ошибки, в том, что условия плохо отформатированы и не хочется внимательно их читать, это требует усилий. Мы надеемся, что раз проверки однотипные, то всё хорошо, и автор кода не допустил ошибок в условии.

Одним из способов борьбы с опечатками является "табличное" оформление кода.

Для читателей, поленившихся найти ошибку, скажу, что в одном месте пропущено "errno ==". В результате условие всегда истинно, так как константа EWOULDBLOCK равна 10035. Корректный код:

if (!(errno == EAGAIN || errno == EWOULDBLOCK || 
      errno == EINTR || errno == ENOSPC ||
      errno == ENOBUFS || errno == ENOMEM)) {

Теперь рассмотрим, как лучше провести рефакторинг этого фрагмента. Для начала я приведу код, оформленный самым простым "табличным" способом. Мне он не нравится.

if (!(errno == EAGAIN  || EWOULDBLOCK     || 
      errno == EINTR   || errno == ENOSPC ||
      errno == ENOBUFS || errno == ENOMEM)) {

Стало лучше, но ненамного. Такой стиль оформления мне не нравится по двум причинам:

  1. Ошибка по-прежнему не очень заметна;
  2. Приходится вставлять большое количество пробелов для выравнивания.

Поэтому надо сделать два усовершенствования в оформлении кода. Первое — не больше одного сравнения на строку, тогда ошибку легко заметить. Смотрите, ошибка стала больше бросаться в глаза:

a == 1 &&
b == 2 &&
c      &&
d == 3 &&

Второе — рационально писать операторы &&, || и т.д., не справа, а слева.

Обратите внимание, как много работы для написания пробелов:

x == a          &&
y == bbbbb      &&
z == cccccccccc &&

А вот так работы намного меньше:

   x == a
&& y == bbbbb
&& z == cccccccccc

Выглядит код немного необычно, но к этому быстро привыкаешь.

Объединим это всё вместе и напишем в новом стиле код, приведённый в начале:

if (!(   errno == EAGAIN
      || EWOULDBLOCK
      || errno == EINTR
      || errno == ENOSPC
      || errno == ENOBUFS
      || errno == ENOMEM)) {

Да, код стал занимать больше строк кода, но зато ошибка стала намного заметнее.

Согласен, смотрится код непривычно. Тем не менее, я рекомендую именно этот подход. Я пользуюсь им много лет и весьма доволен, поэтому с уверенностью рекомендую его всем читателям.

То, что код стал длиннее, я вообще не считаю проблемой. Я даже написал бы как-то так:

const bool error =    errno == EAGAIN
                   || errno == EWOULDBLOCK
                   || errno == EINTR
                   || errno == ENOSPC
                   || errno == ENOBUFS
                   || errno == ENOMEM;
if (!error) {

Кто-то ворчит, что это длинно и загромождает код? Согласен. Так давайте вынесем это в функцию!

static bool IsInterestingError(int errno)
{
  return    errno == EAGAIN
         || errno == EWOULDBLOCK
         || errno == EINTR
         || errno == ENOSPC
         || errno == ENOBUFS
         || errno == ENOMEM;
}
....
if (!IsInterestingError(errno)) {

Может показаться, что я сгущаю краски и что я слишком перфекционист, однако ошибки в сложных выражениях очень распространены. Я бы не вспомнил о них, если бы они мне постоянно не попадались: эти ошибки повсюду и плохо заметны.

Вот ещё один пример из проекта WinDjView:

inline bool IsValidChar(int c)
{
  return c == 0x9 || 0xA || c == 0xD || 
         c >= 0x20 && c <= 0xD7FF ||
         c >= 0xE000 && c <= 0xFFFD || 
         c >= 0x10000 && c <= 0x10FFFF;
}

В функции всего несколько строк, и всё равно в неё закралась ошибка. Функция всегда возвращает true. Вся беда в том, что она плохо оформлена, и многие годы её ленятся читать и не замечают там ошибку.

