Яндекс! Спасибо за Uber

в 10:14, , рубрики: uber, usability, интернет-маркетинг, маркетинг, яндекс

Привет! В этой статье хотелось бы рассмотреть поглощение Яндексом службы такси Uber с точки зрения обычного пользователя, который немного понимает в программировании и не любит грязный маркетинг.

Итак, начнем, пожалуй с ностальгии. Вспомните те времена, когда Яндекс никак не был причастен к уберу. Какое было прекрасное время. Удобное приложение, куча фич (например, составление сложных маршрутов или запланированные поездки), отзывчивая служба поддержки и сильно отличные от других водители. Отличие же заключалось в том, что в убере чаще всего попадались не просто таксисты, а обычные водители, и им, видимо, проходили какие-то тренинги на тему того, как можно и нужно себя вести. Хорошие были времена…

Итак, Яндекс каким-то магическим образом объединяется с убером. В этот момент времени я был в Минске и это сильно сказалось на моем удобстве. Начнем с того, что при объединении у нас сменилось приложение. Точнее, формально, оно было тем же самым, но внутри поменялось абсолютно все. Например, пропала возможность составить маршрут с остановками. Также не стало возможности изменять координаты посадки после заказа. А ведь это иногда очень сильно экономило время и вам, и водителю. Также, не было возможности делиться live координатами, что тоже очень удобно. Карта начала работать с глюками. Во-первых, куда-то пропала плавность движения, во вторых, координаты часто начали прыгать. То есть, ты не всегда понимаешь, где находится машина. Что еще? Пропала разница между тем, с какой стороны улицы вы поставите отметку. Что слева, что справа. Уж не знаю, может тут дело не в приложении, а в лени водителей, которые добавились при объединении.

Яндекс! Спасибо за Uber - 1

Также, в первые несколько дней рейтинг всех водителей убер упал до 4.2. Яндекс не перенес рейтинги, но перенес количество поездок. Представьте, каков был шок водителей, у которых по несколько тысяч поездок и хороший рейтинг. «Пофиксили» свою ошибку огромным костылем. Рейтинг всем водителям подняли до 5 (facepalm).

Кстати, я говорил, что приложение для водителей также ухудшилось? Каждый водитель, у кого бы я не спросил про их новое приложение, как минимум ругался матом, пытаясь описать новый UX.

Интересный факт, когда я полетел в Киев на несколько дней, то же самое приложение перестроилось на старый уберовский интерфейс и работало очень хорошо.

Ну, окей, подумал я, ребята из Яндекса только взялись за продукт, дедлайны, все дела, наверное, в скором будущем все поправят. Ждал я долго, месяц, два, три, пять, и вот наткнулся на рекламу в ленте фейсбука: Скачай приложение Uber BY и получи скидку 40% на все поездки.
Интересный маркетинговый ход, не так ли? Все таки весомая скидка, но нет, спасибо, не хочу. Все удобство убера заключается именно в том, что ты скачиваешь одно приложение и оно работает везде, и работает хорошо. Пролистал рекламу и забыл. Но…

Яндекс! Спасибо за Uber - 2

Через некоторое время я получил прекрасную СМС, с более агрессивной политикой маркетинга.
Это уже ни в какие рамки не лезло. То есть, если раньше у меня хоть был выбор, пользоваться кривым неудобным приложением, которое работает везде и чуть менее кривым, но которое работает только в Беларуси, то сейчас такой выбор у меня решили внаглую забрать. Как по мне — это абсолютное неуважение к пользователям, попытка навязать свою политику, полностью забив на мнение клиентов.

Наступил тот вторник, я зашел в старое приложение и смог заказать себе такси до работы. Ура, подумал я, грубый дешевый маркетинг, но я, в принципе, ничего не теряю. Но счастье мое длилось недолго.

Яндекс! Спасибо за Uber - 3

Счастье, когда ранним утром ты опаздываешь на работу, у тебя мало заряда батареи на телефоне, да еще и Яндекс подбодрил.

Такое сообщение я получил на следующее утро. Благо, на телефоне было приложение от другой фирмы, которая не хватает звезд с неба, но относится к свои клиентам куда лучше.

Казалось бы, до работы я все еще добираюсь, убер в других странах у меня будет работать, вроде проблема решена… Но почему я тогда решил все таки написать эту статью? А все просто, недавно вышло такое же приложение Uber Azerbaijan, также есть приложение Uber Russia. Наверняка для каждой страны СНГ будет свое приложение. Получает ли пользователь реальный профит с этих приложений? Абсолютно никакого. А минусов хоть отбавляй.

Во первых, если у меня в гугл аккаунте страной указана Беларусь, то соответственно я не могу скачать ни Uber Azerbaijan, ни Uber Russia. А это значит, что если я вдруг решу посетить одну из этих стран, я не смогу вызвать себе такси из аэропорта, пока не сменю страну в Play Market. А смена страны в некоторых случаях лишает вас платных подписок на Google сервисы, если они не доступны в вашей стране. Что еще? В приложении пропала возможность посмотреть детальную информацию о тарифе. Также, как только вы сядете в машину и водитель начнет поездку, вы больше не увидите его имя. Возможности построить сложный маршрут мы так и не получили. Все также лагает и жутко глючит местоположение водителя в реальном времени. Карты Яндекса может лучше заполнены в некоторых странах СНГ, но сами по себе являются той еще болью, судя даже по тому же уберу от Яндекс.

И где обещанные плюшки, касающиеся локальных рынков?

Ну, и последнее. В Азербайджане несколько лет назад был внесен закон, который облагал налогом все международные онлайн оплаты. К стоимости поездки добавлялся еще налог в 18%. Было бы логично, если бы при появлении нового локального приложения, перевод денег осуществлялся бы внутри страны, дабы люди не платили лишние 18%. Но нет, такого нововведения в локальном убере никто не получил.

Я все таки повторюсь, какого х в чем профит перехода на новые локальные приложения? Как быть людям, которые часто путешествуют? Когда мы наконец получим хотя бы тот набор фич, который был в старом, добром, нормальном приложении от Убер? Ну, и наконец, как долго будет продолжаться такой агрессивный бизнес-ориентированный маркетинг, и сколь еще вы будете так нагло забивать на своих пользователей?

У меня все, надеюсь, работники Яндекс смогут ответить хоть на какую-то часть вопросов. Увы, старого приложения, наверное, мы больше не получим. Жаль, что у нас отняли одно из лучших приложений на рынке такси СНГ.

UPD. Возможность создать сложный маршрут появилась, просто поменялся UX, потому было не очевидно.

Автор: Rustam Sultansoy

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js