Максим Стулов / Ведомости
Пять известных сайтов — частных объявлений Avito, поиска недвижимости ЦИАН, поиска специалистов Profi.ru, карт 2ГИС и онлайн-кинотеатр Ivi.ru обвинили «Яндекс» в ограничении доступа к их сервисам. По мнению компаний-операторов этих ресурсов, «Яндекс», таким образом, нарушает закон о конкуренции. Претензии компаний изложены в официальной записке, с которой ознакомились журналисты «Ведомостей».
«Яндекс», по словам этих компаний, отдает приоритет в доступах к «колдунщикам». Это ответы на запросы пользователей, оформленные в виде блоков контента, которые появляются на странице с результатами поиска сразу же после рекламы, но перед органической выдачей. Данные, о которых идет речь, агрегируются из сервисов «Яндекса» и официальных источников.
Проблема в том, что сервисы, которые не связаны с «Яндексом», не могут получить доступ к этим блокам. Так, например, по запросу «купить авто» показываются исключительно блоки с контентом сервиса «Яндекса» Auto.ru, предложений, сформированных другими компаниями в этом модуле нет. По словам авторов записки такое положение дел нарушает права Avito, площадки, которая конкурирует с Auto.ru. В свою очередь, ЦИАН не нравится то, что пользователи, которые ищут недвижимость, видят лишь блок от «Яндекс.Недвижимости». Profi.ru сетует на аналогичную ситуацию с «Яндекс.Услугами», 2ГИС — с «Яндекс.Картами», Ivi.ru — с «Кинопоиском».
По словам представителей Avito, «Яндекс» отдает приоритет собственным сервисам в ущерб сервисам других компаний. Запросы, которые релевантны контенту, который может предоставить «Яндекс» и его сервисы, получают ответку в виде «колдунщиков» российской компании, куда доступ другим компаниям, не связанных с «Яндексом», закрыт.
По словам представителей 2ГИС, после того, как приоритет был смещен в сторону продуктов «Яндекса», трафик из органической выдачи поисковика на конкурирующие с этими сервисами сайты «на мобильных устройствах сократился приблизительно процентов на 50». По словам гендиректора 2ГИС Александр Сысоев, сторонние сервисы недополучают 15-20% трафика.
Проблемы, о которых идет речь выше, касаются не только пяти компаний, разработавших записку. Она актуальна и для многих других сервисов. Так, виджеты «Яндекса» получают весьма значительную долю трафика поисковой выдачи, а другие сайты попасть на эту же позицию в выдаче не могут. По словам представителей некоторых сервисов «Яндекс», если ему пожаловаться на проблему, сначала исправляет ситуацию, а затем, через некоторое время, возвращает все на прежнее место.
С точки зрения самого «Яндекса» ситуация выглядит довольно странно. Представитель компании удивляется тому факту, что «коммерческие компании из интернет-индустрии решили регулировать работу другой коммерческой компании». При этом уведомлений «Яндекс» не получал. Интерактивные ответы, по мнению компании, не имеют никаких преимуществ перед результатами органической выдачи, не приводя к понижению позиций каких-либо иных сайтов.
В записке же предлагается дать сторонним сервисам доступ ко всем формам поисковой выдачи «на коммерческих условиях, одинаковых для всех участников рынка». По мнению аналитиков, предложение вряд ли будет услышано «Яндексом», поскольку вполне логично, что компания продвигает и развивает собственные продукты при помощи своего поисковика. Это можно назвать инвестициями в развитие своих сервисов, поскольку компания не продает приоритетные места в поиске, отдавая их собственным продуктам.
Представитель Avito заявил, что если ситуация не будет исправлена, то некоторые компании готовы обратиться в ФАС. "«Но мы рассчитываем, что противоречия можно разрешить путем открытой дискуссии на одной из общественных площадок с участием всех заинтересованных сторон»", — прокомментировали ситуацию в Avito.
Как уже сообщалось ранее, в ФАС пожаловался билетный оператор Kassir.ru. По словам представителей этого сервиса, «Яндекс» продает билеты при помощи своих виджетов, отдавая приоритет собственным сервисам. Другим игрокам в такой возможности отказывают даже на коммерческой основе.
Игроки рынка считают, что обращение в ФАС не гарантирует успеха. Так, не вполне ясно, можно ли считать «Яндекс» доминирующим субъектом в этой ситуации. Дело в том, что поправки в закон о защите конкуренции лишь обсуждаются. В итоге они позволят определить, занимает ли цифровая платформа доминирующее положение. Ну а доводы, что «колдунщики» мешают пользоваться другими сервисами, вовсе не доказывают, что «Яндекс» сознательно злоупотребляет своим положением на рынке поисковых услуг.
Автор: marks