Компании приходится проверять заявления, поданные в бумажном виде
С первого января этого года в РФ действует закон «о праве на забвение». Закон обязывает поисковые системы удалять информацию определенного рода по запросу пользователя, без решения суда. Речь идет об информации, которая имеет отношение к заявителю, и которую заявитель считает незаконной, недостоверной или неактуальной. За невыполнение закона поисковому сервису может грозить штраф в размере до 1 млн рублей.
За время действия закона в «Яндекс» обратились 1348 человек с заявлением на удаление определенной информации о себе. Поисковый сервис удовлетворил всего около 27% заявлений, отказав по всем остальным заявкам. Такой высокий процент отказов, как утверждают представители компании, связан с невозможностью проверить достоверность информации по каждому заявителю.
Распределение обращений по темам (источник)
Сотрудники «Яндекса» просто не в состоянии проверить, достоверна ли информация по каждому из заявителей, и нарушает ли ее распространение чьи-либо права или законы. «Мы предупреждали об этом ещё на стадии обсуждения законопроекта: закон закрепляет за поисковиками не свойственные им функции судов или правоприменительных органов. Эта проблема особенно заметна при работе с обращениями об удалении ссылок на незаконную и недостоверную информацию», — сообщается в блоге компании.
В качестве примера можно привести ситуацию, когда человек требует удалить ссылку на сайт, где утверждается, что этот человек некачественно выполнил работу или же не вернул долг. Компания просто не в состоянии проверить, так ли это. Поэтому заявителя отправляют в суд.
Еще один пример — это сложность проверки «достоверной, но неактуальной информации» (а таких запросов, по данным компании, около 51% от общего числа). «Например, когда врач требует удалить ссылки на все ресурсы с негативными отзывами о нем. Он мотивирует это тем, что отзывы написаны давным-давно и информация неактуальна. По закону поисковик обязан выполнить требование. В итоге пользователи найдут только хорошие отзывы, то есть доступ к части информации будет ограничен», — комментируют представители «Яндекса».
Интересно, что большинство запросов поступает в компанию в виде бумажных писем.
«Яндекс», проанализировав полученные запросы и сложности реализации их выполнения, предлагает доработать закон «о праве на забвение». В частности, предлагается требовать удаление ссылок на недостоверную или незаконную информацию без решения компетентных органов; добавить критерий общественной значимости; и предоставить поисковикам самостоятельно определять форму подачи обращений.
Автор: marks