Осторожно! Лонгрид.
Речь пойдет об оптимизации страницы статьи для поисковых систем. Данный материал больше подходит для продвижения в Яндексе.
Специально для Хабровцев, в заключении есть список всех разделов применимых к Хабрастатьям.
UPD// Эта страница уже в топе Google.
Цель статьи — наглядно показать, как работает контент и, если мы увидим эту страницу в топе Яндекса по запросу "оптимизация статьи", значит все сделано верно и статья является актуальной.
- URL
- Смысловое выделение
- Анализ конкурентов в выдаче
- Разнообразие контента
- LSI-копирайтинг — синонимы и поисковые подсказки
- CTR с поиска — заголовок и сниппет
- Социальный замок, push-уведомления и подписка
- Микроразметка статьи
- Ссылки на трастовые источники
- Мобильная версия
- Перелинковка
- Комментарии
- Объем текста, тошнотность и другие бесполезные параметры
- Уникальность статьи
- Чек-лист
- Заключение
SEO оптимизация статьи — это оптимизация информационной страницы сайта с целью ее появления в топе выдачи поисковых систем по интересующим запросам.
URL
Начнем с самого верхнего и простого — URL страницы статьи.
При его формировании следует придерживаться нескольких правил:
- Чем короче — тем лучше;
- Только ЧПУ;
- Ключевые слова в урле.
Правильный URL для этой страницы выглядел бы так:
http://habrahabr.ru/post/seo-optimizaciya-stati/
Про саму транслитерацию переживать не стоит, есть множество сервисов, позволяющих транслитерировать фразу.
К сожалению, на Хабре нельзя сделать ЧПУ, поэтому фактор URL в данном эксперименте плюса не даст.
Каждая страница должна иметь уникальный адрес (URL). Желательно, чтобы вид URL давал представление о том, что содержится на соответствующей странице. Использование транслитерации в адресах страниц также позволит роботу понять, о чем может быть страница. Например, один только URL http://download.yandex.ru/company/experience/Baitin_Korrekciya%20gramotnosti.pdf дает поисковому роботу множество информации о документе: его можно скачать; формат, скорее всего, PDF; документ, вероятно, релевантен запросу «коррекция грамотности» и так далее.
Смысловое выделение
Заголовки
Обязательно используйте теги заголовков h1-h6.
На странице должен быть только один заголовок h1 и он должен быть в самом верху страницы.
Заголовок h1 должен содержать в себе основной ключевой запрос, можно разбить ключ на части. Пишите заголовок коротко и понятно читателю.
Правильно использовать теги заголовков следующей структурой
Выделение фраз тегами b, i, em
Фразы и слова в тексте следует выделять тегами b, i, em только в том случае, если это поможет читателю обратить внимание на важные по смыслу части текста.
Также важно отметить, что теги смыслового выделения в статье стоит использовать для отдельных слов и коротких фраз, а вот целые предложения и длинные фразы лучше выделять с помощью тега blockquote, о нем мы поговорим ниже.
В HTML 4 есть различие между тегами b и strong. Первый тег b — является тегом физической разметки и устанавливает жирный текст, а тег strong — тегом логической разметки и определяет важность помеченного текста. Такое разделение тегов на логическое и физическое форматирование изначально предназначалось, чтобы сделать HTML универсальным, в том числе не зависящим от устройства вывода информации.
На данный момент поисковые машины не учитывают разницу между тегами физической и логической разметки.
Анализ конкурентов в выдаче
Для того, чтобы понять какие элементы обязательны, а какие можно использовать как преимущество, необходимо:
- Вбить в поисковой строке Яндекса интересующий нас запрос, в данном случае это «SEO оптимизация статьи»;
- Открываем первые 5 сайтов выдачи, естественно, пропуская рекламные ссылки Яндекс.Директ;
- Анализируем статьи конкурентов;
- Выделяем необходимые элементы и возможные конкурентые преимущества по контенту.
