Приветствую!
Всё же, народ интересует тема малой авиации. Имею в виду хабранарод. А так как космонавтика, как ни крути, начинается с первоначальной лётной подготовки, то данный хаб — лучшее место для моего поста.
Многие хотят летать. Но мало у кого, скорее всего, имеется хоть мало-мальски внятное представление о том, что необходимо предпринять для того, чтобы стать пилотом. Я прошёл этот путь: от горящих глаз на МАКСах, парашютных прыжков с подвесной системой Д-6, до вступления в ряды курсантов «нескажукакого» аэроклуба, получения лицензии пилота любителя и… Покупки собственного самолёта!
Сразу оговорюсь, что мой, с позволения сказать, «мануал» — это «маршрутная карта» на тему «Как стать легальным пилотом малой авиации». То есть, можно просто научиться летать, например, вас научит друг. Но это не сулит вам «Пилотского удостоверения», которое-то и даёт вам право летать на собственном и/или арендованном воздушном судне. Это один в один, как с автомобилем: можно уметь ездить, но не иметь водительского удостоверения, а можно ездить, имея последнее -)
Собственно, я намеренно не буду супер углублённо расписывать процедуру, поскольку для этого есть специализированные ресурсы, а лишь дам «маршрутную карту», состоящую из перечня шагов и их последовательность.
Итак.
1) Первое и главное: вы хотите летать. Больше всего, не колеблясь, не сомневаясь. Имеется желание? Да? Ну тогда первое, что от вас требуется, это понять, сможете ли вы оплачивать дорогостоящее обучение в каком-либо АУЦ (Авиационном Учебном Центре) или аэроклубе.
Могу лишь ориентировочно назвать вилку цены лётного часа с инструктором для Московского региона, поскольку ценовая политика различных учебных заведений сильно варьируется от массы факторов (например, будете ли вы обучаться сразу на ЯК-18Т или на простеньком аэропракте; как далеко от Москвы располагается аэродром, на котором базируется техника соответствующего учебного заведения; какой инфраструктурой и каким инструкторским составом обладает клуб и многих других). Вилка примерно в диапазоне от 7-8 тыс. рублей за лётный час до 10+. Это говоря про поршневые самолёты. Вертолётный же лётный час — это порядка 30 тыс. рублей.
2) Если с пунктом «1» у вас всё сложилось и вы выбрали учебное заведение, подходящее вам по всем параметрам, вам необходимо пройти ВЛЭК (врачебно-лётную экспертную комиссию) по графе «III» (подробности здесь). Идти на ВЛЭК можно как самостоятельно, так и по направлению от заведения, в котором вы намерены обучаться. Если вы соответствуете предъявляемым комиссией требованиям к здоровью, то вы получаете вот такую вот бумагу, свидетельствующую о допуске вас к полётам в качестве пилота-любителя.
3) А вот уже после после прохождения ВЛЭКа вы можете, собственно, приступать к обучению. Кстати, крайне желательно (если не совсем обязательно, могу ошибаться) иметь техническое образование не ниже среднего специально. Т.к. у меня высшее техническое, для меня этот вопрос не оказался актуальным, но любое учебное заведение спрашивает о том, какое у вас образование. Дело в том, что для того, чтобы летать, нужно понимать ПОЧЕМУ и КАК «эта-штуковина-тяжелее-воздуха» поднимается ввысь, да ещё и умеет выделывать в небесах чёрти-чего)
И ведь, действительно, летать — очень непростое занятие, вдобавок сопряжённое с неимоверными (по сравнению с многими другими видами деятельности) рисками. Однажды подняв крылатую машину вверх, у вас не так много выбора: либо благополучно приземлиться, либо «вариант два» («вариантом два» можно расписать на А4 убористым почерком; ну, например: сваливание в штопор, срыв потока и сваливание на крыло на посадке, парашютирование на выдерживании, столкновение в воздухе с птицами или другими ВС). Словом, нас как пилотов интересует лишь «вариант один», чему нас и учат инструктора, книги по практической аэродинамике, руководства по лётной эксплуатации (РЛЭ), техники, метеорологи и многие многие другие одушевлённые и нет участники сего процесса.
Думаю, для первой части достаточно. Если вызовет интерес, «поедем» дальше при появлении времени на написание последующих шагов.
P.S. Замечательная книжечка по аэродинамике (word).
Автор: AntonVolkov