С того момента, когда у вас появляется подруга-анимешница, вы только и слышите, что о Японии. Какие там все странные. Как там круто. Как вас зарежут за невежливое слово. И так далее. Для меня это всегда были ниндзя, самураи, якудза, аниме, богиня Кэнон для фотоаппарата, электроника, суши и щупальца. Думаю, вы можете продолжить список.
На месте оказалось, что всё это есть, но это не главное. Это просто мелочи. Главное то, что если мы будем когда-нибудь строить космические города, я знаю, кто лучше всех справится. Потому что Япония сейчас — это очень технологичная и при этом очень зелёная страна. Они умудрились в одном из самых технологичных городов мира вписать красоту в каждую мелочь и сохранить ощущение, что ты на природе. И максимально эффективно распорядиться ресурсами, включая мусор. И при этом их не беспокоит недоделанность и несовершенство мира вокруг — у нас красота бывает только в оконченном состоянии, а у них ещё и в процессе. То есть всё время.
И вся вот эта лютая хрень, которую вы слышали про страну, на самом деле логично следует из предпосылок, которые есть в базовом культурном коде. Сейчас расскажу.
Язык
Японцы пишут иероглифами (это форк китайской системы) и двумя слоговыми азбуками: хираганой (хироканой) для непонятных своих слов, и катаканой для заимствованных слов. Плюс изредка пользуются транслитом, примерно так же часто, как мы. Слоговая азбука сразу накладывает неповторимый оттенок на импортируемые иностранные слова. Дело в том, что там именно слоги, и кроме слогов там ничего нет. Условно, представьте, что у вас есть все нужные согласные, но строго в комбинациях с какими-то гласными. Поэтому light будет «райту». А, да, буквы «л» и «р» — это одна и та же («поезд идёт по рерьсам»), «в» и «б», и ещё «ш» и «с». Вот этот дикий холивар про суси или суши решился на месте после первых же диалогов. Они произносят обе буквы — и «с», и «ш» — но мультиплексируют их по длине волны. Что-то похожее у нас происходит со звуком «щ», но не так выраженно. Плюс катакана же накладывает слегка тольяттинский акцент: «much» будет «мачо».
В итоге красивое славянское имя Светлана = Субеторана.
Поэтому входной барьер на изучение языков большой. К счастью, когда удаётся его преодолеть, то есть начать писать на иностранном, дальше просто. Звуки они повторяют отлично, и многие очень круто знают английский. То есть вам встретятся или те, кого будет очень сложно понять из-за акцента, или же те, кто будет говорить очень чисто.
География
По вот этой японоцентричной карте мира может показаться, что климатическая зона тут только одна:
На самом же деле северный край страны близко к нашему Южно-Сахалинску, а южный — уже в тропическом климате с островами типа как на Филиппинах. Но тёплое течение рядом делает климат северной части страны довольно тёплым. Закономерное следствие — почти по всей территории страны жилые низкоэтажные дома строят из палок, пластика и гипсокартона так, что можно постучать в стену и пробить её рукой. То есть температура дома соответствует уличной.
Почему? Потому что климат плюс геологическая активность. Тут встречается сразу несколько плит, поэтому активность очень сильная, и трясёт постоянно. Из шести тысяч островов страны некоторые пропадают, некоторые появляются. Конструкции сделаны с учётом этого: где-то они сейсмоустойчивые и дорогие, а где-то если дом сложится на вас, то вы отряхнётесь и построите новый за два месяца. Отопление, соответственно, кондиционером. Есть старые газовые печки, но они волшебные: после них надо раз в пару часов проветривать. Следствие — зимой ходят в верхней одежде даже дома.
Современные дома уже с тёплыми полами. Потому что основная жизнь идёт на полу — там и спят, и сидят. Стулья вошли в обиход относительно недавно по меркам истории. Зато в традиционном доме спят, окукливаясь в полной мере: матрас, потом футон, потом плед, потом японец, потом опять плед, а сверху перина.