1 место | 2 место | 3 место | 4 место | 5 место | |
Смысловое выделение | + | + | + | + | + |
Видео | - | + | + | - | - |
Картинки | + | + | + | + | + |
Таблицы | - | - | - | - | - |
Списки | + | + | - | + | + |
Цитаты | + | + | - | - | - |
Ссылки на трастовые источники | + | + | - | - | - |
Содержание | + | + | - | + | - |
Очевидно, что лучше ранжируются страницы с большим количеством важных элементов.
- Никто не использует таблицы table, это значит, что мне обязательно необходимо вставить таблицу в эту статью, так как это может стать конкурентным преимуществом;
- Видео использовано всего в двух статьях и они близко к ТОПу, поэтому и я сделаю видео, тем более оно хорошо впишется в один из разделов;
- На первом и втором местах в Яндексе статьи, в которых несколько раз использован тег цитирования blockquote, следовательно, считаю, что он обязателен к использованию;
- У сайтов в топе есть содержание и исходящие ссылки на трастовые источники, возьму эти пункты на вооружение.
Полный чек-лист проверки приведен в конце статьи.
Разнообразный контент
Яндексу очень нравится, когда информация подается с помощью разных видов контента, это чаще всего очень полезно для пользователей. Поэтому стараемся красиво, структурировано и информативно оформлять текст статьи, используя:
Списки
Правильно размечайте списки с помощью html разметки ul и ol.
Картинки
В статье очень полезно как для пользователей, так и для поисковых машин вставлять картинки. Самое важное чтобы картинки были полезными для пользователей, а также желательно, чтобы они были уникальные.
Легкие способы делать уникальные картинки:
- Скриншот с видео YouTube
- Скручивание, вытяжка, изменение пропорций уже проиндексированных картинок, для максимальной уникализации следует использовать фотошоп и его возможности редактирования мета данных
Не забудьте прописать атрибуты alt и title размещенным картинкам.
Видео
Не всегда возможно органично вставить видео в статью, а также не по каждой теме его легко сделать, однако, хорошее, информативное видео принесет много пользы, в том числе поможет в улучшении свойств страницы, учитываемых при ранжировании.
Таблицы
Как и списки, рекомендую использовать html разметку таблиц с помощью тега table, а не размещать их картинками.
Цитаты
Цитаты, которые я уже несколько раз упоминал и использовал в этой статье. Часто они будут вашим конкурентным преимуществом в части разнообразия контента.
В HTML существует несколько тегов для обозначения цитат:
blockquote — предназначен для выделения длинных цитат внутри документа. Текст, обозначенный этим тегом, традиционно отображается как выровненный блок с отступами слева и справа, а также с отбивкой сверху и снизу.
q — используется для выделения в тексте коротких цитат. Содержимое контейнера автоматически отображается в браузере в кавычках.
cite — Адрес, который указывает на источник цитаты.
Аббревиатуры
Если в тексте вы используете аббревиатуры, то полезно будет расшифровать их с помощью тега abbr.
```http
AMP
```
LSI-копирайтинг — синонимы и поисковые подсказки
При написании статей стоит опираться на основные требования LSI-копирайтинга
Использование синонимов и анализ поисковых подсказок значительно расширяет семантику вашей статьи и позволяет более подробно раскрывать вопросы, волнующие пользователей, тем самым, косвенно влияя на ранжирование:
- Улучшение поведенческих факторов;
- Рост числа соцсигналов;
- Более широкая релевантность запросам.
Итак, смотрим какие запросы и подсказки мы можем извлечь из вордстата. Проанализировав всю информацию, получаем следующие результаты:
Запросы
```http
— оптимизация статьи
— SEO оптимизация статьи
— поисковая оптимизация статьи
— сео оптимизация статьи
— продвижение статьи в яндексе
— seo продвижение статьи
```
Подсказки
```http
— оптимизация статьи для сайта
— оптимизация статьи под поисковые запросы
— seo оптимизация статьи это
— seo оптимизация статьи примеры
— сео оптимизация статьи пример
— продвижение статьи по ключевым словам
— оптимизация статьи для сайта
```
Постараюсь не впихнуть, но разнообразить текст там, где это смотрится органично, запросами и подсказками, приведенными выше. Использовать фразы буду только в качестве синонимов и не обязательно в одной строке, то есть фразы можно разбивать на части.
