Недавно питерские компании устраивали различные акции против Яндекс.Такси и GetTaxi и Uber. Они пытались сформулировать разнообразные претензии к Яндекс.Такси. Дескать, их беспокоят тарифы, зарплаты, налоги, клиенты и т. п. Отголоски этих акций, обращений к властям можно увидеть в последних новостях — например, тут.
Очевидно, их беспокоит нечто другое, однако это другое они по какой-то причине боятся озвучить. В данной статье мы попытаемся разобраться, чего реально боятся эти компании, на примере московского рынка такси.
На московском рынке такси в последние годы произошли существенные изменения. Во-первых, на рынке появился монополист. Во-вторых (следствие из «во-первых»), множество компаний лишились собственной бизнес-самостоятельности и превратились в придаток монополиста.
Что представлял рынок такси в Москве несколько лет назад?
- множество компаний 10−500 машин
- каждая компания занята рекламой себя на рынке
- избыточные (или невозможные к исполнению заказы) сбрасываются на биржу такси
- неплохая конкуренция ПО управления таксопарками: МАДИВ, Инфинити, Такси-Мастер и т. п.
Время подачи машины составляло 20−30 минут.
Что представляет рынок сейчас?
- Монополист — 1 шт
- Два мировых монополиста (Uber, GetTaxi), делящие процентов 15 рынка
- Множество компаний, лишившихся какой-либо бизнес-самостоятельности.
После входа на рынок монополиста судьба мелких компаний (до 100 машин) определилась сразу: реклама мгновенно стала невыгодной. Компании быстро потеряли бизнес-самостоятельность и стали придатком Яндекс.Такси. Крупные компании теряли свою бизнес-самостоятельность постепенно примерно по одной и той же схеме. Посмотрим на их судьбу.
Такси-Ритм
Если вы обращали внимание, то раньше много машин ездило с их символикой на борту. Куда ни глянь, можно было увидеть их машинки, бегающие по городу. Компания тратила много денег на рекламу и имела солидную базу клиентов.
«Ритм» — первый из больших парков, который начал работать с Яндексом. Компания сразу получила приоритеты в заказах Яндекс-Такси, это отмечали все участники сервиса — в «Ритме» было огромное количество заказов Яндекса, которые даже не показывались всем остальным партнерам.
Этот поток позволил парку сократить рекламные бюджеты и спокойно работать на заказах Яндекса, но руководство парка тогда не задумалось о том, что в один прекрасный момент приоритеты могут кончиться. Это время настало и бренд стал угасать в памяти клиентов.
Парк заглотил наживку, прочно подсел на «чужие заказы», а Яндекс умело подсек рыбку: убрал приоритеты, и на бортах «Ритма» появилась реклама Яндекс Такси!
Уменьшение потока заказов со стороны единственного источника требует срочно начать выделять средства на развитие своего, однако это действие требует денег, поток которых иссякает… Неудивительно, что, выбирая между «потуже затянуть пояса» и «заклеить свой логотип логотипом Яндекс», компания выбрала второе.
Это была первая победа сервиса Яндекс-Такси, но никто не обратил на это внимания.
Рекламы «Ритм» больше не видно, а память клиентов слаба, и, если вы о себе не напоминаете, то они про вас забывают. А для того, чтобы рекламировать себя, надо быть самостоятельной компанией, но «Ритм» уже таковой не является.
Формула такси
Эта компания на рынке давно. Она неохотно входила в сервис Яндекс.Такси. Своих заказов у компании было очень много: даже при своем относительно большом подвижном составе «Формуле» приходилось отдавать часть своих заказов в биржу партнерам, чтобы клиенты получали машины и оставались довольны. Спустя солидную паузу после старта проекта Яндекс.Такси «Формула» все же подключилась к нему — история с наживкой и подсечкой повторилась с точностью до последней ноты сонета «Си-бемоль а-ля Ритм».
Также как и «Ритм», «Формула» получила приоритеты от сервиса. Поток заказов стал переполнять «Формулу» даже в непиковые часы, и «Формула» начала присоединять к себе другие компании: новообразовавшийся агрегатор от компании «Формула» — «Официальное Такси» — привлек к себе более 40 партнеров — компаний, живших за счет заказов «Яндекс.Такси» и заказов самой «Формулы», которые в то время сыпались, как из рога изобилия.