Дома лёгкие, поэтому кто-то давно предложил строить их на воздушной подушке. Сейсмодатчик, аккумулятор — и когда снизу начинаются движняки, дом взлетает. Вроде как уже около сотни домов так поставили.
Урбанизм и природа
Все крупные города зелёные. Примерно так рисовали Wasteland 2 — в противовес выжженным пустыням Фаллаута, там зелень оплетала остовы небоскрёбов. Ну вот апокалипсиса ещё не было, а зелень есть.
Статуя Будды в Осаке, нужно загадать желание и брызнуть на статую водой. N лет итераций — и вот мы здесь.
Биологию тут очень уважают. На купюре 1000 йен — микробиолог Хидэё Ногути. Монеты по нарастающей: вишня, рис, храм, хризантема, сакура, павлония + бамбук и мандарин.
Магазин на улочке Осаки, всё родное.
В центре города почти везде очень много зелени:
За городами — вся земля используется, пустых клочков просто нет. Это или сухопутные растения, или рис (как тут), или завод:
На фото, кстати говоря, мусоросжигательный завод. Точнее, это очень хитрая штука, которая ушла примерно на 50 лет вперёд в будущее от московских мусоросжигательных заводов. Мусор сортируется. Причём я задолбался разделять бутылку на три части: саму бутылку, крышку и этикету для разных мусорников. После сортировки всё то, что можно переработать, будет переиспользовано. Что горит — будет сожжено для выработки электричества, причём при температурах, когда из трубы почти ничего не вылетит наружу. Пепел будет спрессован и использован как стройматериал (один остров они так уже построили).
Бытовую технику надо сдать в тот магазин, где вы её купили, они за деньги её утилизируют. Мебель можно отдать по заявке мусоровозу. Есть «счастливые дни», когда конкретные виды мусора вывозятся по расписанию.
Даже самые страшные вещи они делают красиво и переиспользуют что-то. Это пугало для птиц.
Это не очень бьётся с традицией всё упаковывать несколько раз и безумно красиво. Вот, посмотрите:
Очень трогательно: даже когда вы покупаете себе варёное яйцо, оно будет в потрясающе красивой коробке, потом вам его завернут пару раз и положат в пакет. С картонкой на дне, чтобы он не терял форму. Это всё тратит много ресурсов. Поэтому сейчас решили, что переработка больше 90% важнее, и если можно не мусорить — лучше не мусорить. Поэтому есть институт «используй вещь до конца». Это сочетается с культурным кодом. Вот, школьная форма. Она шьётся на заказ, и там специальные нитки, которые надо выдёргивать и распарывать, чтобы форма увеличивалась и росла вместе с ребёнком. Если немного недоплатить за форму, или если ребёнок вымахает больше нужного, то мальчики придут на выпускной в бриджах, а девочки в миниюбках. Нормальный школьный рюкзак может стоить около 50 тысяч рублей, но используется все годы от начала до конца.
Урн в городе почти нет. Когда я вернулся в Москву, то урны Ботанического сада показались мне жутчайшим надругательством над красотой природы. Однако когда я заново оценил, что весь мусор не надо таскать с собой, мне снова понравилось. Осталось сделать их красивыми и не через 5 метров, и будет компромисс. И да, мусор в Японии не бросают. Вот просто не бросают и всё. За 10 дней я видел две банки на земле, и то, в туристических местах.
А это люки. Они красивые или замаскированные.
Особенности городов
Мне казалось, что места в Японии мало, и они там борятся за каждый клочок суши. Но нет. Первый же беглый взгляд на рисовые поля доказал обратное. Есть горы, на них нетронутые леса. То есть места много. Но именно из-за гор самые удобные места для жизни — это бухты. Население распределено по краям островов, и больше всего людей в Токио. Вот там плотность населения и застройки высокая.
Если в Шанхае были четыёхэтажные развязки и двухэтажные дороги, то тут смело добавляйте этаж. А лучше два.