Запросы содержащие аббревиатуру «сео» на русском языке я использовать не буду, так как считаю, что важнее позаботиться о читателе, нежели о семантической наполненности.
CTR с поиска — заголовок и сниппет
Очень важно помнить о поведенческих факторах. В этой части статьи обращу ваше внимание на такой важный показатель ПФ как CTR с поиска. Это показатель, отражающий частоту клика по ссылке на ваш сайт со страницы поисковой выдачи Яндекса, он сильно влияет на ранжирование. Улучшить его на странице статьи можно несколькими способами:
- Оптимизация Title и meta-Description страницы (или той части, которую Яндекс выводит под заголовком в сниппете);
- Использование emoji в тексте под заголовком сниппета;
- Микроразметка статьи;
- Микроразметка хлебных крошек сайта.
Микроразметка breadcrumbs:
Это не полный список того, как можно влиять на сниппет, но достаточный в контексте оптимизации статьи.
Emoji в SERP Google:
Emoji в SERP Яндекса:
Яндекс выводит Emoji в структуре урла в сниппете
К сожалению, Хабр не отображает emoji, не позволяет сделать микроразметку, поэтому мне остается только заголовок, он же title страницы статьи.
Итак, приступаю к заголовку.
Во-первых — SEO всегда движется и большинство читателей таких статей это знают. Соответственно, их интересует актуальная информация.
Во-вторых — исключительно по моему мнению, люди, которые вбивают интересующий меня запрос, ищут именно план или мануал, а не абстрактную писанину на тему продвижения статьи. Слово «План» мне ближе, поэтому я использую именно его.
В третьих — использую СЧ запрос который включает и ВЧ запрос в моей тематике.
Получаю:
"SEO оптимизация статьи: актуальный план"
Социальный замок, push-уведомления и подписка
На странице статьи обязательно должны быть кнопки «поделиться» всех социальных сетей, которыми пользуется ваша целевая аудитория.
Социальный замок — очень полезный инструмент, который скрывает контент, промо-код или любую интересную пользователю информацию. Для того, чтобы увидеть скрытый контент, нужно поделиться страницей в социальной сети, кликнув на одну из предложенных кнопок. Получается, что пользователь лайкает или ретвитит вашу страницу, а взамен получает интересный, смешной или полезный контент.
Несмотря на ожидание негатива со стороны пользователей, эксперименты по промо-коду бесплатной доставки в интернет-магазине за репост, лайку, чтобы увидеть «анекдот дня» на статейном ресурсе, дали безусловно положительный результат.
Пример социального замка:
Упомяну про Push-уведомления и E-mail подписку на сайте, так как считаю эти элементы во многих случаях необходимыми для статейных ресурсов. Оба инструмента кем-то могут восприниматься как спам, однако для части аудитории будет очень полезным. Подробнее о «Пушках» можно почитать в этой Хабрастатье .
Пример Push уведомления:
Микроразметка статьи
Shema.org Article
Микроразметка Shem'ой положительно отразится на продвижении статьи, да и сайта в целом. Применительно к статьям используется схема Article. Ничего сложного в реализации разметки нет, а дать она может более структурированный и читабельный сниппет.
Стоит размечать весь медиаконтент, используемый в статье разметкой MediaObject.
Open graph разметка
Данный вид семантической разметки используют Facebook, Вконтакте, Google+, Twitter, LinkedIn, Pinterest и другие сервисы.
В контексте статьи микроразметка OG может использоваться для привлекательности поста вашей статьи в соцсети.
Переходы из социальных сетей с хорошими ПФ очень положительно влияют на ранжирование статьи. Поэтому, если вашей статей делятся, например, в Facebook, то правильным шагом будет сделать превью максимально эффективным за счет микроразметки и поднять количество переходов. Пост с разметкой open graph будет выглядеть гораздо более привлекательно и с него будет значительно больше переходов, чем с поста без разметки.
Будет полезным разметить видеоконтент. Яндекс при помощи Open Graph передает данные в свой сервис «Видео», поэтому, чтобы увеличить вероятность получать траф оттуда, делаем микроразметку.