Необходимо отметить, что «Формула» в то время располагала очень хорошим штатом рекламщиков и маркетологов. Эти люди с лихвой оправдывали все вложенные в них деньги: они, например, умели зайти в аэропорт и договориться об эксклюзиве. Причем договориться так, что временами даже государство вынуждено было вмешиваться в эту созданную ими ситуацию и штрафовало и аэропорты, и «Формулу». Согласитесь, если ваш маркетолог сумел заключить такой договор с аэропортом, на который обратило внимание ФАС, то это очень крутой маркетолог.
Деньги на рекламу «Формулы» выделялись очень хорошие. Но заказы Яндекса были «вкуснее» — дешевле. Кроме того, Яндекс.Такси начал следить за тем, чтобы заказы из Яндекса не выполнялись с меньшим приоритетом, нежели «свои». В какой-то момент в разгар этого праздника кто-то в «Формуле» стал задумываться на тему «а зачем вообще нам тратить деньги на рекламу?». Ручеек денег в маркетинг стал угасать. Классные маркетологи и продажники остались не у дел.
«Формула» проглотила наживку, Яндекс подсек. Спустя какое-то время приоритеты «Формуле» убраны в стандартное положение, и заказов стало не хватать. Агрегатор «Официальное Такси» за сравнительно недолгое время растерял большое количество партнеров, и сейчас в нем состоит не более пяти-шести.
А у компании уже нет денег на рекламу в прежних объемах. Вы спросите, почему так? Ведь раньше были деньги! Да, были, потому что водители платили 20−25% от суммы заказа. И служба могла выделять маркетинговые бюджеты, проводить рекламные компании. Но рынок на тот момент уже сильно поменялся, бешеная конкуренция между службами за водителей привела к тому, что комиссия упала до 15%, из которых Яндекс забирал 6% (впоследствии комиссия Яндекса выросла до 10%, а комиссия водителя опустилась еще ниже и сейчас нередки случаи 11%!).
Простая арифметика показывает, что теперь компания зарабатывает деньги только на «поддержку штанов»: колцентра, диспетчера, механиков и т. д. Для рекламы места нет. Теперь «Формула» полностью зависит от Яндекс Такси, от его заказов.
Самостоятельный бизнес «Формулы» завершен. Реклама Яндекс.Такси вовсю клеится на борта «Формулы», устанавливаются «люстры» с символикой Яндекс-Такси. Еще один парк растворился в чреве Яндекса.
2412
Еще один активный (в прошлом) игрок рынка московского такси. Со своим мобильным приложением, коротким номером, новыми красивыми желтыми машинками. Солидный рекламный бюджет, большое количество своих заказов.
Технически и технологически у этого игрока было все что может дать Яндекс или GetTaxi плюс собственный парк. Отличия только в уровне рекламного бюджета, который компания может выделить. Конечно же, такой источник заказов, как Яндекс-Такси, не был обойден вниманием руководства «2412».
Подключились, начали работать. И снова Яндекс не спал: приоритеты в сторону новой жертвы увеличены. Компания стала получать огромное количество заказов от Яндекса. Спустя небольшой промежуток времени «2412» заглатывает наживку и все повторяется: на бортах «2412» появляется реклама Яндекс.Такси, а свое приложение отходит на второй план. Реклама своего приложения на машинах заклеивается рекламой Яндекс-Такси. И снова «люстры», красивый принт «Яндекс-Такси» на бортах.
«2412» превратился в карманный парк Яндекс-Такси. Приоритеты убраны, и парк стал серой массой в сервисе. Самостоятельная бизнес-жизнь парка завершена, в том числе, и в Санкт-Петербурге.
Сити-Мобил
Аппетит Яндекса не ограничивается парками; после покупки для себя программного обеспечения Яндекс.Такси проводит беспрецедентную операцию «Перейди на Яндекс.Таксометр» и под этим предлогом фактически рейдерски захватывает крупнейшую диспетчерскую Москвы — «Сити-Мобил».
Компания «Сити-Мобил» давно на рынке, но своих машин почти нет, практически все это — привлеченные водители на своих автомобилях. Большой рекламный бюджет, по слухам — около 2−3 миллиона рублей в месяц только в Яндекс.Директ.
После ультимативного (подробнее об ультиматуме ниже) требования Яндекса — перейти на ПО Яндекс.Таксометр — «Сити-Мобил» стал ручной диспетчерской. Теперь все её заказы проходят через ПО Яндекс.Такси. Яндекс видит все заказы службы. Чем это чревато, спросите вы? Очень просто: в договоре с Яндекс Такси сказано следующее: заказы Яндекс Такси не должны иметь более низкий приоритет, чем внутренние заказы службы! Работая раньше на своем ПО, «Сити-Мобил» мог регулировать поток заказов Яндекса по своему усмотрению, но теперь это стало невозможно.
