По данным Forbes на 2013 год, после ухода из Facebook каждый десятый сотрудник основал собственный стартап. В РБК провели подобное исследование для двух российских компаний – «Яндекс» и Mail.ru Group. Они являются крупнейшими интернет-компаниями в России, существуют более 15 лет и насчитывают в сумме более 9 тысяч сотрудников.
За последние три года из «Яндекса» ушло около 2 тысяч человек. Mail.ru не раскрывает аналогичную информацию.
Удалось узнать, что только 35 бывших менеджеров этих компаний создали стартапы: 23 человека – из «Яндекса» и 12 человек – из Mail.ru.
Открытие стартапа – это всегда большой риск и никаких гарантий. Крупная компания не может дать бизнес-навыков, уверен сооснователь и управляющий партнер инвестфонда Runa Capital Дмитрий Чихачев.
В 2011 году Runa Capital инвестировал миллион долларов в сервис для поиска выгодных предложений в интернет-магазинах «Советник». Создатель сервиса – экс-директор «Яндекса» по связям с общественностью Михаил Ушаков.
В России многие боятся проиграть, боятся, что не хватит опыта. «К сожалению, у нас человек, проваливший проект, считается неудачником, а в Кремниевой долине — просто опытным предпринимателем», считает управляющий партнер венчурного фонда Impulse VC Кирилл Белов.
Одним из удачных примеров является проект бывшего сотрудника Mail.ru Леонида Николаева Get-N-Post, запущенный в январе 2014 года. Он работает в сфере email-маркетинга. Первым инвестором Get-N-Post с момента запуска стал как раз фонд Impulse VC.
Бывший технический директор соцсети «Мой мир» Иван Панченко основал компанию «Постгрес Профессионал». Она занимается продвижением и поддержкой свободно распространяемой системы управления базами данных PostgreSQL на российском рынке.
Стартапы, созданные экс-менеджерами, невозможно сопоставить по каким-то единым критериям. Во-первых, многие из них работают в непересекающихся нишах. Во-вторых, компании очень разнятся по величине и масштабу.
Например, в группе IT-компаний DZ Systems Дмитрия Завалишина, бывшего начальника разработки портала «Яндекса», работают около 170 сотрудников. По данным СПАРК, ее выручка за 2014 год почти достигла 160 миллионов рублей.
Другим примером может служить «Собака Павлова», компания бывшего директора по развитию продуктов «Яндекс.Денег» Ольги Павловой. Она бизнесменам оптимизировать онлайн-обслуживание. Сейчас компания работает над двумя десятками крупных проектов. Средняя стоимость одного контракта компании — 300 тысяч рублей.
Некоторые менеджеры, уходя из компании, в своих новых проектах занимаются тем же, чем занимались на предыдущем месте работы. Например, бывшие сотрудники «Яндекса» Лев Гершензон и Галина Тихончук, работавшие в компании над поиском, основали компанию Detectum. Она также специализируется на поиске, но исключительно по базам товаров интернет-магазинов.
Специалисты РБК подсчитали, что из 35 стартапов экс-сотрудников «Яндекса» и Mail.ru 17 получают прибыль, а 14 привлекли инвестиции.
Автор: semen_grinshtein