Без такой схемы станции метро заблудиться как нефиг делать, потому что это одна из самых маленьких станций.
Чем решили пожертвовать — это кладбищами. Они очень компактные. Всё кремируют и кластеризуют.
Ещё производства. Почти всё аутсорсится:
И вот посмотрите, как используется такое явно пустое место как река. Чего она просто так течёт? Давайте построим над ней трассу. Или сделаем там сцену для выступлений. Или ресторан пускай будет:
На деле толп много. Очереди, плотное метро, попытки протиснуться даже на вокзал в Выхино (простите, на Синагаве) — это всё есть.
Конкретно здесь такая толпа, возможно, из-за того, что я приехал на праздники смены императора, которые случаются пару раз за век.
Каждый раз, когда вокруг было много людей, у меня включался набор навыков, полученных в Китае. Но это неправильный набор: тут нельзя никого касаться и не надо следить за своими вещами. Потому что не воруют. Вообще. Ну, то есть случаи такие были, но чтобы кто-то лично столкнулся — нет. Для девушек абсолютно нормально выложить сумки, телефоны и кошельки на столах в ресторанном дворике торгового центра, взять купюру и пойти оплачивать мороженое через весь зал. Или вот кошелёк кто-то выронил, он лежит на улице и ждёт хозяина:
Вечером владелец магазина напротив его отнесёт в полицию. Если за 3 месяца никто не обратится, деньги можно будет оставить себе. Оказалось, что просто наблюдение за вещами отнимает очень много ресурсов в России. Никакой паранойи о личной безопасности — это счастье.
Кстати, билеты в музеи и прочие места не портят. Потому что чаще всего можно заходить повторно. Отдать свой билет кому-то ещё, наверное, и приходило кому-то в голову, но если нарушишь закон — позор на всю жизнь же.
Следующая вещь, которая бросается в глаза — очень много людей ходят в респираторах. От обычных марлевых повязок до фигурных масок.
Почему? Удобно. Защищает от солнца. Анонимно. Видимо, по этой же примерно причине почти не пользуются кредитками (или так культурно обусловлено) — в общем-то, я ими тоже почти не пользуюсь, поэтому всё знакомо.
Японцы железобетонно следуют правилам. Сами формируют очереди на остановках и стоят в них. Это законопослушность пополам с вежливостью.
Судя по строгости законов относительно возможности получить SIM-карту, государство активно следит за вашими перемещениями через сотовую сеть. Купить симку иностранцу — сложный квест. Гораздо проще взять в аренду (в аэропорту дают 10-дневную аренду прямо сразу без документов).
Солнечные батареи почти везде. С частных можно сгружать электричество обратно в общую сеть.
Отдельно стоит отметить туалеты. Как вы уже догадываетесь, в японских туалетах очень холодно, как и везде дома. Но везде дома японец ходит в верхней одежде, а тут морозит задницу. Поэтому когда завезли первые унитазы, то инженеры сразу же снабдили их подогревом. А раз там уже есть электрика, то можно добить и остальное — аналог питьевого фонтанчика вместо туалетной бумаги и ещё функций так, чтобы панель управления унитазом напоминала пульт управления космолётом.
Да, ванная и туалет продаются модулем и просто вставляются в дом типа как мы ставим душевые кабинки. А в Японии кабинка — это сразу контейнер с комнатой и всеми коммуникациями в стенах, мебелью и прочим. Остаётся только подать воду и питание, всё остальное уже внутри. Включая ёмкость для мыла и шампуня, если вы заказали.
Это автоматы. Их тут обожают, они продают много чего. Кстати, важный момент — что в автоматах, что в магазинах цены отличаются лишь на десятки процентов. Даже в туристических местах. Даже в чистой зоне аэропорта.
