Сегодня у подразделения «Яндекса» по работе с Big Data — большой день. Даже старое поисковое или самое зарабатывающее рекламное направление редко когда удостаивается сразу трех новостей за неполные сутки.
— Для Росавтодора Yandex Data Factory научился предсказывать загруженность дорог и вероятность ДТП — эта новость ушла на российскую аудиторию.
— Для Wargaming подразделение объяснило, как избежать оттока клиентов — на момент публикации выложена только в англоязычном блоге «Яндекса» (обещали исправить).
— А Intel на MWC объявил, что будет продвигать Yandex Data Factory
Технически, это не первый случай, когда «Яндекс» рассказывает о своих проектах в сфере «больших данных». Больше чем год назад Аркадий Волож рассказывал о пробах «Яндекса» на этом поле: для сотовых операторов «Яндекс» помогал предсказывать, кто из абонентов уйдет в другую компанию, для авиакомпаний — оптимизировать маршрут.
Но уж точно — сегодня был самый насыщенный день в плане количества новостей о BigData поисковика. В компании, говорят, мол, бывает, такой горячий понедельник. Но часто ли вы видели, чтобы крупные компании, торгующиеся на бирже, случайно выдавали три новости по одному направлению в день?
Можно предположить, что это рекламная компания «Яндекса» для своего нового подразделения — на кейсы клиенты придут гораздо быстрее.
Аркадий Волож на телеконференции с инвесторами две недели назад говорил, что основная идея Y„ata Facto“рименить уже имеющиеся технологии и возможности в новых регионах или других отраслях. В этом году «Яндекс» рассчитывает посмотреть, сколько контрактов и денег сможет привлечь направление, чтобы понять, куда двигаться дальше.
Правда, вряд ли «Яндекс» сможет в обозримом будущем зарабатывать на Yandex Data Factory хоть сколько-нибудь существенную часть своего дохода, даже если все пойдет хорошо. 50 млрд рублей, почти $1 млрд — выручка «Яндекса» за 2014 год — приличная цифра, которую на заказном бизнесе очень не просто достичь. Пока почти 99% этой суммы «Яндекс» получает с рекламы.
С другой стороны — «Яндекс» может не пытаться серьезно заработать на BigData, а просто найти для себя новое направление, которое можно будет упаковать и продавать более-менее массово.
Третий вариант, который, впрочем, не отменяет первые два, — «Яндекс» пытается сменить повестку дня — с жалостливой «помогите, хулиганы Google зрения «Андроидов» лишают» на боевую, мол, не поиском единым живы.
Нельзя сказать, что дела у «Яндекса» в публичном поле гладко в последнее время. В феврале «Яндекс» устал смотреть, как падает его доля поиска из-за лидерства и диктата Google на Android и подал жалобу на Google в ФАС. На «Хабре» и «Слоне» поисковик попытался объяснить широкой аудитории, зачем он это делает. Тексты, пронизанные идеей «наших бьют!», должны были призвать общественность на сторону «Яндекса».
Но что-то пошло не так — в комментариях (на «Роеме» и на «Хабре», в частности) многие явно были настроены к «Яндексу» враждебно: ему припомнили войны дистрибуции, обвинили в зависти к Google и в неспособности создать такие продукты, которыми пользователи заходят пользоваться несмотря ни на что.
Желание сменить фон в публичном поле вокруг компании вполне понятно. Желание при этом еще и немного подзаработать, развить новое, перспективное направление, впрочем, тоже. Но остается вопрос: что будет делать «Яндекс», если (когда?) ФАС не сможет ему помочь в борьбе с Google?