Минкомсвязь не поддержала идею ФАС по обязательной установке российских приложений на мобильные устройства. Вопрос «на данный момент остаётся открытым», сказано в записке, подготовленной Аналитическим центром при правительстве по поручению Минкомсвязи, подлинность которой подтвердил представитель министерства Евгений Новиков, пишет РБК.
Министерство боится в том числе и того, что Apple откажется выпускать особую версию iOS специально для российского рынка «в силу его незначительности». А ведь такими телефонами пользуются многие чиновники, включая бывшего президента страны, которому аппарат подарил лично Стив Джобс. Кстати, тот телефон оказался залочен на AT&T, так что пришлось купить другой.
Но факт в том, что отказываться от продукции Apple никто не собирается. А ведь и другие производители могут поступить аналогичным образом и не инвестировать в создание специальной российской версии с предустановленными программами.
Напомним, в январе 2019 года Федеральная антимонопольная служба России представила программный документ — Концепцию предустановки приложений на смартфоны в Российской Федерации. Она составлена по результатам обсуждения специалистов из Экспертного совета ФАС России по информационным технологиям, совещания с разработчиками ПО и производителями устройств (всего более 30 организаций). Правила предустановки приложений неоднократно дорабатывались и уточнялась по замечаниям членов рабочей группы, сообщает ФАС.
Два основных положения Концепции:
- Обязательная предустановка российских приложений, аналогичных по функциональности зарубежным приложениям.
- Возможность удаления любых предустановленных программ.
По мнению ФАС, такие правила способствуют «развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка».
Вероятно, главный лоббист предустановки российских приложений на смартфоны — компания «Яндекс», которая таким образом борется с монополией Google. Не секрет, что Google продвигает браузер Chrome и другие свои продукты за счёт фактической монополии операционной системы Android. Всё началось с рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Google по жалобе «Яндекса» в 2015 году.
В ходе рассмотрения того дела ФАС выяснила, что предустановка мобильных приложений — самый эффективным канал «доведения» приложений до конечного потребителя и она приоритетно используется разработчиками операционных систем. В результате российским разработчикам, которые не распространяют свои продукты по всему миру, очень сложно зайти в канал предустановки и конкурировать с владельцами мировых операционных систем. «Таким образом, глобальные компании получили конкурентное преимущество для продвижения собственных приложений и сервисов», — сделала вывод ФАС. Принятые сейчас правила должны устранить эту несправедливость.
Рабочая группа ФАС выделила четыре класса программного обеспечения, которое должно быть предустановлено на смартфоны:
- программы, обеспечивающие поиск в интернет (браузеры, самостоятельные поисковые приложения, приложения, обеспечивающие функциональность общего поиска в качестве функциональности внутри других приложений);
- антивирусное ПО;
- программное обеспечение, реализующие геопозиционирование пользователя (карты, навигаторы);
- программное обеспечение, реализующее функции обмена электронными сообщениями между пользователями информационной системы.
Таким образом, на всех российских телефонах должны появиться как минимум браузер, мессенджер, карты и антивирус российского производства.
Выбор производителей ПО и процедуры предустановки остаётся за производителями устройств.
Российские разработчики и операторы связи (Mail.ru, «Лаборатория Касперского», МТС, Мегафон, Руссофт) поддержали Концепцию.
Проект поправок в законодательство направили в Минкомсвязь. Но сейчас, как видим, на него получено отрицательный отзыв. Представитель министерства Евгений Новиков высказал сомнение в том, чтобы продвигать конкуренцию методами, традиционными для естественных монополий: «Рынок приложений для пользовательского оборудования и так конкурентен, поэтому такие методы здесь вряд ли будут эффективными», — отметил он. Кроме того, многие приложения связаны между собой, что приводит к риску передела рынка в пользу крупных российских игроков (Mail.ru, «Яндекс»).
Замглавы Минкомсвязи Михаил Мамонов сказал, ФАС будет повторно направлять концепцию в министерство на согласование. «При формулировании своей позиции мы будем исходить из того, насколько в новом варианте документа будет обеспечен баланс приоритетов поддержки национальных компаний и интересов российских потребителей», — отметил он. Министерство предложило смягчить требования к обязательной предустановке приложений и внести следующие изменения в законопроект:
- Заменить термин «предустановка» на обеспечение потребителю в явном виде возможности выбора российского ПО, то есть возможность самостоятельно выбрать необходимые приложения при первом использовании устройства;
- Распространить требование об обязательной предустановке только на приложения, обеспечивающие поиск в интернете;
- Рассмотреть вопрос предустановки отечественного антивирусного ПО отдельно от концепции ФАС, поскольку это вопрос обеспечения безопасности, а не конкуренции;
- Проработать вопрос, смогут ли производители устройств соблюдать требования предустанавливать и удалять приложения на конкретных устройствах и др.
Ранее против инициативы ФАС выступили производители гаджетов из Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (Apple, Samsung, Huawei, Google, Phillips и др.). По их мнению, в любом виде инициатива ФАС «губительна для рынка».
Обязательную установку российского ПО на смартфоны поддерживают 6,2% пользователей Хабра, не поддерживают 93,7%.
Автор: alizar