Японское общество сейчас очень постарело. Прямо очень, настолько, насколько далеко другие страны ещё никогда не заходили. Потому что очень высокая средняя продолжительно жизни, и старики, которые должны были уже перестать получать пенсию, всё ещё бодры и веселы. Вот статистика ВОЗ по РФ — жить мужчинам до 66, женщинам до 77. Отчёт Японии: добавьте 15 лет каждому мальчику и 10 — каждой девочке. При этом я бы не сказал, что они прямо фанаты медицины. Просто делают вовремя. Едят без фанатизма. Без прививки не возьмут в школу, до и после занятий у школьников всегда спорт, после 40 присылают регулярные повестки от больниц «пройдите профилактическое обследование», очень дорогая медицина (но при этом страховка — важная часть рабочего контракта). Много вертолетных площадок для скорых. Кстати, сама машина скорой помощи говорит не «уааау-уаааау», а «уааау-уаааау, пожалуйста, уступите дорогу, заранее спасибо». Потому что вежливость. И все остальные уступают, потому что это правило. Но было важно, чтобы попросили.
Из последних вещей меня поразила вот эта новость про стариков, которые идут добровольцами в ликвидаторов Фукусимы. Там не жертвенность, а обычный рационализм. Дед 72 лет уверенно сообщает: мол, он уже старый, жить осталось по матожиданию от 13 до 15 лет, а рак развивается за 20-30. Поэтому даже если получится схватить дозу, это не имеет особого значения.
Почта — это святое! Из всех отправленных открыток с разных концов мира именно японские дошли быстрее всего.
Еда
Это меня пугало больше всего. Сырая рыба. Оказывается, если не знать, что эта рыба сырая, то ничего страшного. Вкусно.
На третий день знакомые вещи появляются повсюду. Вот омлет:
Вот бифштекс (и не говорите, что его нет в Японии!):
Вот бизнес-ланчи:
А вот сладости:
Кстати, сладости ненастоящие. Демо-образцы в витринах из полимера. Как и образцы еды в витринах ресторанов. Есть даже специальные магазины фальшивых продуктов. Вот один у меня в канале.
Личная жизнь
В среднем японцы очень общительные и доброжелательные, но только в заданной культурной среде. Вот вам простая зарисовка: я сел на окраине города в бар с простыми работягами. Мы очень быстро познакомились даже без знания общих языков, а потом начали показывать картинки друг другу с телефонов. Так вот, у пяти человек рядом со мной в телефонах было предельно пусто. Только их судно. Судно. Опять судно. Праздник на судне. Чайка с меткой залетела. Судно. Мост. Ремонт. Судно. И так 10 лет. До этого телефонов просто не было. У ешё одного такая же картинка с обливкой самолётов. Кстати, когда я ему пальцами показал, что антиобледенительная жидкость тип-3 нафиг не нужна нормальным людям, он радовался как ребёнок и даже дотронулся с одобрением. Сломались они на майко. Точнее, на майко-сан (ученице гейши). Посерьёзнели и поправили отсутствующие галстуки.
Майко из дежурной службы типа скорой, только приезжает общаться. Умеет поддакивать, знает искусство, заявлено, что может поддержать разговор на любую тему. Про идеологию открытого программного кода, к сожалению, ничего не знает. Не на любую. Зато во время обучения её лишают телефона, и она пишет бумажные письма родным.
В 2009 mcgregor писал про то, как выглядит японский офис. Все стереотипы про переработки и прочее там — правда, но с пониманием, что уже всё перестраивается на западный лад. Так вот, этот период был экономическим прорывом, чем-то вроде пятилетки, которую надо за четыре года. Сейчас переработки тоже есть, но люди часто просто тупят в офисе. Поэтому новая технология — обесточивать здание в 20:00. Например. История с карьерой в одной компании тоже размывается: какие-то компании её придерживаются, а какие-то уже нет. И готовы брать «предателей», покинувших свой старый клан. Но университет до сих пор может владеть инфраструктурой начиная с детсада для подготовки будущих студентов. Работает и институт наставничества: сэмпай на работе может быть моложе тебя. А в школе всего на год старше.
Я первый раз видел школьников, которые пришли толпой в музей и все что-то записывают.