Можно задать резонный вопрос: а зачем «СитиМобил» перешел на ПО Яндекса? Он мог остаться со своими заказами и прекрасно жить так, как жил раньше до Яндек Такси. А вот и нет. Сейчас любой водитель, устраивающийся на работу в какую-либо службу, спрашивает одно и тоже: «А у вас есть Яндекс? Нет? Спасибо, до свидания». «Сити-Мобил», отключившись от Яндекса, потерял бы всех своих водителей, и не потому, что у него мало заказов, а просто потому, что у него не стало вдруг Яндекса.
Раз уж мы коснулись темы ПО, то стоит о нем сказать пару предложений, хотя, конечно, эта тема за рамками данной статьи.
С какого-то момента Яндекс выставил ультиматум всем компаниям-партнерам: заказы Яндекс.Такси могут исполняться только с использованием ПО Яндекс.Таксометр. На рынке ПО для парков такси было очень много игроков. Сейчас они все находятся в состоянии, близком к разорению: ну и что, что ПО «МАДИВ» технологически в десятки раз более подходит любому таксопарку, чем ПО Яндекс? Заказы Яндекс-Такси можно исполнять только в ПО Яндекс.Таксометр. А замкнутый бизнес такси без подключения к Яндекс.Такси больше невозможен (если, конечно, у Вашей компании нет пары миллиардов на рекламу).
ПО «МАДИВ», «Такси-Мастер», «Инфинити» и т. д. посредством ультиматума, предъявленного Яндексом таксомоторным компаниям, выброшено с рынка. Какая-то жизнь вроде еще теплится в компании «Наутакси», но, по слухам, они тоже делают интеграцию с Яндекс.Таксометром.
СОЛТ
Эта компания вложила несколько миллионов долларов в разработку своего программного комплекса для управления парком машин. Эта компания — на сегодня, вероятно, самая крупная жертва Яндекс.Такси (несколько тысяч машин).
Вложив миллионы долларов в разработку собственного программного обеспечения, запустив его в работу, компания встала перед ультиматумом Яндекс.Такси: или компания выбрасывает свое ПО на помойку, или не работает с Яндексом. Компания приняла условия ультиматума и смирилась с потерянными миллионами долларов.
Что имеет Яндекс от того, что все водители работают на его ПО?
- Возможность полного контроля водителей
- Возможность полного контроля собственных заказов компании
- Возможность доносить до водителей произвольную информацию в обход желаний компании, в которой эти водители работают.
- Возможность выбирать лучших водителей для работы в собственном парке. Тесла уже поехала.
Пофантазируем — предположим, завтра СОЛТ решит каким-то образом выйти из-под управления Яндекс. В качестве меры пресечения Яндекс вполне может разослать предложения о работе всем водителям СОЛТ.
Неизвестно ни одной компании, которой удалось добавить в договор с Яндекс.Такси пункт о модерации передаваемой водителям информации.
Что будет дальше? А дальше еще интереснее…
Принявшие ультиматум от Яндекс.Такси партнеры переходят на Яндекс.Таксометр. Яндекс получает полный контроль над ситуацией. По своему усмотрению он может блокировать (вносить в черный список) машины или водителей за какие-то нарушения. Самое интересное — это то, что блокировка по работе с Яндекс-заказами влияет на работу водителя внутри компании даже по её внутренним заказам! Т.е. водителя заблокировали в Яндексе, а работать он не может вообще. Яндекс решает будет ли нанятый вами водитель выполнять ваш заказ или нет.
Контроль Яндекса при этом откровенно развлекается блокировками: блокировки водителей возможны за простую опечатку в ФИО в карточке водителя, за то, что ремни безопасности были убраны в специальное углубление в сидении, предусмотренное производителем автомобиля, и их не видно было на фотографии проверяющего. Забыл дома какой-то документ? Блок на двое суток. А ведь даже служители закона позволяют в течение двух часов доставить документы на место проверки без штрафа. Впрочем, мы отвлеклись.
Зафиксируем, что и компания «СОЛТ» на данный момент утратила свою бизнес-самостоятельность, и продолжим далее.
