Напомню, краткая предыстория была про то, что группа ИТ-компаний Рунета объединилась и обратилась в ФАС с вопросом, нормально ли, что поиск даёт больше преимуществ собственным юрлицам Яндекса. Мы хотели вернуть нейтральность поиска, чего, собственно, и удалось достичь в результате мирового соглашения.
Формальный результат — вот, политика интеграции с поиском, где партнёры Яндекса (то есть внешние компании) и Сервисы Яндекса имеют паритет. Ещё один интересный документ здесь.
Пара выдержек:
…обеспечение равного доступа всех Партнеров как в части объема предоставленной информации, так и в части визуального и функционального представления в поисковой выдаче, вне зависимости от того, являются ли они третьими лицами или Сервисами Яндекса, ко всем действующим и будущим форматам обогащения поисковой выдачи…
…осуществление ранжирования различных форм Партнерской интеграции на странице поисковой выдачи Поисковой системы на основании единых алгоритмов…
…недопустимость манипулирования результатами поисковой выдачи для преимущественного продвижения Сервисов Яндекса. При формировании результатов поиска собственные сервисы Яндекса отражаются на тех же условиях, в том же визуальном оформлении и по тем же правилам, что и сервисы третьих лиц;
Время покажет, как это будет работать на практике, но ниже я расскажу чуть больше деталей.
Обратите также внимание на пункты 1.7 и 1.8:
(16) Группа лиц Яндекса — любое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем Yandex N.V., публичной компанией с ограниченной ответственностью по законодательству Нидерландов с местом нахождения по адресу Бульвар Схипхол 165, 1118БГ Схипхол, Нидерланды, где «контроль» означает возможность прямо или косвенно определять решения, принимаемые лицом, в том числе через участие в его уставном капитале, по соглашению или иным способом, включая возможность прямо или косвенно осуществлять контроль над большинством голосов на общем собрании участников или ином высшем органе управления такого лица и/или назначать большинство членов совета директоров или наблюдательного совета такого лица; включая, но не ограничиваясь этим, все юридические лица, указанные в Приложении № 8.1 (SUBSIDIARIES OF YANDEX N.V.) к Ежегодному отчету (Annual Report For Foreign Private Issuers), подготовленному в соответствии с правилами Фондовой биржи Nasdaq и доступному в открытом доступе сети Интернет по адресу: ir.yandex/sec.cfm.
1.8. Все требования настоящей Политики применяются к Сервисам Яндекса в той же мере, в которой они применяются к иным Партнерам.
До чего договорились
Мы хотели нейтральности поиска относительно принадлежности юрлица.
Для нас это выглядит так:
- Описание регламента интеграции (то, что вы видите в юридической части и немного технических деталей) — в нашей ситуации интеграция должна быть сделана к июню, и пока сложно судить о результатах нашего сотрудничества в рамках новых правил и договоренностей. Время покажет в любом случае.
- Внешний аудит для Яндекса международной аудиторской компанией раз в год за счёт Яндекса, плюс возможность заказывать внешний аудит за счёт внешних же компаний, если есть подозрения в манипуляции фактами первым аудитором.
- Для нас: доступ к статистике конкретного поиска, где есть интеграция; и доступ к общей статистике поиска для контроля ситуации (включая данные о доле трафика на сервисы Яндекса). Но, например, мы не увидим ничего, кроме продаж по «нашим» колдунщикам, куда интегрировались.
- Для ФАС: те же данные о доле трафика на сервисы Яндекса, данные о доле трафика на сервисы заявителей (то есть ИТ-коалиции Рунета).
То есть мы хотели, чтобы Яндекс обеспечивал равные возможности интеграции в поиске для всех, и это контролировалось бы отдельным внешним аудитором и ФАС. И мы хотим, чтобы там, где есть обогащённая «колдунщиками» или другими интерактивными блоками выдача, была возможность интегрироваться с этими интерактивными форматами, а не оставлять это почётное право только сервисам Яндекса. И для всего этого были бы чёткие и открытые правила.
Потребовался почти год, чтобы согласовать форматы интеграции в различных сервисах, и в этом была основная сложность, в том числе для регулятора, но все же сторонам удалось найти компромиссные решения по основным пунктам. То есть сейчас мы находимся на стадии, когда принципиальные договорённости получили юридический статус, однако всем еще предстоит дальнейшая работа по практической реализации соглашений.
Напомню, что Яндекс получил предупреждение ФАС о том, что есть признаки нарушения антимонопольного законодательства, а затем 9 месяцев работал с ИТ-коалицией Рунета для их устранения, а теперь устранил их, что и обозначено в мировом соглашении. Штрафа в пользу государства нет. Есть другой эффект. Процитирую блог Яндекса без комментариев:
Яндекс внесет 1,5 млрд рублей в Российский фонд развития информационных технологий. Новая программа будет предоставлять гранты малым IT-компаниям для продвижения своих товаров и услуг в интернете. Это станет дополнительным импульсом развития цифровой экономики.
Примечательно, что в этой истории ФАС выступила именно как регулятор, что получилось, на самом деле, гораздо тоньше, чем в аналогичных прецедентах в Европе и США. Вместо того, чтобы больно бить оборотным штрафом или иными санкциями и уходить в затяжной юридический конфликт с непредсказуемым для рынка итогом, удалось сделать так, чтобы рынок договорился сам. Я не припоминаю аналогов такой ИТ-истории в мировой практике, и, возможно, это первый такой случай. Для России точно.
Очевидно, что всем очень интересна практическая реализация договорённостей и их жизнеспособность, и я постараюсь держать вас в курсе по тому, как это происходит. Понятно, что «зарубиться» в деталях можно много где, а принятые решения и исполненные решения – это разные истории. И тем не менее, проблема была признана, озвучена, предложены и зафиксированы новые решения для сотрудничества, а не для «войны».
В общем, вспоминая начало пути и прогнозы, итог выглядит оптимистично, и мы надеемся, что рынок сможет работать по-другому.
Автор: Дмитрий