Давайте отрефакторим код в "табличном" стиле, и я бы еще скобочки добавил:

inline bool IsValidChar(int c)
{
  return
       c == 0x9
    || 0xA
    || c == 0xD
    || (c >= 0x20    && c <= 0xD7FF)
    || (c >= 0xE000  && c <= 0xFFFD)
    || (c >= 0x10000 && c <= 0x10FFFF);
}

Необязательно форматировать код именно так, как я предлагаю. Смысл этой заметки — привлечь ваше внимание к опечаткам в "хаотичном коде". Придавая коду "табличный" вид, можно избежать множества глупых опечаток, и это замечательно. Надеюсь, кому-то эта заметка принесёт пользу.

Ложка дёгтя. Я честный программист, и поэтому должен упомянуть, что иногда форматирование "таблицей" может пойти во вред. Вот один из примеров:

inline 
void elxLuminocity(const PixelRGBi& iPixel,
                   LuminanceCell< PixelRGBi >& oCell)
{
  oCell._luminance = 2220*iPixel._red +
                     7067*iPixel._blue +
                     0713*iPixel._green;
  oCell._pixel = iPixel;
}

Это проект eLynx SDK. Программист хотел выровнять код, поэтому перед 713 дописал 0. К сожалению, программист не учёл, что 0 в начале числа означает, что число будет представлено в восьмеричном формате.

Массив строк. Надеюсь, концепция форматирования "таблицей" понятна, но давайте закрепим тему. С этой целью рассмотрим пример, которым я продемонстрирую, что табличное форматирование можно применять не только к условиям, а к совершенно разным конструкциям языка.

Фрагмент взят из проекта Asterisk. Ошибка выявляется PVS-Studio диагностикой: V653 A suspicious string consisting of two parts is used for array initialization. It is possible that a comma is missing. Consider inspecting this literal: "KW_INCLUDES" "KW_JUMP".

static char *token_equivs1[] =
{
  ....
  "KW_IF",
  "KW_IGNOREPAT",
  "KW_INCLUDES"
  "KW_JUMP",
  "KW_MACRO",
  "KW_PATTERN",
  ....
};

Опечатка — забыта одна запятая. В результате две различные по смыслу строки соединяются в одну, т. е. на самом деле здесь написано:

  ....
  "KW_INCLUDESKW_JUMP",
  ....

Ошибку можно было бы избежать, выравнивая код таблицей. Тогда, если запятая будет пропущена, это будет легко заметить.

static char *token_equivs1[] =
{
  ....
  "KW_IF"        ,
  "KW_IGNOREPAT" ,
  "KW_INCLUDES"  ,
  "KW_JUMP"      ,
  "KW_MACRO"     ,
  "KW_PATTERN"   ,
  ....
};

Как и в прошлый раз, обращаю внимание, что если мы ставим разделитель справа (в данном случае это запятая), то приходится добавлять массу пробелов, что неудобно. Особенно неудобно, если появляется новая длинная строка/выражение: придётся переформатировать всю таблицу.

Поэтому я вновь рекомендую оформлять код так:

static char *token_equivs1[] =
{
  ....
  , "KW_IF"
  , "KW_IGNOREPAT"
  , "KW_INCLUDES"
  , "KW_JUMP"
  , "KW_MACRO"
  , "KW_PATTERN"
  ....
};

Теперь очень легко заметить недостающую запятую, и нет необходимости писать много пробелов — код красивый и понятный. Быть может, такое оформление непривычно, но к нему быстро привыкаешь, попробуйте.

И под конец короткий лозунг. Как правило, красивый код — это правильный код.

Об этой мини-книге

Автор: Карпов Андрей Николаевич. E-Mail: karpov [@] viva64.com.

Более 15 лет занимается темой статического анализа кода и качества программного обеспечения. Автор большого количества статей, посвящённых написанию качественного кода на языке C++. С 2011 по 2021 год удостаивался награды Microsoft MVP в номинации Developer Technologies. Один из основателей проекта PVS-Studio. Долгое время являлся CTO компании и занимался разработкой С++ ядра анализатора. Основная деятельность на данный момент — управление командами, обучение сотрудников и DevRel активность.

Ссылки на полный текст:

Подписывайтесь на ежемесячную рассылку, чтобы не пропустить другие публикации автора и его коллег.

Автор: Андрей Карпов

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js