«Яндекс» пытается сократить зависимость от российского рынка и рублевой выручки. Об этом на Саммите Рейтер в Москве расказал глава и сооснователь компании Аркадий Волож:
Если вдруг в экономике случится какой-нибудь очередной коллапс, и это абсолютно вне нашего влияния… я волнуюсь вот, за что: что, имея своей основной «кормовой» базой наш рынок России и рубли, будучи на интернет-рынке одной страны, если вдруг что-то случится, нам придется сокращать людей, и это страшно.
Поэтому нам нужно найти свое применение, нам нужно найти бизнес-модели, партнеров, заказы, нам нужно научиться продавать свои уникальные умения на других рынках, чтобы не зависеть от одного. Поэтому так активно мы ищем разные схемы, разные другие источники дохода — и в интернете, и вне интернета, куда еще можно применить наши умения.
Еще в декабре прошлого года Волож говорил, что ничего страшного не происходит:
Это не первый в России экономический кризис. Я помню, например, что в начале 1990-х курс доллара был 1500 руб. Потом был 1998 год, потом 2008 год. Страшного ничего пока не происходит, такое было уже не раз. С нашим бизнесом все очень понятно и прозрачно. Хотя это, конечно, скучно рассказывать, когда в стране такая сложная ситуация. У нас бизнес даже не рекламный, это канал продаж для 300 000 мелких бизнесов. А каналы продаж отключают в кризисы в последнюю очередь. Это как отключить телефон и сказать, что заказы в кризис мы больше не принимаем. Вряд ли можно представить ситуацию, что в стране не будет малого бизнеса.
Его уже разве что дустом не выжигали, а он все живет. И сейчас выживет. Кто-то всегда будет продавать цветы и печь пирожки.
А в апреле 2015-го Грег Абовски говорил, что самое время нанимать хороших людей:
Talented personnel is essential for the company to maintain its leadership position in the market, that’s why we view the crisis as good opportunity to hire good people.
Теперь, по мнению Воложа, один из выходов — построить модель, в которой «Яндекс» был бы вторым игроком в разных странах:
Это много разных валют, это значит независимость от нефти хотя бы.
Не хочется зависеть от того, что не зависит от тебя: мы не управляем нефтью, мы не управляем политикой, войнами, глобальными экономиками, это вне нашего влияния. При этом надо компанию строить так, чтобы она не зависела от этого: не зависела, это значит, имела доходы либо в других секторах, либо в других географиях, при том, что и свой родной рынок нужно держать, и 80 процентов усилий все равно на это уходят.
Одним из инструментов выхода на другие рынки в «Яндексе» видят сотрудничество с Microsoft (в сентябре Microsoft объявила, что китайский поисковик Baidu.com станет домашней страницей браузера Microsoft Edge в Windows 10 по умолчанию в Китае):
Факт, что (поисковик Microsoft) Bing может быть в Windows 10 заменен чем-то, это большое дело, до этого никогда такого не было. Мы надеемся, что такой прецедент может быть распространен не только на Россию, но и на другие рынки. Например, на Турцию.
Microsoft сейчас сливает десктоп и мобильную (платформы) вместе. У них будет довольно приличная доля. Если взять сумму всех экранов, — 20−30 процентов, то есть они игрок экосистемы.