27 октября, после публикации финансовых результатов за третий квартал, менеджмент «Яндекса» в ходе телеконференции ответил на вопросы аналитиков.
О переговорах «Яндекса» с производителями смартфонов и о первом в мире perfomance-based спонсорском контракте с футбольным клубом вы уже могли почитать в других источниках.
Мы же обратили внимание на то, что в ходе конференции два вопроса были заданы неоднократно. Первый вопрос касался того, почему «Яндекс» не нанимает новых людей. Второй — средств, лежащих на балансе компании, и планов по выплате дивидендов из этих средств. Оба вопроса, что характерно, поступили от аналитиков российских инвесткомпаний.
Не ясно, почему аналитики из российских компаний задали два вопроса про «кэш», а из западных — ни одного. Может быть дело в том, что в России инвесторы более сосредоточены на доступном cash flow, нежели на росте капитализации. Тем более, что ростом капитализации «Яндекс» в последнее время порадовать тоже не может, стабильно демонстрируя падение даже рублевых котировок. А может быть на западе лучше понимают, что для постановки вопросов о дивидендах надо сперва попасть в совет директоров (так можно трактовать ответ CFO «Яндекса» Грега Абовски, по словам которого вопрос несколько не по адресу и относится скорее к компетенции совета директоров). Что характерно, с вопросами про «кэш» выступили аналитики из госбанков — «Сбербанка» и ВТБ, а президент и председатель правления «Сбербанка» Герман Греф в совет директоров «Яндекса» как раз входит.
Так или иначе, у компании нет планов относительно накопленного кэша (кроме скупки своих акций и долга время от времени) и, похоже, что вопрос о выплате дивидендов несколько преждевременный — деньги являются подушкой безопасности в нестабильной экономической обстановке:
Sure, so on the balance sheet right now we have U.S. $832 million equivalent of cash, we’ve been using it to buyback our convertible bonds which we think is an attractive use of capital, we’re also are able to buyback our stock, which we might do from time-to-time and beyond that there are sort of no immediate plans of what to do with that. […]
Sure, this is probably, obviously much better question for our Board of Directors. Given the fluctuation in the exchange rates, which impact our business both […] our office rent as well as […] CapEx which is dollar-denominated, we kind of felt like it was a little premature to revisit a policy of dividends.
Сокращение штата
Менеджмент «Яндекса» неоднократно заявлял, что сложная макроэкономическая ситуация (падение реальных зарплат, рост безработицы) — это хорошая возможность для найма талантов.
Однако, читатели «Роема» могли заметить, что в рубрике «Кадры» в этом году гораздо больше новостей про увольнения и уходы из «Яндекса», чем про приобретения новых сотрудников.
Официальная позиция пресс-службы, насколько мы в редакции можем судить, заключается в том, что кто-то компанию покидает, кто-то приходит, «обычные дела». В какой-то момент у нас даже появились сомнения: может быть мы действительно предвзяты и концентрируемся на негативе? Однако, цифры из отчетности наглядно демонстрируют тренд — за три квартала штат «Яндекса» сократился на 202 сотрудника:
Будет уместно вспомнить, что по результатам четвертого квартала прошлого года «Яндекс» собирался в среднем повысить зарплаты на уровень официальной инфляции (15%) тем, кого не уволит. При этом разработчики должны были получить больше административного персонала, который предполагалось сокращать.
По результатам трех кварталов так и вышло — доля расходов на разработку (как процент от выручки) увеличилась год к году гораздо заметнее, чем аналогичный показатель для SG&A:
Для лучшего понимая не очень наглядного графика нужно посмотреть на исходные данные за первый квартал: разработка вместо 18.4% стала жрать 27.1% - увеличение почти на 9п.п., и это при растущей выручке. Одновременно, доля выручки на прокорм SG&A почти не изменилась:
Александр Венгранович из «Открытие Капитал» спросил, планирует ли «Яндекс» при улучшении макроэкономической ситуации вернуться к растущему тренду количества сотрудников, или на штат компании больше влияют потребности проектов, а не макро.
COO «Яндекса» Шульгин ответил в том духе, что в компании не сокращение сотрудников, а стабильность. При этом более приоритетные направления («Браузер» и mobile) усиливаются, а менее — ослабляются :
So on the headcount I will say that we are rather shift in headcount between different products and our total headcount was much closer to be stable this year rather than decrease. We were adding people in the key important projects like Yandex browser for example, a mobile search and also in some specific business units, while reducing headcount in other products. So this is my view on the headcount situation.
Отвечая на последовавший вопрос аналитика «БКС» о затратах на персонал и штате сотрудников, Грег Абовски пояснил, что компания старается сохранить количество сотрудников на одному уровне в условиях роста расходов на персонал, как процента от выручки:
I think as we said before we slowed down our overall rate of hiring and we’ve basically kept our overall headcount essentially unchanged, if you look back to a year ago, our headcount is down about a 100, if you look back sort of quarter-to-quarter it’s just down very modestly, and our personnel cost as a percentage of sales is actually up year-over-year.