Например GeekTimes использует разметку OG и, при клике на «поделиться в соцсети» мы получаем:
Для чего еще используется семантическая микроразметка, можно почитать в Хабрастатье Яндекса.
Ссылки на трастовые источники
Издревле считалось, что внешние ссылки со страницы негативно влияют на продвижение. Когда-то давно это было правдой, но в текущих реалиях внешние ссылки на авторитетные ресурсы скорее принесут пользу и уж точно не нанесут вреда. Если посмотреть на сайты конкурентов в ТОПе выдачи по информационным запросам, то можно увидеть, что на многих стоят ссылки на Википедию и прочие авторитетные сайты.
Мобильная версия
Доля поисков с мобильных устройств стремительно растет, поэтому обязательно необходимо, чтобы статья выглядела хорошо при просмотре с телефона или планшета. В том числе, стоит помнить об AMP для Google и Турбо-страницах для Яндекса. По опыту можно сказать, что и то и другое дает некоторый плюс в трафике на сайте в целом. Более того, официальный Google упоминал о том что, AMP делает страницы mobile-friendly и, как следствие, может повлиять на ранжирование.
Поисковые системы улучшают выдачу результатов поиска для пользователей мобильных устройств (смартфонов, планшетов). Таким пользователям вероятнее всего будет показан сайт с адаптивным дизайном, динамической версткой страниц, мобильная версия сайта или Турбо-страница.
Перелинковка
Не забывайте о внутренней перелинковке, если хотите, чтобы статья была в топе. Очень хорошо, если перелинковка устроена внутри всего сайта и, в каждой статье, при естественном упоминании другого материала, стояла на него ссылка. Следует помнить о блоках перелинковки «похожие статьи», «лучшие статьи» и так далее. Насчет этого Хабр позаботился за меня.
В данной статье реализована навигация по разделам через содержание и в некоторых местах из текста.
Комментарии
Дополнительный уникальный контент и регулярное обновление страницы за счет комментариев читателей. Все это — замечательный ресурс для улучшения параметров ранжирования страницы. Обязательно добавляйте возможность комментирования ваших статей.
Есть большое количество плагинов для комментариев практически на все известные популярные CMS, в большинстве случаев можно подобрать подходящий вариант из готовых решений. Также существуют различные удобные внешние решения.
Отвечайте на комментарии к вашей статье, чтобы мотивировать пользователей к продолжению беседы. Отвечая на вопросы по теме статьи, вы добавляете на страницу больше тематической информации и, возможно, раскрываете вопросы, ответы на которые упустили.
Я бы не рекомендовал покупать комментарии, так как они крайне редко бывают информативными. Но, как вариант, если у вас на сайте мало трафика, то можно самому написать несколько текстов комментариев и запостить их в течение недели-двух от лица других пользователей, а потом развернуто ответить на каждый.
Объем текста, тошнотность и другие бредовые параметры
Не стоит обращать внимание на такие параметры, как объем текста, тошнотность, плотность ключевых слов. Яндекс на данном этапе развития уже достаточно умный для того, чтобы оперировать более значимыми факторами ранжирования, на которые искусственно влиять крайне трудно. Самое важное для нас — поведенческие факторы, в следствие этого, все перечисленные выше «бредовые» параметры заменяются одним актуальным понятием — тексты для людей. Необходимо писать интересные, информативные и приятные для чтения тексты, наполняя их разнообразным, полезным для пользователей контентом. Таким образом мы улучшим поведенческие факторы до максимума, зависящего от контента статьи.
Уникальность статьи
Для того, чтобы поисковые системы знали, что оригинальна именно ваша статья, информируем их об этом. Для Яндекса используем инструмент из панели вебмастера Оригинальные тексты, а для Google из Search console отправляем url с новоиспеченной статьей на индексацию.
Для одного сайта можно добавить не более 100 текстов в сутки.
Чек-лист:
Таблицу ниже можно скопировать и ставить в пустых ячейках слева пометки и комментарии.
