Производители игнорируют Яндекс.Маркет и другие товарные агрегаторы, которые предлагают свои решения по борьбе с контрафактом. Об этом на встрече экспертного совета ФАС заявил начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции службы Николай Карташов.
Встречи экспертной группы при ФАС были инициированы правообладателями - прежде всего, производителями электроники. Они считали, что Яндекс.Маркет и другие товарные агрегаторы не прикладывают достаточных усилий по вычищению контрафакта из своих каталогов, и призвали ФАС быть третейским судьей в этом вопросе.
"Правообладатели подняли проблему, заявили, что есть незаконная площадка (Яндекс.Маркет и другие товарные агрегаторы - Roem.ru). Площадки ответили, пошли навстречу, выдвинули инициативу (НОТА - Roem.ru). А в ответ им тишина", говорит Карташов.
Позиция Карташова была и остается примерно следующей: ФАС, конечно, может придти и катком госмашины принудить всех работать так, как службе кажется разумным. Но это, по его мнению, не очень верно - будет лучше, если стороны договорятся сами, хотя бы и при поддержке ФАС.
Как результат первых двух встреч на базе ФАС, 1 декабря 2014 года товарные агрегаторы запустили НОТА - федеральную программу, с помощью которой пользователи агрегаторов могли бы пожаловаться на контрафакт. В нее вошли "Яндекс", Mail.ru, Price.ru, "Викимарт", eBay.
Общая схема работы НОТА такая:
- Пользователь заявляет на сайте, что купил контрафактный товар в том или ином магазине,
- Агрегаторы передают документы по товару производителю
- Производитель проверяет, действительно ли товар является контрафактным.
- Если товар признается контрафактом - товарное предложение конкретного магазина убирается из всех агрегаторов.
За два месяца, которые прошли с момента запуска, "Яндекс" поговорил с 40 производителями, рассказал на заседании ведущий юристконсульт "Яндекса" Сергей Кучушев. Из них свое предварительное согласие работать в рамках НОТА дали всего три компании. Остальные взяли паузу и так и не вернулись, говорит он.
Карташов отметил, что он не видит никакой инициативы правообладателей и производителей по интеграцию в НОТА. Да, программа действительно сырая, сделанная на бегу и с недостатками, говорит он, но стоит хотя бы разговаривать об этом с "Яндексом" и другими агрегаторами. "Стесняетесь написать им - напишите нам, мы перешлем".
Из зала заметили, что пытались выйти на контакт с "Яндексом", чтобы обсудить магазины, которые используют в своих названиях чужие торговые марки - вроде enter-enter.ru, apple-forever.ru и другие. Производителям хотелось бы, чтобы НОТА работала и с такими случаями тоже. "Яндекс" же их проигнорировал. "Ну пишите тогда нам письмо, мы добьемся от "Яндекса" ответа", сказал Карташов.
Отдельно Карташов обратился к ассоциациям, в том числе к присутствующим АКИТ и РАТЭК, которые также, по его мнению, не проделали должную работу - до сих пор многие производители и магазины не знают о существовании НОТА и о том, как с ней работать. "Активируйте своих членов", призвал он ассоциации.
Исполнительный директор АКИТ Виталий Жигулин заявил, что НОТА - не вполне жизнеспособна, так как ее действие ограничено только узкой нишей контрафакта, а для обработки жалобы требуется обязательная покупка товара.
Он привел для сравнения западные аналоги программ по защите покупателей - VeRo и Aliprotect, которые, по его словам действуют по более широкому фронту проблем, имеют несколько вариантов репрессивных мер по отношению к провинившемуся магазину, а главное - не требуют обязательной покупки товара.
Необходимость покупать товар - серьезное препятствие в диалоге товарных агрегаторов и производителей. "Яндекс" настаивает, что чтобы пожаловаться на контрафактный товар, нужно товар купить - то есть даже если сам производитель хочет обвинить магазин в контрафакте, ему придется провести контрольную закупку.
ФАС дал время ассоциациям до марта - рассказать своим участникам о НОТА и получить их обратную связь. 4 марта экспертная комиссия соберется вновь, чтобы обсудить реакцию производителей на предложение товарных агрегаторов.