Журнал Forbes опубликовал свежий рейтинг самых дорогих компаний Рунета с краткой справкой-анализом по каждой из 20-ти компаний, которые попали в список.
Вершина рейтинга не представляет интереса: первые три строчки остались те же, что и в прошлые годы: «Яндекс», Mail.ru Group и Avito. Несмотря на расширение бизнеса, общая экономическая ситуация не способствует повышению стоимости российских интернет-гигантов.
Например, «Яндекс» за год неплохо развивался, практически поглотил местный Uber и запустил ряд новых сервисов («Яндекс.Облако», «Яндекс.Диалоги», «Яндекс.Плюс», «Яндекс.Драйв»), но его оценка за год снизилась с $12,38 млрд до $10,724 млрд. Но это скорее характеристика депрессивного состояния всей российской экономики, чем оценка действий самого «Яндекса».
На втором месте Mail.ru Group, чья оценка за год тоже упала с $6,86 млрд до $5,362 млрд. За минувший год компания купила киберспортивный холдинг ESforce за $100 млн, а в апреле запустила онлайн-сервис заказа лекарств «Все аптеки». Осенью 2018-го группа получила около 18% акций онлайн-сервиса такси «Ситимобил» и договорилась с китайским интернет-гигантом Alibaba создать онлайн-ретейлера AliExpress Russia.
Эксперты Forbes считают, что Mail.ru Group старается диверсифицировать бизнес. То же самое делает «Яндекс». Кстати, последняя недавно объявила о снижении доли рекламы в общей структуре доходов до 80%, хотя ещё год назад она составляла 90%. Похоже, компания старается избавиться от такой «зависимости». Видимо, как и Mail.ru Group. Но эксперты говорят, что эти структурные изменения происходят естественным путём из-за снижения темпов роста рекламного бизнеса.
В то же время некоторые непрофильные активы растут очень быстро. Например, выручка «Яндекс.Такси» увеличилась за год на 293% до 18,9 млрд руб., а в следующем году доходы могут удвоиться, прогнозирует аналитик Sova Capital Александр Венгранович. Но пока это направление убыточно, следует из отчетности компании: скорректированная EBITDA отрицательная — минус 4,4 млрд руб. Причина понятна — большие инвестиции в перспективное направление.
Третье место рейтинга Forbes тоже вполне традиционно занимает Avito: $3,85 млрд (в прошлом году $2,734 млрд). За 2018 год число его пользователей выросло с 32 млн до 35 млн человек в месяц. В январе 2019 года фонд Naspers выкупил 29,1% акций компании за $1,16 млрд, доведя свою долю до 99,6%. Поэтому сервис и получил увеличенную оценку в $3,85 млрд.
Если компания непубличная, то Forbes выполняет экспертную оценку её стоимости. Как видим, в случае Avito они промахнулись примерно на 50% или даже больше, если сделать поправку на общее падение российского рынка примерно на 15%, что видно по реальной рыночной капитализации «Яндекса» и Mail.ru.
Остальные позиции в рейтинге:
4. Wildberries — $1 200 млн
5. Ozon Group — $694 млн
6. Headhunter — $299 млн
7. Ситилинк — $245 млн
8. 2ГИС — $243 млн
9. Lamoda — $226 млн
10. IVI.ru — $204 млн
11. Aviasales — $196 млн
12. Profi.Ru — $151 млн
13. ОнлайнТрейд.Ру — $110 млн
14. Skyeng — $109 млн
15. 1С-Битрикс — $106 млн
16. TalentTech — $97 млн
17. Циан Групп — $96 млн
18. B2B-Center — $95 млн
19. Superjob — $93 млн
20. YouDo — $88 млн
Эксперты Forbes отмечают появление в рейтинге двух новичков: TalentTech (16-е место) и YouDo (20-е место).
TalentTech — технологическая компания, выросшая из подразделения инвестиционной компании «Севергрупп». С 2017 года объединяет несколько проектов в области образования и трудоустройства. Крупнейший проект группы — «Нетология-групп», вошедший в структуру в августе 2017 года, обеспечивает около 80% годовой выручки.
Сервис YouDo объединяет заказчиков и исполнителей различных заданий: курьерские услуги и грузоперевозки, ремонт, уборка, компьютерная помощь и проч. На сайте создано более 4 млн заданий и зарегистрировано около 1 млн исполнителей, с которых берется плата за информацию об их услугах. Сервис вошёл в топ-20 благодаря тому, что в 2018 году МТС купила 13,7% акций за $12 млн. Соответственно, оценку пришлось пересчитать, хотя опрошенные эксперты считают, что МТС переплатила за него.
Кроме того, в топ-20 вернулась ещё одна биржа труда, организованная по принципу Uber, — сервис «Профи.Ру».
Покинули рейтинг компании KupiVip Group и Mamba. Опять же, это не обязательно связано с их бизнесом, просто в этом году Forbes немного изменил методологию экспертной оценки.
Автор: Анатолий Ализар