«Вспомните самые яркие моменты, которые происходили с вами в прошлом году. Сколько их? Пять? Десять? А как же остальные 365 дней? Это и есть «длинный хвост», который составляет нашу жизнь. Каждый день должен быть полон событий и приносить нам счастье.»
Анна Ветринская, ген. директор Adventum
Длинный хвост
Пользуясь поиском Яндекса, мы находим качественный ответ на высокочастотные запросы «снять квартиру», «купить ноутбук». Но мы меняемся и становимся более требовательны, нас уже не устраивает просто квартира. Я хочу «Снять квартиру с розовым диваном», поможет ли мне в этом Яндекс? Сколько страниц я буду вынужден пролистать, чтобы найти ответ?
Интересы пользователей уходят от высокочастотных запросов в пользу низкочастотных. Такая тенденция наблюдается во многих сферах (см. книгу «Длинный хвост» Криса Андерсона).
На графике мы видим, что объем высокочастотных запросов ограничен, в то время как число низкочастотных запросов стремится к бесконечности. Причем, чем точнее низкочастотный запрос, тем выше по нему конверсия и ниже конкуренция.
Кто оценил данную тенденцию и использует её уже давно?
Дорвеи
Выдача Яндекса по коммерческим низкочастотным запросам представляет собой список дорвеев. Приведу все тот же пример, что и год назад, запрос «сбербанк сургут потребительский кредит» — ситуация не изменилась. Данный запрос есть в базе низкочастотных запросов по кредитованию у дорвейщиков.
Мы можем сейчас составить список из этих дорвеев и отправить в Яндекс, их забанят в течение недели (проверено). Но ситуацию это никак не изменит. Через неделю Яндекс проиндексирует новую партию дорвеев.
Сегодня рынок дорвеев – это не 10-ток студентов. За рулем стоят крупные компании, иногда это владельцы, сотрудники партнерских систем. Дорвеи используют эффективные посадочные страницы с хорошей конверсией.
Из-за постоянного введения новых сайтов у доростроев есть возможность анализа и создания более эффективных страниц. И они будут развиваться дальше, пока цена создания дора не станет выше прибыли от него.
Что же делать?
Вытеснить дорвеи из выдачи
Почему по НЧ коммерческим запросам не выдаются качественные сайты? Потому что для качественных сайтов есть «Правила». Они не могут делать то, что дозволено дорвеям.
Пример. Компания собрала тарифы банков по кредитам, разбила их по присутствию в городах России. Сделала каталог тарифов по городам. Т.о. по запросу «потребительский кредит в городе Н» данный сайт дает качественный ответ. Но Платон накладывает санкции на такой сайт, и его нет в выдаче.
Действия «Платона» бывают субъективны, казалось бы, он борется за качество сайтов, но порой расчищает дорогу дорвеям.
Банить все «партнерское»
Самый легкий метод выжечь все на корню. Нет партнерок – нет дорвеев. Но тогда не будет и ряда «хороших сайтов». Рынок станет скучным и монополизированным, а простому человеку будет сложнее добиться успеха. Дорвейщики уйдут в соцсети и другие источники трафика.
В партнерках есть явный минус – они способствуют развитию доростоя, а порой и сами принимают в этом участие. Блокировка за работу с партнерками поощряющими развитие дорвеев – возможный выход.
С другой стороны партнерки – это удобно. Я сам работал с банками напрямую, тут много сложностей, начиная от документооборота, до отчетов, тех. проблем, споров и задержек в выплате. Партнерки позволяют думать о развитии проекта, а не о рутине.
Создание блеклиста дорвеев
Я разговаривал с представителями крупных коммерческих сайтов, и они готовы оплачивать даже ручную работу по блокировке дорвеев. Если вручную собирать списки дорвеев и слать их в Яндекс, средний срок жизни таких сайтов упадет до 2х недель. Целесообразность создания новых встанет под вопрос. Крупные же ресурсы получат приток трафика в 10ки процентов, в зависимости от заспамленности тематики.
Другим вариантом может быть создание блеклиста на подобии тех, что создаются против почтового спама. Но тут есть свои сложности в согласовании работы с поисковыми системами и рассмотрением споров.
Автор: Ezhedum