Скандал с Кинопоиск.ру выпустил на поверхность то, что Яндексу стоило бы охранять как зеницу ока. Неудивительно, что весь менеджмент, замешанный в раскрытии этой страшной тайны, был уволен за нарушение Акта о неразглашении информации. Но мы-то никакого акта не подписывали (хотя кто его знает, что там включено в стандартной лицензии Яндекса...), поэтому можем рассказать, что же это за страшная военная тайна…
С лёгким и тяжёлым матерком сотрудники компании очень верно описали то, что называется в менеджменте «проблемами взросления компании». Существуют разные теории, объясняющие происходящее с фирмами, но большинство теоретиков науки управления согласны с наличием в «жизни» компании нескольких этапов. Начинающие предприниматели занимаются бизнесом на уровне индивидуального предпринимателя, затем привлекают работников, расширяют штат, — и так до тех пор, пока у них не замаячит возможность прыгнуть в крупный бизнес. На этом уровне плохо работают приёмы, которые помогали на предыдущих этапах, поэтому приходится нанимать совершенно новых людей.
Прыжок в крупный бизнес — самый опасный для предпринимателя. Во-первых, он рискует потерять контроль над своим делом по разным причинам — появятся акционеры, возникнет необходимость делегировать часть полномочий. Во-вторых, успешная модель может оказаться немасштабируемой. Именно из-за этого многие корпорации настаивают на минимизации, максимальном дроблении своего бизнеса. Так изначально была построена Microsoft: Билл Гейтс всегда старался создавать её как объединение небольших групп, каждая из которых обладает достаточной самостоятельностью; так же строился Макдональдс.
Формализм убивает бизнес
Государства и крупные корпорации оказываются перед постоянным вызовом: им ежеминутно необходимо искать баланс между прозрачностью процедур и эффективностью. Хотя кажется, что одно должно поддерживать другое, на самом деле, между этими подходами — коренное противоречие. Прозрачность бизнеса, в первую очередь для руководителей и акционеров означает, что все участники процессов должны надлежащим образом фиксировать своё поведение. Это может проявляться по-разному: где-то приходится заполнять километры бумаг, где-то — ежедневно писать отчёты и заявки, где-то — проходить на работу только по «пимпочке». Суть остаётся одна: информация должна быть зафиксирована кем-то в базе данных. В какой-то момент оказывается не так уж важно, насколько эта информация правдива, и совершенно незаметно для менеджмента главным бизнесом корпорации становится генерация отчётов.
Признаки «дряхления».
По роду деятельности мне приходится быть «внутри» разных компаний и корпораций. И если собственники могут что-то упустить изнутри, то юристу со стороны можно различить признаки одряхления фирмы. Нельзя описать их формальными признаками, иначе получится ещё одна форма для заполнения, и их определение будет бессмысленным. Нужно бить тревогу, когда происходят такие вещи:
— в компании проводятся семинары по заполнению внутренней документации;
— руководство внедряет новую систему менеджмента до того, как было закончено внедрение предыдущей;
— в компании ценятся руководители, которые осуществляют общее руководство, слабо разбираясь в существе дела;
— среди сотрудников появляются разговоры вроде: «это не моя зона ответственности»;
— руководству начинает казаться, что порог вхождения на рынок защищает их от конкурентов, которых можно в крайнем случае перекупить;
— сотрудникам становится проще промолчать, чем высказать критическое замечание по какому-то вопросу.
Всё это хорошо известно из теории, практики и истории бизнеса, и тем не менее, на одни и те же грабли наступают тысячи гигантских корпораций, разрушающихся на глазах тысяч аналитиков и консультантов.
Похоже, что признаки дряхления появились и у Яндекса.
Эта компания взобралась на бизнес-Олимп и стала почивать на лаврах, игнорируя совершенно объективную конкуренцию на этом рынке. Достигнутый паритет с Гуглом, вытеснение остальных конкурентов на обочину, — всё это кажущиеся успехи. Сегодня они есть, а завтра — о них будут писать в книгах «Великие победы прошлого».
Чем дальше будет формализовываться процесс предоставления услуги пользователю внутри компании, чем больше будут тратить времени на внедрение новых методик управления, тем дряхлее будет становиться Яндекс.
Что это значит для остальных?
Это даёт исключительную надежду. Общее правило: кто входит позже, получает больше технологий и за меньшую цену, распространяется и на этот рынок. Тем, кто бросил свои юношеские мечты о создании собственного поисковика, стоит почитать новинки, поворошить свой код и заглянуть на кучу опенсорсовских проектов. Тем, кто хочет бросить вызов в сфере продажи объектов авторских прав, можно не пугаться присутствия на этом рынке Яндекс.Музыки.
Яндекс дряхлеет. Может быть, у него ещё есть шанс расправить свои плечи и вырваться, но слишком много людей говорят ему о том, что он всех победил. И в тишине рынка обязательно проснутся те, кто поставит перед собой амбициозную, наглую и бесшабашную цель — сожрать Яндекс.
У них есть шанс.
Автор: juryev