В Госдуму внесён законопроект о беспилотных автомобилях на дорогах общего пользования

в 4:20, , рубрики: беспилотные автомобили, будущее здесь, Законодательство в IT, законопроект, транспорт, яндекс

В Госдуму РФ внесён законопроект № 710083-7 «Об опытной эксплуатации инновационных транспортных средств и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Авторы законопроекта предлагают следующее:

  • выпуск на дороги общего пользования по всей России дистанционно управляемых автомобилей без руля и людей в салоне;
  • в случае возможного ущерба в ДТП пострадавший получает страховку в размере 1 млн руб (минимальная сумма страхования для беспилотников).


На сегодняшний день тестирование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования разрешено постановлением правительства №1415 в Москве и Татарстане в рамках эксперимента. В проекте участвуют или планируют участвовать «Яндекс», университет «Иннополис», «Аврора Роботикс», МАДИ, АО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем». Используются серийно выпускаемые модели (Toyota Prius, Kia Soul, Ford Focus и т. д.) с датчиками, камерами и другим оборудованием. Каждую машину сначала проверяют в научном центре НАМИ. По сведениям «Коммерсанта», пока сертифицированы только машины «Яндекса», которые уже в мае появились на улицах Москвы. «На начальном этапе тестирования на месте водителя будет находиться инженер-испытатель», — сказал в комментарии для Хабрахабра руководитель направления беспилотных автомобилей «Яндекса» Дмитрий Полищук. Флот беспилотников «Яндекса» в этом году доведут до 100 автомобилей.

В Госдуму внесён законопроект о беспилотных автомобилях на дорогах общего пользования - 1

Однако действующее законодательство не позволяет выпускать на обычные дороги автомобили вообще без людей в салоне и без органов управления (например, без руля и педалей), что сильно ограничивает конструкторов и угрожает эмиграцией ведущих специалистов за границу, считает Сергей Жигарев, один из авторов законопроекта. Новый законопроект в значительной степени снимает эти ограничения.

В «Яндексе» концептуально поддержали документ: «В данный момент сфера беспилотного транспорта регулируется исключительно подзаконными актами, — сообщили в пресс-службе компании. — На законодательном уровне регулирование отсутствует, в результате сохраняются неопределенность и противоречия, которые являются барьером для дальнейшего развития и внедрения технологии. Законопроект может помочь в их устранении. Мы готовы делиться своим опытом, участвовать в обсуждении и доработке документа».

В пояснительной записке к законопроекту указано, что проект вносится для создания благоприятных правовых условий для опытной эксплуатации высокоавтоматизированных (инновационных) транспортных средств: «Предлагаемые в законопроекте изменения позволят повысить степень инвестиционной активности в области тестирования инновационных технологий в сфере транспорта и создать условия для развития сегмента рынка инновационных транспортных средств».

Законопроект определяет понятия для регламентации тестирования робомобилей, вводит для них особый правовой статус и регламентирует порядок выдачи разрешений на проведение опытной эксплуатации на дорогах общего пользования.

Вот некоторые интересные моменты из законопроекта.

Беспилотные автомобили в тексте называют «высокоавтоматизированным транспортным средством». Есть также понятие «инновационных транспортных средств», в которых применены новые конструктивные решения, качественно изменяющие основные эксплуатационные показатели, и которые нельзя оценить в соответствии с действующими документами по стандартизации.

Водителем транспортного средства считается не только физическое лицо в салоне, осуществляющее управление им, но и человек, который «активирует автоматизированную систему вождения, а также контролирующий движение этого транспортного средства, в том числе в автоматизированном режиме управления». Другими словами, водителем считается и техник, который выпустил робомобиль на дорогу, и оператор, который имеет доступ к дистанционной системе управления.

Согласно закону, оператор обязан «прилагать все возможные усилия для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, защиты их прав и законных интересов, обеспечения сохранности имущества, находящегося в собственности граждан, юридических лиц и государства, независимо от того, пользуется ли он автоматизированной системой вождения или самостоятельно осуществляет управление».

Высокоавтоматизированное транспортное средство должно быть оборудовано системой, позволяющий немедленно отключить автоматическую систему вождения и принять на себя управление водителем или оператором.

Проводить тесты беспилотников в РФ имеют право не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели, которым автомобиль принадлежит на праве собственности и у которых «есть специальное разрешение либо намерение получить специальное разрешение».

Порядок выдачи «специальных разрешений» позже должно установить правительство РФ. Обязательным условием получения специального разрешения является «предоставление собственником инновационного транспортного средства доказательства заключения договора страхования его гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при осуществлении опытной эксплуатации инновационного транспортного средства, на сумму, минимальный размер которой определяется правительством РФ, однако не менее, чем двукратный размер страховой суммы возмещения потерпевшим причиненного вреда, установленной законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Участники отношений, возникающих в связи с опытной эксплуатацией инновационных транспортных средств, «несут ответственность за вред, причинённый опытной эксплуатацией инновационных транспортных средств, в соответствии с гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации».

Законопроект предусматривает страхование на сумму, «вдвое (или более) превышающую максимальную страховую выплату по ОСАГО», то есть на 1 млн руб. Это в десять раз меньше, чем страховая сумма, прописанная в действующем постановлении. Из-за этого координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов сначала раскритиковал проект: «После принятия этого закона над гражданами России совершенно официально будут ставить опыты, — заявил он. — И если что пойдёт не так, то виноваты в этом будете вы, ваши дети и близкие, а не программист «Яндекса», который косякнул и допустил баг в программе. Баг уберут, а на могиле вашего ребёнка напишут, что его смерть была не напрасной. Зато у вас, помимо осознания великой миссии, ради которой погибло ваше чадо, будет миллион рублей».

Но спустя несколько дней авторы законопроекта пригласили Петра Шкуматова в Госдуму на встречу, где он пообщался со старшим научным сотрудником в ИГП РАН и заместителем руководителя по регулированию киберфизических систем в Госдуме Андреем Незнамовым. По итогам встречи Шкуматов удалил старый пост и написал похвальный отзыв: «Мы все вместе провели замечательные два часа в коллективном мозговом штурме… Надеюсь, что продолжим общаться по беспилотникам и дальше. Сам процесс внедрения автономных автомобилей уже пошёл и насколько он будет гуманным по отношению к нам с вами (то есть к человеку) зависит в том числе и от всех нас… Удивительно (или нет), но в России это всё по умолчанию бесплатно и бескорыстно. В отличие от той же Европы, где автопроизводители скидываются на дела ассоциаций по этой теме, на научные исследования и прочую деятельность. И в отличие от США, где подобные институты уже давно существуют и работают не только за государственные деньги».

В общем у меня новости ) Сегодня сходил в Госдуму по теме беспилотных автомобилей и познакомился с замечательными и...

Опубликовано Петр Шкуматов Понедельник, 3 июня 2019 г.

Для реализации норм о тестировании беспилотных автомобилей потребуется внести изменение в несколько действующих законов РФ, в том числе в закон «О безопасности дорожного движения», в закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации», в законы «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», «О техническом осмотре транспортных средств» и «О транспортной безопасности».

Автор: alizar

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js