NEXI
Последняя жертва, пока еще в процессе потери самостоятельности. Её-то машины, думаю, видели все жители столицы. Желтые Форды Галакси и Хёнде Экусы выгодно выделяются в общем потоке машин. Броский бренд и качественное исполнение легко запоминаются. Компания NEXI амбициозно вышла на рынок Москвы с планами увеличения парка до 5000 автомобилей на линии (сейчас в парке уже более 2000 машин). Очень долго они сопротивлялись подключению к Яндекс Такси, имея свои планы на развитие своего бренда.
Что интересно — компания NEXI играет существенную роль в обеспечении работы последнего прямого конкурента Яндекс.Такси — GetTaxi. Подключившись к Яндекс.Такси, компания долгое время работала на три фронта: свои заказы, заказы GetTaxi, заказы Яндекс.Такси. Отказ NEXI от сотрудничества с GetTaxi нанесет последней компании непоправимый ущерб на рынке такси в Москве.
Недавно в рамках всеобщего ультиматума службам о переходе на Яндекс.Таксометр компания NEXI, так же, как и СОЛТ, положила в мусорную корзину те инвестиции в ПО, которые она делала до этого, и перешла на использование ПО Яндекс.
Подключившись к Яндекс.Такси на его программном обеспечении, NEXI получил «подарок» от Яндекса — да-да, увеличенный поток заказов! Машины NEXI сейчас не стоят ни минуты без работы. Машины NEXI сейчас буквально завалены заказами Яндекс.Такси. Парк NEXI сейчас настолько нагрузили Яндекс-заказами, что их нехватку ощутили все партнеры Яндекса.
Солидный подарок? Да, но временный. Что интересно — для монополиста такой подарок ничего не стоит. А компания прекращает развивать свой бренд, машины потихоньку оклеиваются рекламой Яндекс-Такси.
Этот подарок — троянский конь, который замыливает глаза руководству. И вот уже солидный процент прибыли компании потёк в Яндекс. Вместо того, чтобы компания развивала свой бренд, ее машины начали рекламировать Яндекс.Такси.
В данный момент NEXI получает чуть ли не каждый второй заказ. Старые «друзья» сервиса — «Формула», «2412» и т. д. — сейчас получают в среднем каждый восьмой-двенадцатый заказ. Эту информацию любезно предоставляет Яндекс.Таксометр своим партнерам.
Компания, которая могла создать конкуренцию Яндексу за счет качества, количества одинаковых машин, единого стандарта исполнения заказов, собственноручно подписывает смертный приговор своему бренду и избавляется от бизнес-самостоятельности.
По слухам, бизнес NEXI задуман как «бизнес на продажу». Интересно, спустя пару лет, когда NEXI выйдет на запланированные количества автомобилей, работающих в парке, найдется ли инвестор, который согласится купить полностью несамостоятельный бизнес?
Сопротивление
На рынке осталось еще пара игроков, которые, как им кажется, не работают с Яндекс.Такси и не зависят от него, — это «Новое Желтое такси» и «956». Но, как выясняется, водители этих компаний самостоятельно подключились к сервису Яндекс.Такси практически поголовно. Игнорируя тем самым заказы этих таксомоторных служб и помогая Яндекс.Такси захвату этих служб без их ведома. Необходимо отметить, что бюджеты которые эти компании вместе могут выделить на рекламу не могут быть сколь либо определяющими в борьбе с монополистом за место под Солнцем.
Отдельно стоит упомянуть компанию «Таксик». В рамках всеобщего ультиматума перехода на Яндекс.Таксометр «Таксик» был отключен от заказов Яндекс-Такси. «Таксик» довольно агрессивно рекламирует свои заказы, однако, очевидно что ресурсов «Таксик» не хватит для того, чтобы сохранить свою бизнес-самостоятельность.
«Таксик», «Новое желтое» и «956» вместе взятые меньше чем СОЛТ, судьба которого описана выше.
Выводы
- На настоящий момент на рынке московского такси не осталось больше ни одного самостоятельного крупного партнера. Формально бизнес принадлежит компаниям, реально — имеет внешнее управление.
- Судьба GetTaxi после окончательной потери компанией NEXI самостоятельности очевидна и незавидна.
- Компании в Питере, которые недавно устраивали акции, на самом деле боятся подобной судьбы, а не каких-то там снижений тарифов, уклонений от налогов и т. п.
Давайте назовем вещи своими именами. Компании боятся прихода на рынок монополии. Это их основной ночной кошмар.