URL | ||
Транслитерирован | ||
Короткий | ||
Используются ключевые слова | ||
Смысловое выделение | ||
Заголовок h1 используется один раз | ||
Заголовок h1 содержит ВЧ запрос, он логичен и отражает пользователю суть статьи | ||
Используются загловки h2-h6 для структурирования текста | ||
Структура заголовков правильная | ||
Используются теги выделения b, I, em | ||
Теги смыслового выделения используются по делу, не спамно | ||
Анализ конкурентов в выдаче | ||
Составлен список элементов используемых конкурентами | ||
Составлен список элементов которые конкуренты не используют | ||
Составлен список возможных преимуществ | ||
Разнообразие контента | ||
Использован максимум возможных преимуществ по разнообразию контента | ||
У таблиц прописан тег caption | ||
У картинок заполнены атрибуты alt и title | ||
Списки сделаны с помощью тегов ul, ol | ||
Использованы цитаты | ||
Аббревиатуры расшифрованы тегом abbr | ||
LSI-копирайтинг — синонимы и поисковые подсказки | ||
Текст несет смысловую нагрузку | ||
Текст структурирован, разбит на абзацы | ||
Статья хорошо читаема | ||
Использованы синонимы | ||
Текст отвечает на максимум вопросов по теме | ||
CTR с поиска — заголовок и сниппет | ||
Title страницы содержит ВЧ запрос близко к началу или в самом начале | ||
Длина Title около 70 знаков, желательно не больше | ||
Title логичен, понятен и выделяется среди заголовков конкурентов | ||
meta-Description станицы заполнен, содержит ключевые запросы | ||
Использована ли возможность поставить Emoji | ||
Настроена ли микроразметка хлебных крошек | ||
Социальный замок, push-уведомления и подписка | ||
Есть ли возможность поставить социальный замок, настроен ли он | ||
Есть ли возможность настроить push-уведомления и подписка на рассылку, настроены ли они | ||
Кнопки шаринга в социальных сетях установлены | ||
Микроразметка статьи | ||
Разметка Shema.org Article и MediaObject реализована и проверена валидаторами в обоих поисковиках | ||
Разметка Open Graph реализована и протестирована | ||
Ссылки на трастовые источники | ||
При возможности проставлены ссылки на авторитетные ресурсы | ||
Мобильная версия | ||
Есть AMP версия страниц статей для Google | ||
Есть версия турбо-страницы для Яндекса | ||
Перелинковка | ||
В статье используются быстрые ссылки для перехода по разделам внутри страницы | ||
Из текста статьи есть внутренние ссылки между страницами сайта подходящие по смыслу | ||
На странице статьи есть блок "похожие статьи", "топ статьей" или другие подходящие по смыслу блоки перелинковки | ||
Комментарии | ||
Есть возможность комментирования статьи | ||
На все комментарии вы отвечаете оперативно и развернуто | ||
Уникальность статьи | ||
Статья добавлена в Оригинальные тексты Яндекс Вебмастера | ||
Страница статьи отправлена на индексацию через Google Search Console | ||
Орфография и пунктуация | ||
Правописание проверено |
Заключение
Практически по каждому пункту можно написать отдельную статью, поэтому в некоторых вопросах опущены тривиальные части и больше внимания уделено вещам, про которые многие забывают. И, тем не менее, есть простые, но важные пункты, которые освещены довольно глубоко.
Важно стараться описать все вопросы, связанные с тематикой статьи, хотя бы в минимальном виде и максимально улучшать восприятие текста пользователями за счет структурирования текста, выделения важных моментов и грамотного выбора вида подачи информации.
Стоит отметить, что невозможность применения многих актуальных пунктов в данной статье за счет ограничения функционала Хабра, несколько усложняет задачу продвижения этой страницы. Однако, авторитетность Хабра в глазах Яндекса частично заменит недостающие пункты оптимизации, а также, если будут соблюдены некоторые условия, от меня независящие, то шансы на успех будут очень велики.
Что позволяет использовать Хабр для продвижения статьи в топ Яндекса:
- Смысловое выделение
- Анализ конкурентов в выдаче
- Разнообразие контента
- LSI-копирайтинг — синонимы и поисковые подсказки
- CTR с поиска — заголовок и сниппет
- Ссылки на трастовые источники
- Перелинковка
- Комментарии
Автор: Евгений Юдин