Есть и хикки, которые сидят дома. Вроде бы, их до 7% населения (неподтверждённые данные). Просто потому, что ну её к чёрту, социальную жизнь.
Японки обычно заканчивают карьеру родами. Потом там сложная схема, когда она может работать 4 часа в день и не попадать на местный НДФЛ, а он за это получает льготы на пенсию. Если муж супруг умирает, кстати, супруга продолжает получать его пенсию. Что мне больше всего нравится — это то, что стало модным во время такого сидения дома с ребёнком совершенствоваться — изучать искусство и образовывать мужа, например.
Нормы вежливости и структура воспитания-образования не даёт просто так знакомиться на улицах. Вообще, единственное более-менее свободное социальное действо — это концерт. Там многое можно. Всё остальное время вы должны блюсти линию.
С учётом, что классы каждый год перемешивают, предполагается, что у вас будет достаточно знакомых на выходе из школы. На практике может оказаться, что вы вообще ни с кем не познакомитесь толком.
26 процентов японцев в возрасте до 34 лет всё ещё девственники. При этом нет стыда тела, но есть страх подойти к человеку противоположного пола.
«Громким криком и отвагой мы победим извращенцев в метро!»
Логично
Бездомные есть. Вот так они живут:
При этом они моются и ведут диогеновский образ жизни. На весь мегаполис их пара тысяч, и почти все идейные.
Из общения с нашими экспатами и местными фиксерами я примерно понял, что мы для них страшные на вид, но при этом довольно открытые люди. Много косячим, не понимаем явных вещей, но при общении вдруг оказываемся чуть более универсальными, чем они ждали. Потому что (опять же, моё впечатление) все японцы очень, очень-очень фокусированы на своей области. То есть если на Азорах житель одного острова не знал почти ничего про другой, то здесь то же самое касается каких-то базовых вещей. При этом они очень быстро учатся, если надо — это доказала история, когда из отстающей страны сделали передовую технологическую.
В пьяном состоянии сохраняют дружелюбие и радость. Так что это не лицемерие, как может показаться. Но и «лояльности» другу тут особо нет: если выгодно подставить, подставят. Опять же, со слов экспатов. Чем это обусловлено — точно сказать не могу.
Самое интересное, что общество до сих пор почти клановое (работа — это «мы», там нет «я»), но каждый из японцев — индивидуалист. Это как стая птиц, где каждая сохраняет чёткое расстояние от других, но все делают общее. Начинается это со школы, наверное. Даже с того, как идут туда гуськом, колонна учеников собирается по всему району. Старшие идут спереди и сзади, младшие в середине. Страшно отколоться и пойти одному.
Слайды
Застройка и толпы:
Когда работа живого человека дорогая (а она тут очень дорогая) — используется автоматизация. Вот эта шайтан-машина возит подносы по ресторану:
Инженер снабжён всем нужным, прийти без инструмента — неслыханное дело:
Месиво из проводов:
Фудзи-сан, конечно:
Можно купить лист бумаги, из которого выдавить и склеить вот такое:
Дама 2 часа подманивала котика, чтобы снять. И это только то, что я видел:
Навигация на тротуарной плитке соответствует реальности:
Можно ехать на вот таком поезде: быстро и дорого. В 2017 году один из таких поездов ушёл на 20 секунд раньше расписания, после чего перевозчик приносил свои глубокие извинения по телевидению.
Религия: синто для хороших вещей и завершения жизни, буддизм, когда у тебя текущие проблемы, христианство для брака.
При всей эстетике на распродажах такой же ад, как у нас:
А вот и эстетика:
Одна из немногих кошек. Содержать их дорого:
В общем, очень странная страна. Тем, что половину времени мне казалось, что я никуда не уезжал из России (только почему-то вокруг будущее), а потом время от времени попадались вещи, которых нет в нашем времени. Но всё было крайне логично. Если вы достаточно цинично мыслите, конечно, и местами готовы отойти от привычной морали.
Автор: Сергей Абдульманов